Фигуристки в армии не в цене

— Лена, как тренер ты входила в элиту национальной сборной. Но после ухода Марковой опустилась на ступеньку ниже. Тяжело было?
— Абсолютно нетяжело. Когда я, дипломированный специалист, пришла в родной армейский клуб, мне сказали: "Кто ты, вообще, такая?" Взяли со скрипом, по протекции. Я начала все с нуля. И только через несколько лет у меня появилась не очень удачливая фигуристка — Маркова. Мы с ней потихоньку пробивались наверх: выучили элемент, попали в команду, пошли дальше. Собственно, чего мне огорчаться? Я достигла всего — получила звание заслуженного тренера страны.
— Маркова, не дотянувшая до Олимпиады 1998 года в Нагано, не оправдала твоих надежд?
— Серебряная медаль, завоеванная Ольгой на чемпионате Европы, большой успех. Но у нее была травма, с которой она не смогла справиться. Может быть, и я в нашей работе что-то не доделала, настолько была вымотана, а Оля уже была на срыве.
— Почему ты ушла из ЦСКА?
— Я до сих пор там числюсь, потому что не могу заявлять своих спортсменок на турниры от других школ. Но условия для тренировок мне предоставляет Чайковская. К сожалению, в моем родном армейском клубе фигурное катание нынче не в цене.
ЧАЙКОВСКАЯ ПРИЮТИЛА
— Реально ли тебе опять пробиться в сборную при условии, что Чайковская, в чьей школе ты работаешь, и сама готовит одиночниц?
— Чайковская тренирует совершенно другой "уровень" фигуристок, мне до него еще три-четыре года "пахать". Я сейчас ни на что не претендую, потому что когда детям по 12 лет, сложно сказать, что из них получится. Это как игра в рулетку — невозможно дать гарантии. Ты сама знаешь, видела у меня хороших спортсменок. Где они теперь? Помнишь Надю Канаеву — бронзовую медалистку чемпионата мира среди юниоров, победительницу юношеских Олимпийских игр? Она перешла к тренеру, который пообещал, что она станет "звездой", не работая, и в итоге через год бесславно закончила выступления. А Света Букарева, которая осталась у меня и вначале ничем не блистала, стала третьей в юниорском финале "Гран-при". Она уже не выступает и тоже работает в школе Чайковской.
— Света ушла, потому что ей не светили поездки на чемпионаты Европы и мира?
— Отчасти.
— А ты-то обладаешь пробивной силой?
— Нет!
— Тогда, может быть, стоило выставить талантливую ученицу за другое государство, как это делают многие твои коллеги?
— Букарева трезво оценивала свои возможности, понимая, что подобный переход не решит ее проблем. Хотела завоевывать высокие места, но знала, что это — из области фантастики, так что честь ей и хвала, что она так поступила.
— Если через пару лет в твоей группе появятся лидеры, есть вероятность, что Чайковская заберет их?
— Я знала, на что шла. Но никто другой не смог меня приютить. Только Елена Анатольевна. Все отмечали, что дети способные. А, в принципе, я со своими девочками никому не нужна была.
— Да, Чайковская — дама авторитарная, с ней не поспоришь.
— Она имеет на это право, потому что создала мне такие условия, в которых я просто прихожу и спокойно работаю, чувствую себя нормальным человеком и женщиной, что в нашей профессии — редкость. Обычно весь груз проблем приходится тащить на своих плечах, быть и "выбивалой", и администратором, и костюмером, поэтому частенько забываешь о своей принадлежности к слабому полу.
МАШИН "КОНЕК"
— Как бы ты оценила олимпийские постановки ведущего трио женской команды: Ирины Слуцкой, Марии Бутырской и Виктории Волчковой?
— В короткой программе они с композициями под медленную классическую музыку получились немножко одинаковыми. Но если это Машин "конек", для нее это выигрышно, то остальные могли бы раскрыться и по-другому.
— Согласна с мнением, что Слуцкая — главная фаворитка предстоящей Олимпиады в Солт-Лейк-Сити?
— Думаю, что не только она.
— Бутырская, которая в последнее время катается нестабильно, сможет, по-твоему, выиграть?
— Почему нет?
— Ты так говоришь, поскольку боишься, что Чайковская — наставница Маши — на тебя обидится?
— Глупости. Может выиграть любая из первой пятерки по итогам последнего чемпионата мира. Бутырская, напомню, была четвертой. Более того, даже скорее ставят не на наших, а на американок: Кван, Хьюз. С другой стороны, Олимпиада — соревнование, где и ставки-то делать бесполезно. Этот турнир несравним ни с одним другим. Кто на тот момент окажется сильнее, справится с нервами и у кого звезды над головой сойдутся, тот и победит. А, скажем, через месяц поедет на чемпионат мира и провалится. Естественно, я хочу, чтобы победили наши, причем не только в женском одиночном катании.
