Суперклубы пытаются урвать свой кусок пирога

news

Стартовал девятый (а по неофициальной версии — десятый) розыгрыш Лиги чемпионов, которая год от года прибавляет в своем финансовом могуществе. Именно этот фактор — возможность значительно пополнить бюджет — заставляет отдельные клубы (не будем показывать пальцем) идти на не совсем красивые уловки и ухищрения, лишь бы получить свой кусок пирога. Только мы было обрадовались тому, что в Лиге впервые будут два представителя России, как потерявшие всякий стыд деятели УЕФА поставили эту перспективу под сомнение. К счастью, справедливость все-таки восторжествовала, и "Локомотив" отстоял свое законное право на место в европейской элите вместе со "Спартаком".

ФАВОРИТЫ НЕ МЕНЯЮТСЯ

При нынешнем формате — 32 клуба — столпам европейского футбола трудно оказаться в стороне от Лиги чемпионов. Вот и сейчас все победители и фавориты последних лет — "Бавария", "Реал", "МЮ", "Ювентус" и так далее — в сборе. Все они по традиции относятся к главным соискателям трофея.

Краткий перечень наиболее вероятных претендентов на победу логичнее начать с "Баварии" — клубного чемпиона Европы. Но при этом можно с очень большой долей уверенности прогнозировать, что будущей весной держать Кубок в руках будет не она. Дело в том, что еще ни одной команде не удавалось выиграть Лигу чемпионов дважды подряд. К тому же на старте нового сезона мюнхенский клуб выглядит не очень убедительно.

Сетовать на неудачи в трансферных делах главному тренеру баварцев Оттмару Хитцфельду не приходится. Потеряв лишь одного из лидеров — шведа Патрика Андерссона, который ушел в "Барселону", чемпионы Германии скупили целую кошелку звезд, обескровив ряд своих конкурентов по бундеслиге. Это защитник "Байера" Роберт Ковач, одним из условий перехода которого была покупка в "Гамбурге" его брата Нико, универсал Пабло Тиам из "Штутгарта" и лучший бомбардир "Вердера" Клаудио Писарро.

Тем не менее на сегодняшний день все эти приобретения пока дивидендов не принесли. Как показали первые матчи сезона, Хитцфельду все-таки придется рассчитывать, в первую очередь, на традиционных лидеров. А здесь незадача: отправились в лазарет признанные асы Эффенберг, Йеремис, Шолль и Пауло Сержио. Лишившись людей, которые на 80 процентов определяют игру, дружный баварский коллектив принялся разбазаривать очки в чемпионате Германии. А итогом их злоключений стал матч на Суперкубок Европы с "Ливерпулем". Окажись англичане чуть пособраннее в последние минуты, и счет мог бы оказаться разгромным. А так "Бавария" достойно "пободалась" за почетный приз — 2:3.

Но и так футболистам "Ливерпуля" удалось указать на существенные недостатки в игре "Баварии". А заодно и заявить о своих претензиях на трофей. К "Ливерпулю" они, кубки, в последнее время так и липнут — целых пять завоевано за считанные месяцы. Клуб, который около двадцати лет назад был гегемоном европейского футбола, наконец-то возвращает утраченные позиции. Это его первое участие в Лиге чемпионов. Но вспомним, что "Валенсия" с первой попытки дошла сразу до финала. Успехи "Ливерпуля" как-то заслонили собой "Манчестер Юнайтед", который между тем вступил в последний сезон долгой и счастливой эры Алекса Фергюсона. Сэр Алекс, естественно, рассчитывает уйти со сцены на высокой ноте.

Мадридский "Реал" заинтриговал приобретением Зидана. Первое выступление Зизу за "королевский" клуб в значащем матче — против "Валенсии" в чемпионате Испании — оставило разочаровывающее впечатление. Француз абсолютно ничем не подтвердил целесообразность заключенной с ним рекордной сделки. Но по одной-единственной игре судить конечно же преждевременно.

Три итальянских суперклуба — "Ювентус", "Рома" и "Лацио" — попытаются помимо чисто шкурных интересов постоять за пошатнувшийся авторитет кальчо на международной арене: в последние два сезона представители Италии не доходили даже до полуфинала.

БИТВА ЗА МЕТАЛЛ

Финансовый успех Лиги чемпионов, являющейся собственностью УЕФА, и вращающиеся в ней деньги не дают спокойно спать многим. Так, сейчас снова намечается противостояние между УЕФА и Европейской комиссией. На смену мучительно долго разрешавшемуся конфликту вокруг свободы передвижения игроков грядет новый закон. Он касается продажи телевизионных прав на матчи Лиги чемпионов.

Комиссия предупредила УЕФА, что его практика продажи прав только одной телекомпании на территории данной страны "несовместима с европейскими законами". А именно — очень высокая стоимость показа игр ведущего клубного турнира по карману только мощным концернам. Комиссия желает, чтобы положение дел изменилось, то есть чтобы компании и с более скромным оборотом (например, региональные и специализированные каналы) могли получить доступ к Лиге чемпионов. Фанаты, как утверждается, только выиграют от более широкого распределения "пирога". На ответ УЕФА отпущен срок три месяца.

С другой стороны, группа элитных европейских клубов, известная как G-14, призвала УЕФА к проведению "честного и открытого" тендера на маркетинговые права по Лиге чемпионов в 2003 году, когда истечет срок контракта с тем партнером Европейского футбольного союза, который владеет ими в настоящее время.

