Борис Тортунов: У меня и в "Крыльях" должно все сложиться!

Вернувшись в Суперлигу после двухлетнего пребывания этажом ниже, столичные "Крылья Советов", как это делают в подобных случаях, заметно укрепились. А самым титулованным из новичков, вне всяких сомнений, является страж ворот Борис Тортунов. Ведь в магнитогорском "Металлурге" он становился чемпионом России и даже всей Европы на клубном уровне.
Борис приехал в Магнитогорск в 1992 году и успел стать одним из символов "Металлурга". Тем удивительнее оказался его переход в ярославское "Торпедо" в середине позапрошлого сезона. Тогда этот трансфер стал одной из самых громких сенсаций дозаявочной кампании.
— Есть такой человек — президент "Металлурга" Геннадий Величкин, которому я в определенный момент поперек горла встал, — говорит Борис. — Из-за него-то в середине позапрошлого сезона и пришлось уходить из "Магнитки". Мне не помог даже матч со шведским "МоДо". Мы тогда выиграли по буллитам и вышли в финал Евролиги. Вернулись после этого из Швеции и поехали на выездные встречи чемпионата России. Проиграли в Казани, в Нижнекамске уступали по ходу игры, но все-таки вырвали ничью. В воротах у нас Карпенко стоял. Я подхожу к Белоусову и спрашиваю, в чем, мол, причина того, что на лавке сижу. А тот отвечает: "Извини, не в моей это компетенции, ничего не могу сделать". Короче говоря, сначала меня на скамейку запасных посадили, потом совсем на трибуну и сказали, что денег для меня нет.
— Кто сказал?
— Величкин. Правда, потом мы с ним вроде как проблему решили: он признал, что был не прав, сказал, что будто его против меня науськивали. В общем, пожали мы друг другу руки и разошлись.
ПОЛТОРА ЧАСА НА ПЕРЕХОД
— За что же Геннадий Иванович на вас так осерчал?
— Понятия не имею.
— Однако расстались вы, в конце концов, с руководством "Металлурга" по-доброму?
— С тренерами-то точно, а вот от взаимоотношений с Величкиным на душе осадок остался. Особенно из-за того, как он себя повел, когда я травму колена получил. Помню, должен был ехать на матч всех звезд Суперлиги в Новокузнецк. Факс от организаторов на мое имя в "Магнитку" пришел. Так Величкин ответил, что Тортунов травмирован и приехать не может, а в клубе говорил, якобы я "кошу", отлыниваю от игр и тренировок. Хотя тренироваться-то мне все равно приходилось, несмотря на боль в ноге.
— Вы и в Ярославль с травмой перешли?
— Я на нее старался не обращать внимания. Так и доигрывал сезон. А по его окончании "Локомотив" оплатил операцию. Кстати, переход мой в Ярославль состоялся при довольно любопытных обстоятельствах. Получилось так, что дозаявки заканчивались через два дня после того, как меня в "Магнитке" на трибуну усадили. Я уже тогда звонил в Омск и Челябинск, новое место подыскивал. Президент "Мечела" мне ответил, что такого "высокооплачиваемого" вратаря обеспечить не сможет. В принципе он, наверное, вполне доволен был Ширгазиевым и Зуевым — зачем, стало быть, кого-то еще со стороны брать? А в Омске я никого не нашел — "Авангард" на выезде играл. Ярославль же в тот момент пожаловал к нам на матч в Магнитогорск. На раскатке я подошел к играющему тренеру "Локомотива" Леше Трасеуху, которого давно знал, и спросил, нужен ли им вратарь. Он посоветовался с руководством, и после матча мне сказали: "Будь готов играть за Ярославль!" За какие-то полтора часа я собрал все необходимые документы и успел привезти их в аэропорт. А на следующий день поехал в Ярославль сам.
— Вас не смущало, что там в то время основным голкипером считался Егор Подомацкий, который к тому же входил и в сборную России?
