«Вернемся, когда поймем, что нужны». (что говорил Игорь Захаркин в феврале)

Игорь Захаркин не давал больших интервью где-то года три – с тех пор как на исполкоме ФХР его и соратника Вячеслава Быкова отодвинули от сборной России. Не продлили контракт. Корреспондент «Советского спорта» встретился с Захаркиным после матча Финляндия – Россия (3:1).
Это интервью стоит читать между строк. Захаркин наотрез отказался говорить о сборной Билялетдинова. Но я поднимал вопросы, на которые хотел получить ответ. К сожалению, на пресс-конференции Зинэтулы Хайдяровича сделать это было невозможно.
Как обыгрывать сборную Финляндии? Нужно ли грузить игроков тактическими схемами, лишая их импровизации? Ставить ли Малкина и Овечкина в одно звено? Как переламывать игру в третьем периоде, когда уступаешь в две шайбы? Как создавать командный дух?
Билялетдинов не ответил. Захаркин говорил о себе, но сказал все.
«ФИНЛЯНДИЯ НЕ УДИВИЛА»
– Вы смотрели наш матч с финнами?
– Да, конечно. Качество хоккея на Олимпиаде потрясающее.
– Сборная Финляндии удивила?
– Нисколько. Думаю, и для тренерского штаба Билялетдинова не было сюрпризов. Россия с финнами играла трижды в этом сезоне…
– И три раза проиграла.
– Дело не в поражениях, а в составляющей игры. Примерно одинаковый рисунок. Правда, сейчас финны действовали в более оборонительной манере. Потому что у России чрезвычайно грозные нападающие.
– Отличаются ли сборные Финляндии, которые тренируют Юкка Ялонен и Эркка Вестерлунд?
– Не думаю, что есть существенная разница. Тому же Вестерлунду мы уступили в полуфинале чемпионата мира-2007 в Москве (1:2 ОТ). Но обыграли через год в полуфинале Квебека – 4:0.
Сборной России важно победить самих себя. Играть тактически грамотно с первых вбрасываний. Следовать плану в каждом эпизоде.
– А какой план против финнов выбирали вы?
– Финны очень мобильные, перекрывают зоны с шайбой, давят. А мы хотели за счет смены флангов и быстрого прохода средней зоны создавать в атаке разреженные пространства.
В обороне же старались загонять игрока с шайбой, отсекая его от партнеров, – и делали отбор. Сильная сторона финнов – подвижность, жажда борьбы. Но один из недостатков – не слишком классная техника. И эта тактика у нас срабатывала.
«СЧАСТЬЕ ИСКАЛИ В АТАКЕ»
– Финны остались без четырех центрфорвардов – братьев Койву, Филппулы, Баркова. Почему же они так здорово играют?
– Потому что есть система. И взаимозаменяемость. Одну фигуру убери, другую поставь – все работает. Идея финнов – понимая слабые стороны соперника, сыграть на них и добиться успеха. Они четко следуют плану, о котором договариваются на теоретических занятиях. А у сборной России есть тактическая канва, но мы позволяли игрокам много импровизировать.
– Можно ли победить финнов, делая ставку на оборону?
– Так говорить нельзя. Тактика состоит из защиты и атаки. Другое дело, на что делается акцент.
Мы хотели преградить атаку финнов на наши ворота уже в средней зоне, а иногда и в зоне атаки. Также Суоми могла отдавать шайбу в углы, на борта – но четко держала центральную ось. Очень тяжело было вылезать в середину. Поэтому, имея преимущество в бросках и моментах, сложно забивать голы. Тем более у финнов всегда были классные голкиперы.
– И что вы делали?
– Всегда хотели расшатать их квадрат перед воротами. Искали счастья в нападении.
О МАЛКИНЕ И ОВЕЧКИНЕ
– Вы ставили Малкина и Овечкина в одно звено?
– Да, например, в Ванкувере. Еще мы определяли Малкина к Дацюку.
– Можно ли вообще ставить Овечкина и Малкина вместе? Они же друг другу мешают!
– Без комментариев. А то вы спроецируете на нынешнюю сборную России.
Но если уйти от фамилий, то две яркие личности могут играть вместе. Если частично жертвуют своими качествами для того, чтобы продуктивность работы звена была выше. Наступить на свое эго, больше играть в пас.
Хоккеист использует сильные качества, чтобы еще больше раскрыть партнера. Вспомните, как вместе играли Гретцки и Лемье, Сундин и Форсберг… Это огромная сила!
– Многим специалистам нужен год-два, чтобы построить хорошую команду. Вас же называли экспресс-тренерами. Как удавалось давать результат, работая со сборной всего неделю?
– Мы вели подготовительную работу. Монологи, дискуссии, обсуждения – как у людей творческой профессии. Так просчитываются все нюансы. И ты собираешь игроков, о которых знаешь, что они будут следовать твоим инструкциям, – вот и получается быстрый эффект.
И очень важна атмосфера в команде. Работать с хоккеистами надо на позитивном эмоциональном фоне.
– А как его создавать?
