"ЛЕТУЧИЙ ШОТЛАНДЕЦ" ДЖИМ КЛАРК

Не так много в истории автоспорта найдется пилотов, чей яркий образ сразу же всплывет в памяти, едва произнесут его имя. Джим Кларк был одним из символов поколения «шестидесятников» — отчаянных, смелых и бесстрашных людей, преданных своему делу, идеалам дружбы и товарищества. Он перекрыл многие рекорды лидера 50-х Хуана-Мануэля Фанхио, и кто знает, удалось бы нынешним героям обогнать Кларка, если бы не его трагическая гибель в самом расцвете сил на трассе Хоккенхайма в 1968 году.
ЭРА РОМАНТИКОВ
60-е годы в «Формуле-1» были эпохой романтиков. Пилоты не относились к гонкам как к средству обогащения. Для них это был стиль жизни, как говорили некоторые, хобби, то, без чего они не могли существовать. Гонщики стремились показать свое мастерство, преодолеть все преграды и через «не могу» победить как технические неполадки, так и всех соперников, причем делали это в честной борьбе с «открытым забралом». Это было время, когда товарищество, дружба, взаимовыручка, самопожертвование ради команды и своего напарника были основополагающими постулатами. Да что там напарника! Ради соперника!.. К примеру, в 1963 году во время свободной практики в Монте-Карло на болиде Джека Брэбхэма, выступавшего за свою собственную команду, отказал мотор. Та же участь постигла и его партнера по «Брэбхэму» Дэна Гарни. Специально вызванный самолет из Ниццы не смог привезти новый двигатель из-за снегопада, обрушившегося на Францию. Тогда Джек договорился с комиссарами «Гран-при Монако» о разрешении ему стартовать с последнего места на машине… своих конкурентов из команды «Лотус»!
НА ГРАНИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Но это также была эпоха, когда не соблюдались элементарные меры безопасности, и пилоты, выходившие на трассу, каждую секунду рисковали своей жизнью. Любая авария имела большую вероятность превратить спортсмена в инвалида, но выступать «на грани», козыряя своим бесстрашием, было нормой. Это уже потом Джеки Стюарт произвел настоящую революцию, когда заговорил о безопасности. Многие «старики» его не поняли, назвав трусом. Считалось, что автогонки перестанут быть зрелищными, а «матерые автоволки» будут походить на трусливых щенков. Но, может, Джеки выступил с предложением реорганизовать автогонки потому, что устал хоронить своих товарищей? Сколько великих гонщиков погибло на трассах из-за нелепых случайностей, которые так легко было предотвратить, как в случае с Джимом Кларком.
Знаменитый шотландец из-за нехватки гоночного опыта (чемпионаты «Формулы-1» состояли тогда из 10 — 11 этапов) и из-за постоянной жажды борьбы выступал во многих других заездах «Гран-при». Весной 1968 года во время гонки «Формулы-2» на «Хоккенхаймринге» машина Кларка на полной скорости сошла с трассы и ввиду отсутствия всяких ограждений врезалась в деревья. Пилот погиб, сжимая в руках баранку своего «Лотуса»…
Знаменитый Коммендаторе Энцо Феррари, так и не увидевший за рулем своего алого болида Джими Кларка, отозвался о нем так: «Он был великим. Одним из тех пилотов, которых можно пересчитать по пальцам».
Стирлинг Мосс: «Джими постоянно был в работе. Его будут помнить все: и друзья, и конкуренты, и простые зрители».
Грэхэм Хилл: «Джим постоянно стремился к совершенству. Он проходил повороты так быстро, насколько это было вообще возможно».
ВЕРНОСТЬ КОМАНДЕ
Увидев впервые Кларка в Зандвоорте, когда тот всю гонку сражался то с соперниками, то с техникой, руководитель «Лотуса» Колин Чэпмен сразу понял, что это тот пилот, о котором он мечтал всю жизнь. Попав в 1960 году в эту конюшню, Джим до конца своих дней остался верен команде и ее создателю. Даже в 1966 году, когда «Лотус» переживал не лучшие времена, шотландец не поддался искушению и не покинул свою гоночную семью. Причем с хозяином конюшни у Кларка сразу же возникли доверительные, почти родственные отношения. Эти яркие личности понимали друг друга с полуслова. Чэпмен сказал однажды: «С самого начала я понял, какой это классный гонщик и замечательный человек. Я вполне мог бы удалиться от дел и сконцентрироваться на создании автомобилей для Джима. Впрочем, именно это я и делал». Колин нашел идеального гонщика, который позволил ему воплотить свои неиссякаемые инженерно-конструкторские идеи. Кларк в благодарность за доверие выжимал из машины все соки, бесконечно улучшая быстрейшее время на круге.
ЛУЧШИЙ СРЕДИ БЫСТРЕЙШИХ
До появления Айртона Сенны негласный титул «Мистера Поул-позишн» и рекорд в 33 быстрейших круга в квалификации незыблемо принадлежали шотландцу. Джим дважды становился чемпионом, 25 раз выиграв «Гран-при» всего лишь в 72 гонках. По его победам можно составлять учебники.
Удивительным выглядит успех Джима Кларка на «Гран-при Бельгии» в 1963 году. Показав чудеса реакции, шотландец, стоявший на старте восьмым, за считанные секунды прорвался в лидеры. В начале гонки ненадолго выглянуло солнце, но затем начался настоящий потоп. В один из моментов «Лолу» Люсьена Бьянчи буквально смыло с полотна. Он пролетел сквозь изгородь и врезался в стену деревенского домика. Та же участь постигла и Тони Сеттембера на «Скирокко». Когда оставалось чуть больше 6 кругов, владельцы команд попросили организаторов гонки прекратить этап, но те были глухи. Лишь шестеро смелых в этот день увидели клетчатый флаг, а Джим Кларк почти на 5 минут опередил Брюса Макларена, ставшего вторым. Показательно, что Кларк выиграл гонку в Спа на том же комплекте покрышек, на котором он победил в Голландии и Франции. Ведь, кроме всего прочего, шотландец славился своим бережным отношением к резине. Как-то шинные производители проверили после гонки колеса всех участников, и каково же было их удивление, когда на «Лотусе» Джима все четыре баллона были стерты практически идентично.
Несмотря на то, что Кларк четыре раза выигрывал в Бельгии, трассу в Спа он не любил. Такие скоростные автодромы его не прельщали. Ему больше нравилось пилотировать на извилистых дорожках, подбирая ключик к машине. К примеру, на «Гран-при Италии» 1967 года он привычно захватил лидерство, но был вынужден заехать в боксы. Вернувшись на трассу с отставанием от лидера более чем в один круг, шотландец, отчаянно атакуя, отвоевал все позиции и стал победителем. Или, скажем, в 1965 году на «Гран-при Великобритании», стартовав с поул-позишн, Джим намного опередил всех конкурентов. Прошла половина гонки, и он стал замечать, что давление масла стало падать. Теряя по 4 секунды на круге, шотландец вскоре приспособился к особенностям поведения машины и начал улучшать свое время. И как ни старался Грэхэм Хилл настигнуть раненого «Лотуса», он так и остался вторым.