— Конкуренции я никогда в жизни не боялся. В "Магнитке" играл сначала с Валерой Иванниковым, потом с Максом Михайловским. Оба этих вратаря параллельно тоже за сборную страны выступали. Но факты говорят сами за себя. Давайте вспомним статистику. Если Иванников весь круговой чемпионат однажды в "рамке" отстоял, то я тогда без замен играл в плей-офф. А с Михайловским ворота вообще почти не делил — он всего-то раза три-четыре в сезоне их занимал.
— Вы и Подомацкого как-то быстро потеснили с поста номер один в "Локомотиве"…
— Все очень просто. Дали шанс — я его и использовал.
УСПЕШНЫЕ ПОИСКИ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ
— Перед прошлым сезоном ярославский клуб приняли новые состоятельные хозяева, что позволило Петру Воробьеву пригласить хоккеистов чуть ли не на два состава. Однако команда выступала неудачно…
— Петр Ильич — хороший, квалифицированный тренер. Но комплектование команды не его конек. Вот если бы Воробьев приходил в готовый коллектив, тогда другое дело. Как, например, сейчас, когда он возглавил "Ладу". Я нисколько не сомневаюсь, что Петр Ильич наладит там дисциплину и вазовцы добьются хороших результатов.
— В конце ноября его, как вы помните, сняли с поста главного тренера "Локомотива", но через три месяца восстановили в должности. Говорят, будто это был хитрый тактический ход со стороны руководства клуба…
— Нет, пожалуй, это походило на шаг отчаяния. У команды не шла игра, поэтому срочно надо было что-то делать. Правильно поступили руководители или нет, судить не мне. Свое мнение я, безусловно, имею, но оставлю его при себе. А то, что Петра Ильича потом вернули… С игроками по этому поводу никто не советовался, нас просто поставили в известность. Лично я могу сказать, что Воробьев — специалист жесткий, требовательный. Умеет очень хорошо работать с молодежью. Да и с опытными хоккеистами находит общий язык. Мы с ним вдвоем иногда разбирали мои пропущенные шайбы и старались найти причину.
— Находили?
— Конечно. Он выслушает меня, я — его. И в результате мы находили золотую середину.
— И какая же причина встречалась чаще всего?
— Раз на раз не приходилось. То рано на колени сел, то из ворот недостаточно выкатился, то шайбу перед собой прямо на "пятак" отбил… Типичные вратарские ошибки!
— А если, допустим, Воробьева как тренера сравнить с Белоусовым, чья возьмет?
— Это два абсолютно разных наставника, которые проповедуют совершенно разный хоккей. У каждого, разумеется, есть свои плюсы и минусы. Если же судить чисто по человеческим качествам, тут я бы отдал предпочтение Валерию Константиновичу. Он может найти грамотный подход к любому игроку.
— Вы играли в "Магнитке" семь лет. Наверное, этот период в вашей карьере был запоминающимся?
— А как иначе, если в составе "Металлурга" я завоевал все, что можно, на клубном уровне! Поэтому впечатления у меня остались самые приятные. И не только о команде, но и о городе, болельщиках. Особо стоит сказать о боссе клуба Викторе Рашникове. Это благодаря ему "Металлург" достиг таких высот в отечественном хоккее! Виктор Филиппович очень серьезно относится к развитию спорта во всей области.
ВСЕ ДЕЛО В ЛОВУШКЕ
— Уверен, вас уже замучили расспросами о том голе, который вы пропустили в финале Евролиги против московского "Динамо" за 8 секунд до сирены при счете 1:0 в пользу "Магнитки". И тем не менее, как это случилось, если шайба после броска Маркова прошла через всю площадку и не увидеть ее было невозможно? Может, выключились из игры?
— Нет, в такой игре выключиться нереально. Это был злой рок. Ту шайбу я не выпускал из виду с того самого момента, как Марков совершил бросок из своей зоны. Двое наших игроков специально расступились, чтобы дать мне возможность лучше видеть ее полет. Но шайбу я не поймал. Причина? У меня была порвана ловушка, причем в том месте, где она зажимает кисть. "Кругляш" сначала летел низом, затем скакал передо мной по льду и в конце концов попал в нижний край моей ловушки — та провернулась на кисти, а шайба оказалась в воротах. Кто внимательно смотрел матч, видел, что я практически перед каждым вбрасыванием поправлял ловушку.