– Мы со Славой сами по себе – открытые люди, смотрим на жизнь конструктивно. Не говорим о плохом, а ищем возможности, как выбраться из трудного положения. Тот же Дима Калинин проводил слабый сезон в «Буффало». Но мы приглашали его в сборную, и он проводил хороший чемпионат мира. Если игроку доверяешь, то он раскроется.
«ВСЕ ИДЕТ ОТ ЭМОЦИЙ»
– Какие слова вы говорили во втором перерыве финала в Квебеке, когда мы уступали в две шайбы?
– Тут уже решает не тактика, которой нужно следовать. Тренер должен достучаться до игрока. Потому что отставание в две шайбы – это угасание эмоций. Люди перестают верить, что могут обыграть сильную команду, зная репутацию соперников. И нужно вдохновить спортсмена на сверхзадачу.
– То, что вам не удалось в Ванкувере.
– Конечно. У меня мурашки по коже, когда я вижу, что парни встают и идут биться друг за друга. Это такая скала!
Слава Быков – чрезвычайно сильный мотиватор. Там, в Квебеке, он произнес потрясающий монолог. И мы обыграли канадцев.
– А как же тактика?
– Игрок будет тебе кивать головой: «Да, нужно открыться, встать там…» Но это как в институте на скучной лекции, когда тянет в сон. Мы всегда делали короткие установки. Почему телевизионщики всегда ставят заставку на 20‑й минуте? Потому что теряется концентрация сознания.
Это основы педагогики, психологии. Нельзя грузить игрока. Они – классные мастера и сами многое знают. Игрока нужно зажечь. И потом коротко объяснить, что он должен делать. «Сделай быстрый пас», «Дай передачу в другой борт», «Не теряй на синей линии». Это очень просто, как записочки на холодильнике.
Нам удавалось вытягивать матчи и в сборной России, и в клубах. Тренер не должен сдаваться. Если это произошло, то игроки никогда не спасут матч.
– Вы сдались в Ванкувере?
– Нет. Кричали до последней минуты. Хотели забить еще один гол. Потом еще… Проиграли 3:7.
– Когда вернетесь в наш хоккей?
– Когда нам с Быковым скажут, что нужно вернуться. Когда поймем, что нужны.
– Сейчас вы это чувствуете?
– Нет.
– Пока нужны только Польше.
– Откуда эти нотки снисходительности? Слава радуется, что работает с детьми. А я вижу, как прогрессирует польский хоккей. Как мы становимся командой, обыгрываем более сильных соперников. Такая же технология, как в сборной России.
ДОСЛОВНО
– Не знаю, почему Владислав Третьяк дал понять, что мы с Игорем Захаркиным еще можем вернуться в сборную России. Лично мне он такого не говорил. Поэтому я на эту тему не думал. И не понимаю шатания ФХР из стороны в сторону. Ведь в 2011 году весь исполком и тот же Третьяк проголосовали за то, чтобы мы с Игорем покинули этот пост. А теперь те же люди могут нас вернуть.
Все это сумбурно и странно. И пока у меня четкой позиции нет. Но никогда не говори «никогда»…
Вячеслав БЫКОВ, экс-главный тренер сборной России
ЧТО ГОВОРИЛИ ТРЕНЕРЫ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЙ НА ОЛИМПИАДАХ
2010 год. Ванкувер.
Вячеслав БЫКОВ
● Кто-то хочет подложить под меня бомбу? Давайте тогда поставим везде гильотины или виселицы. У нас 35 человек в хоккейной делегации – давайте на Красной площади всех и порешим.
● У вас есть камни за пазухой? Кидайте в меня! К ребятам у нас нет никаких претензий. Они старались. Но в этот день соперник был сильнее. И я никогда не брошу камень в кого-либо из наших игроков. Это Профессионалы с большой буквы. Я их очень уважаю.
● Вы с футболистами хотите нас сравнить? Вы же уже футболистов заклевали. Не ищите того, чего нет! Ребята готовились серьезно. Вообще это чисто русская черта. В других странах благодарят за то, что игроки старались выжать из себя все на площадке. Мы же всегда стараемся найти деготь в бочке, чтобы на кого-то его вылить.
● Как я проведу сегодняшнюю ночь? Хреново…
2014 год. Сочи.
Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ
● Ну, съешьте меня сейчас, как Быкова! Меня не будет, вот и все. Найдется другой тренер. Вы же меня съедите.
● Виноват во всем я. Можете проводить какой угодно анализ. Если я не выполнил задачу – это моя вина. Я не могу упрекнуть никого из ребят в том, что они не готовились. Ребята очень хотели… Все понимали, что Олимпиада проходит у нас дома и ей уделено большое внимание. Мы хотели играть. Не знаю, может, что-то произошло, не получилось…
● Это – неудачное выступление. А что стало бы катастрофой? Давайте не будем играть словами. Я же сказал – неудачное выступление. Называйте как хотите…
● Мы собрали лучших хоккеистов. Посмотрите по всем позициям, начиная с вратарей. Назовите, кого я не взял? Мозякина? Да он бы до ворот здесь не доехал.
