День Владислава

news

Великолепная игра Владислава Третьяка позволила нашим хоккеистам сдержать натиск "Кленовых листьев" в первом периоде финального матча Кубка Канады-81. Лучший вратарь мира успокоил, а с другой стороны, вдохновил партнеров, и они не оставили от хваленых канадских профи камня на камне.

Наибольшую опасность у хозяев представляло звено Тротье из "Нью-Айлендерс", тогда доминировавшее в НХЛ. В обороне с ним играли капитан хозяев Потвен (тоже из "Айлендерс") и знаменитый монреалец Робинсон. Грозно выглядела вторая тройка, которую составили лидер "Канадиенс" Лафлер, долгожитель НХЛ Дионн и восходящая звезда канадцев Гретцки. Остальные же форварды были не особо известны. А, например, Гейни славился, прежде всего, отработкой в обороне и использовался в качестве рабочей лошадки.

Тем не менее именно нападающие четвертого состава организовали первый опасный момент у ворот Третьяка. Однако Миддлтон на пятачке не дотянулся до бесхозной шайбы. Вскоре на нашей синей линии ошибся Ирек Гимаев, шайбу подхватил Лафлер, тут же переадресовал в центр Дионну: Третьяк с большим трудом коньком отразил шайбу, летевшую в правый нижний угол. Любопытно, что в стартовой двадцатиминутке как раз Гимаеву представился единственный реальный шанс поразить ворота Лиута. Однако при игре пять на три (были удалены Дионн и Потвен) Ирек после броска Касатонова не сумел с метра переправить шайбу в сетку. В остальное же время доминировали хозяева. Миддлтон выскочил почти один на один, Лафлер, Гретцки, Босси атаковали практически в упор, Потвен попытался застать врасплох Третьяка броском от синей линии — все тщетно. Наш вратарь действовал феноменально.

Во втором периоде игра несколько изменилась: пошли взаимные атаки. Однако острее они были у канадцев. Супермомент упустил защитник Энгблом, оказавшийся в одиночестве у правой штанги ворот Третьяка. Гейни и Горинг доставили Энгблому шайбу, но комбинацию соперника Владислав прочитал и перекрыл угол. Похоже, азарт, желание побыстрее забить захлестнули хозяев, и на 25-й минуте они проморгали голевую контратаку. Макаров вошел слева в зону Лиута и отдал в центр Крутову. Армеец плохо обработал шайбу, она ушла к лицевому борту, куда уже переместился Макаров. Сергей откинул шайбу Крутову, а Владимир из-за ворот тут же переадресовал ее на дальний пятачок Ларионову, который в противоборстве с Гиллизом и открыл счет. Последний через три минуты реабилитировался, забив похожий гол. Васильев за нашими воротами не уследил за Тротье и Босси, последовала передача опять же на дальний пятачок, и хотя Бабинов бросился под шайбу, она прошла в "рамку".

Однако россиян было уже не остановить. Фетисов, по пути обыграв молодого Бурка, прорвался за ворота Лиута и отпасовал на пятачок. Бурк попытался выкинуть шайбу и попал прямо в Шепелева. Спартаковец не растерялся и легким тычком с неудобной руки послал черный диск низом в противоход Лиуту — 2:1. Вообще долговязый Лиут, как выяснилось, крайне слабо действовал внизу, и шесть из восьми шайб прошли в его ворота практически по льду. Второй гол еще более раззадорил наших, и они попросту смяли канадцев, которые элементарно не успевали за оппонентами. Оставалось разве что фолить, как это на 36-й минуте сделал Хартсберг, сломав Шалимова. Возмездие последовало незамедлительно. Капустин нашел в центре неприкрытого Шепелева, и Сергей в касание отправил шайбу в дальнюю "девятку". Гейни, Робинсон, Потвен и Лиут даже глазом моргнуть не успели.