Реакция УЕФА в лице его исполнительного директора Герхарда Айгнера была прохладной и даже резкой: "Мы не нуждаемся в том, чтобы G-14 руководила нашей маркетинговой стратегией в Лиге чемпионов. Продолжающийся рост экономического успеха этого соревнования говорит о том, что мы сами, без подсказок, можем принимать верные решения. Мы превосходно знаем рынок маркетинговых услуг и от публичных заявлений, типа сделанного G-14, никакой пользы быть не может".

Напомним, что G-14 была создана несколько спонтанно в связи с переворотом, едва не случившимся в европейском футболе на рубеже 1998 — 1999 годов, когда элитная группа, недовольная отчислениями, присуждаемыми УЕФА за участие в Лиге чемпионов, сделала попытку отколоться и организовать Суперлигу, независимую от официального органа. Идея Суперлиги, на которую нашелся мощный спонсор, была близка к реализации и сулила прибыли, на порядок большие по сравнению с существовавшими тогда в Лиге чемпионов.

Ценой больших усилий и компромиссов УЕФА удалось сохранить единство в футбольном доме Старого Света. "Прожорливых монстров" удалось умаслить резким расширением формата Лиги и увеличением их доли в прибыли. Но отношения конфликтующих сторон, естественно, с тех пор были и остаются весьма натянутыми. Отсюда и язвительные нотки в высказываниях Айгнера.

Четырнадцать бывших бунтарей — "Манчестер Юнайтед", "Ливерпуль", "Реал", "Барселона", "Ювентус", "Милан", "Интер", "Бавария", "Боруссия" (Дортмунд), "Марсель", "ПСЖ", "Аякс", "ПСВ Эйндховен" и "Порту" — активно сотрудничали друг с другом в период мятежа. Затем надобность в их взаимодействии вроде бы отпала, но они продолжали тем не менее сохранять образовавшиеся связи и устраивать рабочие встречи, не оставив идеи и в дальнейшем влиять на принятие важных решений, касающихся европейского футбола.

ОППОЗИЦИЯ НА ФУТБОЛЬНОМ ОЛИМПЕ

Около двух лет G-14 была никак юридически не оформлена. Но вот в сентябре прошлого года она решила, наконец, обзавестись формальными атрибутами — конституцией, штаб-квартирой (в Брюсселе), генеральным секретарем на полной ставке. Им стал швейцарский адвокат Томас Курт, в прошлом глава Комиссии по соревнованиям УЕФА. В свое время он много поработал над запуском в жизнь Лиги чемпионов и ее раскручиванием. Переход Курта во "враждебный лагерь" УЕФА, мягко говоря, не приветствовал и отреагировал на это факсом, в котором пригрозил 14 клубам исключением из своих рядов, что повлекло бы их изоляцию — как международную, так и внутреннюю.

Курт, оказавшись в новой должности, повел линию на избежание конфронтации, и его дипломатический опыт пока защищает G-14 от санкций. Более того, возникают ситуации, когда УЕФА вынужден контактировать с группой, правда, нехотя и зорко следя, как бы почва под ногами снова не начала разъезжаться.

"Многие годы УЕФА доминировал в европейском футболе. Это нормально, когда клубы определенного уровня, имеющие общие интересы, ищут пути сближения. И это не означает, что они не хотят больше быть лояльными по отношению к УЕФА", — эти слова отражают точку зрения Курта, хотя были произнесены не им, а Михаэлем Ферсхереном, менеджером "Андерлехта" — клуба, который в январе нынешнего года пригласили присоединиться к группе.

С тех пор как Курт приступил к работе, G-14 смягчила или отказалась от ряда своих первоначальных замыслов. Элитные клубы очень хотели провести в жизнь правило, согласно которому прошлые победы гарантировали бы вечное сохранение места в Лиге чемпионов (или Суперлиге, если она придет ей на смену). Теперь это не обсуждается: понятно, что такое желание абсолютно не сочетается со спортивным принципом. Если богатейший "Интер" раз за разом оказывается за чертой Лиги чемпионов даже при таком расширенном формате, как сейчас, то кто в этом виноват, кроме него самого? Суперлига сейчас также не стоит на повестке дня.

А вот что актуально, так это дальнейшее увеличение прибылей. Сейчас суммарная доля клубов от доходов Лиги чемпионов составляет 75 процентов. Четвертьфиналисту перепадает примерно 20 миллионов долларов, финалисту — около 25 миллионов (точная цифра зависит от набора очков на групповых стадиях). Элитные клубы, подталкиваемые спиралью трансферных цен и гонораров, считают, что есть способы существенно этот "потолок" приподнять. С продажи телевизионных прав на Лигу чемпионов УЕФА имеет сейчас 475 миллионов долларов в год. А вот в английской премьер-лиге аналогичный показатель составляет 777 миллионов. Получается, что продавать права можно и дороже. Отсюда и призыв к проведению тендера, встреченный Европейским союзом в штыки.

Подчеркивая свою возрастающую роль в европейском футболе, G-14 пока не определилась с критериями собственного расширения. В то время как ее эксперты работают над выработкой правил принятия новых членов, многие клубы стремятся попасть в группу. В их числе "Арсенал", "Челси", "Селтик", "Рейнджерс", "Лион", "Ла-Корунья" и другие. В настоящее время действуют жесткие правила: для того чтобы клуб был принят в G-14, необходимо согласие каждого из 14 членов. А среди них есть как приветствующие расширение ("МЮ", "Бавария", "Реал"), так и настроенные консервативно ("Барселона", "Марсель"). Поэтому никому пока так и не был дан "зеленый свет".

Новости. Архив