— Что же вы ее перед игрой в порядок не привели?
— Тот человек, который отвечал за форму, сказал: "Перед матчем шить нельзя!" А перед овертаймом ловушку все-таки зашили, и видите, дурная примета не сработала — мы все-таки выиграли!
— Вы, вероятно, всякого в свой адрес наслушались после той нелепой шайбы?
— Знаете, у нас был такой дружный коллектив, что перед овертаймом в раздевалке мне никто не бросил упрека. Ребята только выдохнули устало: "Ну вот, опять мучиться…" А Белоусов сказал: "Ничего, с кем не бывает! Так представьте, что счет 0:0. Мы сильнее и должны выиграть!"
— А болельщики потом все равно вас донимали?
— В Магнитогорске-то? Спрашивали, конечно. Но я не пытался особо оправдываться, мне ведь мало кто поверить мог, что в ловушке дело.
НА РЫБАЛКУ С ХАСАНОВЫМ
— В Ярославле вы были на хорошем счету, однако перешли в "Крылья".
— Здесь мне предложили более выгодные условия. Звали еще в Омск, в Тольятти, "Мечел" мной все-таки заинтересовался. Но я выбрал Москву.
— Ну, "Мечел" по вполне понятным причинам к вам лицом повернулся. Вы же воспитанник челябинского хоккея.
— Все правильно, только я всего-то за местный "Металлург" две или три игры провел, когда он в первой лиге был. А в 19 лет я уехал на сборы в "Магнитку" по собственной инициативе. Мы вчетвером тогда в Магнитогорск рванули — Саша Сычев, Сергей Ивлев, Саша Гольц и я. Кстати, Сычев, можно сказать, в рубашке родился. Он единственный, кто жив остался из тех 10 хоккеистов "Трактора", что попали в аварию под Ошем. Сашка потом по семейным обстоятельствам в Челябинск вернулся. У Сережи Ивлева проблемы со зрением возникли, поэтому он закончил играть. В общем, в "Магнитке" в итоге мы вдвоем с Гольцем осели.
— Вы и в "Крылья Советов" вместе с другом перешли. Слышал, что в Ярославле вы с Ринатом Хасановым при первой же возможности на рыбалку выбирались.
— Да. Вставали в 5 утра и ехали за город. Мы и в Москве теперь стараемся съездить куда-нибудь рыбку половить, с той лишь разницей, что здесь почти все озера — платные.
— А жену свою не берете?
— Она пока дома — в Челябинске. За детьми ухаживает. У нас же с ней двое — мальчик и девочка. Сейчас я живу на базе, и, пока не получу квартиру, всех их перевозить сюда просто нет смысла.
— Это верно. Главное, чтобы у вас в "Крыльях Советов" все получалось.
— У меня еще не было такого, чтобы где-то дело не шло. Надеюсь, и тут добрая традиция сохранится.
БОРИС ТОРТУНОВ
Родился 14 августа 1973 года. Рост 180 см, вес 72 кг.
| Сезон | Команда | Лига | И | ПШ | ШВ |
| 1991/92 | Мечел | Б | 3 | 2 | 0 |
| 1992/93 | Металлург Мг | А | 22 | 55 | 6 |
| 1993/94 | Металлург Мг | А | 21 | 56 | 4 |
| 1994/95 | Металлург Мг | А | 23 | 44 | 2 |
| 1995/96 | Металлург Мг | А | 23 | 48 | 0 |
| 1996/97 | Нефтехимик | А | 17 | 28 | 0 |
| 1997/98 | Металлург Мг | А | 50 | 81 | 16 |
| 1998/99 | Металлург Мг | А | 48 | 90 | 37 |
| 1999/00 | Металлург Мг | А | 11 | 26 | 0 |
| Торпедо Яр | А | 17 | 21 | 8 | |
| 2000/01 | Локомотив | А | 38 | 57 | 12 |