"Кленовые листья" поняли, что у них запахло жареным, и резко активизировались. Атакуют Лафлер, Дионн, Босси, Гиллиз, Тротье — все бесполезно, это был день Владислава. В таком же ключе хозяева начали заключительную треть, и вновь нарвались на контрвыпад. Правда, Капустин сперва не замкнул штангу после прекрасной передачи Шепелева. Однако гости не позволили выйти сопернику из зоны. Тот же Шепелев "обокрал" Лафлера, сыграл с Макаровым, выкатил в центр и из-под Бурка и Гретцки провел свой третий подряд гол.

Последний шанс хоть как-то успокоить аудиторию "Форума" канадцам на 44-й минуте предоставило удаление Касатонова. Но так называемый "Великий" Гретцки в зоне Третьяка точно выложил шайбу на клюшку Крутову. Владимир рванул вперед и в пятый раз огорчил Лиута.

Такое унижение своих кумиров зрители пережить не могли и стали покидать трибуны. А голевая феерия советской дружины продолжалась. В большинстве после идеального паса Касатонова Ларионов, как на тренировке, убежал от сломленных Потвена и Робинсона на рандеву с Лиутом — 6:1. Владимир Голиков на скорости, как первоклассника, обкатил того же Робинсона — 7:1. Скворцов с Хомутовым выскочили на Потвена, и он, как зачарованный, проводил взглядом восьмую шайбу в ворота родоначальников хоккея. Наставник "Кленовых листьев" Скотти Боумэн вслед за разгромом в 1979 году на Кубке вызова (0:6) получил от Виктора Тихонова, наставника сборной СССР, вторую жестокую оплеуху.


Автор хет-трика Сергей Шепелев ныне работает тренером в штабе столичного "Спартака":

— Наверное, сперва стоит сказать о том, что когда мы из Москвы вылетали за океан, то нас до аэропорта провожал Харламов, который в состав включен не был. И когда команда добралась до места, то все увидели Валерку по местному ТВ. В Северной Америке крутили видеоподборку его голов. Мы сначала подумали, мол, канадцы с американцами сожалеют, что Харламов остался дома, и таким вот образом вспоминают прекрасного форварда. Но потом увидели на экране траурную рамку и узнали о страшной трагедии. Тогда на собрании сборной было решено, что мы обязательно должны постараться выиграть Кубок Канады и посвятить эту победу нашему другу и великолепному мастеру, которого не стало.

Для многих столь крупный счет в финале с хозяевами турнира был полной неожиданностью. И дело даже не в том, что мы за несколько дней до того уступили им 3:7. Итоговый результат финала, конечно, не отражал истинного соотношения сил. Встречались две абсолютно равные команды. И напряжение в решающем матче витало такое, что после третьей пропущенной шайбы канадцы встали, они были сломаны чисто психологически. В заключительном периоде они уже практически не сопротивлялись. Мне, кстати, как раз посчастливилось забросить вторую, третью и четвертую шайбы.

До того на моем счету в общем-то были хет-трики - в "Спартаке" я по три шайбы забрасывал не раз. Но этот, безусловно, самый памятный. Помнится, на чемпионате мира в Швеции в том же году канадцы говорили, мол, выступают они полулюбительским составом, потому как плей-офф в НХЛ в самом разгаре. И добавляли, дескать, посмотрим, как вы с нами справитесь, когда на Кубке Канады все заокеанские звезды соберутся! Что ж, посмотрели (смеется). А лично я потом на следующем чемпионате мира в Финляндии забросил три шайбы западным немцам. Опыт-то по хет-трикам за сборную СССР у меня уже имелся (улыбается).


СТАТИСТИКА

Канада - СССР - 1:8 (0:0, 1:3, 0:5).

13 сентября 1981 года. Монреаль. "Форум". 17 000 зрителей. Судья Олссон (Швеция).

Голы: 0:1 Ларионов (Крутов, Макаров, 24.56), 1:1 Гиллиз (Босси, Тротье, 28.02), 1:2 Шепелев (Фетисов, Касатонов, 32.12), 1:3 Шепелев (Капустин, Касатонов, 36.28, б.), 1:4 Шепелев (Макаров, 41.39), 1:5 Крутов (44.08, м.), 1:6 Ларионов (Касатонов, Фетисов, 56.00, б.), 1:7 В.Голиков (И.Гимаев, Шалимов, 58.39), 1:8 Скворцов (Васильев, 59.21).

Три звезды: Третьяк, Шепелев, Ларионов.

Канада (12): Лиут; Потвен-к (2) — Робинсон, Хартсберг (4) — Бурк, Бек — Энгблом (2); Босси — Тротье — Гиллиз (2), Лафлер — Гретцки — Дионн (2), Дюгей — Горинг — Гейни, Гейр -- Лайнзмен — Миддлтон.

СССР (12): Третьяк; Касатонов (2) — Фетисов (2), Васильев-к — Бабинов, Билялетдинов (2) — Первухин; Макаров — Ларионов - Крутов (4), Шалимов — Шепелев - Капустин, И.Гимаев — В.Голиков — Дроздецкий, Скворцов (2) — Жлуктов — Хомутов.

ЦСКА — единственная команда в чемпионате России, весь тренерский штаб которой стал соучастником славных событий осени-81. Президент клуба Виктор Жлуктов, тренер Владимир Крутов и Ирек Гимаев по праву делят радость от той великой победы.


Вспоминает Владимир Крутов "Честно говоря, кое-какие детали стерлись из памяти, ведь я участвовал еще в двух Кубках Канады, Рандеву-87, клубных сериях с клубами НХЛ, да и в самой лиге довелось поиграть. Однако тот турнир был моим первым свиданием с профессионалами. К тому же тогда дебютировала наша тройка — КЛМ. С Ларионовым мы играли уже года три в юношеской и молодежной сборной, а вот с Макаровым - впервые. В финале нам удалось во многом благодаря гениальной игре Третьяка выстоять в первом периоде, а в третьем мы уже были полными хозяевами положения. Спрашиваете, как я свой гол забил? Счет к тому времени был уже 4:1 в нашу пользу, а Шепелев сделал хет-трик. Играли в меньшинстве. Подхватил шайбу в средней зоне, пересек синюю линию. Скорость была невысока, так что сразу настроился на бросок. Вижу, передо мной канадский игрок. Поднимаю глаза — ба, да это же сам Ги Лафлер. Он без шлема играл, как было его не узнать. Замахнулся для броска, а Лафлер, видимо, испугавшись, что шайба в него попадет, отъехал в сторону, предоставляя мне коридор. Я, чуть продвинувшись, вперед с полузоны с кистей бросил. Вратарь канадцев Майк Лиут, видимо, такого не ожидал и пропустил не самую сложную шайбу. Все это происходило под неодобрительный гул зрителей, который ни на секунду после этого не смолкал.

— Даже усилился, — подключается к разговору Ирек Гимаев. — Особенно после того, как Ларионов, Владимир Голиков и Скворцов завершили разгром соперника. Я на том Кубке Канады сыграл в четырех матчах. Заменял в тройке с динамовцем Голиковым и горьковчанином Скворцовым получившего в поединке с финнами травму Мальцева. Но если для Володи Крутова это было знакомство с профи, то мне посчастливилось сыграть в третьем историческом матче Кубка вызова-79, на чемпионате мира в Москве, в клубной серии с клубами НХЛ за ЦСКА. Но Монреаль есть Монреаль. Недаром же его называют хоккейной Меккой Канады. Нью-Йорк с "Мэдиссон Сквер Гарден" — это совсем другое. Поразил меня и Скотти Боумэн, тренер сборной Канады. Его игроки давно скисли, а он все носился за их спинами на скамейке запасных, пытаясь их расшевелить.

Новости. Архив