«Я армеец, и это навсегда»

Он напомнил о себе, забив в недавнем финале «Кубка Легенд» победный мяч португальцам. Между тем экс-капитан сборной России и обладатель Кубка УЕФА-2005 вот уже 9 месяцев без клуба – и шансов вернуться в большой футбол все меньше. В интервью «ССФ» Евгений не стал бросаться громкими словами о завершении карьеры, но и не исключил такой вариант.
ОПЕРАЦИЯ «КОТ В МЕШКЕ», ТРЕНЕРСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

– Зимнее трансферное окно позади – Алдонин без клуба. Что так?
– В принципе я в любое время могу прийти в команду – все-таки свободный агент. Но зимой действительно рассчитывал найти работу, поехать на сборы. Не получилось. И, судя по тому, как складывается ситуация, шансов на то, что вернусь, не много. Реальных предложений, вариантов просто нет. За всю зиму ничего конкретного я так и не услышал.
– Реальных – это каких?
– Когда обсуждаются срок договора и условия. При этом деньги большого значения не имеют. Но до их обсуждения и не доходит. Видимо, никому не нужен. Может, все думают, что я уже закончил, вот на Кубке легенд сыграл... Нет, не закончил. Хотел бы еще поиграть. Чувствую в себе силы, и с мотивацией полный порядок.
– Агент у вас есть?
– Есть люди, которые пытаются помочь, но пока безрезультатно. И на фоне финансового кризиса какого-то всплеска ждать не приходится.
– Ближний Восток, Америка – такие варианты рассматриваются?
– Рассматриваются любые варианты. Если говорить конкретно о Ближнем Востоке и Америке, то там сейчас к ребятам из Восточной Европы отношение не очень.
Я и сам все прекрасно понимаю. Теоретически еще могу возобновить карьеру, но если реально смотреть на вещи – вряд ли. Процентов 10 на это отдаю – не больше. Все-таки столько времени без команды, предсезонку не прошел... Сложно вернуться. Если тебе 25 лет – можно год пропустить и без особых проблем продолжить, а когда 35... Тут нужно идти к тренеру, который знает тебя, твои возможности, доверяет и готов подождать, пока форму наберешь. Иначе в какой-то степени афера получается.
– Операция «кот в мешке»?
– Вроде того.
Не хочу делать громогласных заявлений – «завершаю карьеру!». С другой стороны – лучше закончить, чем ехать, например, во вторую лигу. Смысл? Да, силы еще есть, и завершать карьеру непросто, но когда-то это должно произойти. А размениваться, хвататься за призрачный шанс еще чуть-чуть поиграть... Зачем? Я лучше с семьей, с дочкой время проведу и буду готовиться к жизни после футбола.
– Если закончите – что дальше?
– Хочется в профессии остаться. У меня есть тренерская лицензия категории «А» – интересно было бы попробовать. Мое – не мое? Учиться понравилось – а как на практике? Будет ли команда тебя слушать, сможешь ли достучаться до игроков? Идеальный старт – поработать с опытным, сильным специалистом. Как сейчас ребята в «Амкаре» – Каряка и Евсеев, которых пригласил в свой штаб Гаджиев. Мы с Андреем на связи – желаю ему успехов.
– Тренерские назначения в России, как правило, случаются по знакомству.
– Согласен. Прежде всего в начале карьеры. И найти работу тренеру даже сложнее, чем игроку. Ждать можно очень долго. Но главное, считаю, если такое предложение поступит – быть к нему готовым. Я готов.
ПАДЕЛЬ, ДЕДУШКА ДУМБИЯ

– В «Волге» могли остаться?
– Мог. Талалаев подходил, говорил, что ему было бы интересно поработать вместе. Но после вылета из Премьер-лиги, после всех этих финансовых дрязг... Я был опустошен. Хотелось как можно быстрее оттуда уехать. Опять же, не кривя душой, рассчитывал продолжить карьеру в премьер-лиге, а не бороться за «шестерку» в ФНЛ.
Кстати, «Волга» со мной до сих пор не рассчиталась. И не только со мной. Все документы в Палату по разрешению споров поданы и рассмотрены в нашу пользу – ждем конца марта. «Волга» должна пройти лицензирование, а с долгами этого не сделать.
– С ЦСКА, за который 9 лет отыграли, сейчас что связывает?
– С ребятами постоянно общаемся – с Серегой Игнашевичем, Березуцкими... Конечно, я армеец. И это навсегда.
– Могли в ЦСКА карьеру завершить?
– Это было бы идеально. Но летом 2012‑го у нас состоялся разговор со Слуцким, и он сказал, что больше на меня не рассчитывает, что если останусь – игрового времени будет минимум. Неприятный момент.
Практически весь сезон отыграл в основном составе, в том числе последний матч в Казани. С другой стороны, все понятно и объяснимо – команда не добилась результата, не попала в Лигу чемпионов, нужно было что-то менять. Решили, что пора обновлять среднюю зону и мы с Шемберасом больше не нужны. Клуб планировал приобрести двух новых полузащитников-легионеров: хотели Паулиньо – не получилось, взяли Эльма...
– Но ведь вас никто не выгонял – могли остаться и ждать своего шанса.
– Я об этом думал. Наверное, мог. Меньше играть, но быть в обойме. Но в тот момент я хотел играть, все внутри горело, кипело… Когда в аренду в «Мордовию» уходил, еще рассчитывал вернуться. Потом уже понял, что нереально.
– Пример Рахимича не вдохновлял?
– Элвер – молодец. Занял свою нишу – сейчас тренер в ЦСКА, селекционер в сборной Боснии... Но в команде таких футболистов-долгожителей много не бывает. В «МЮ» был Гиггз, в ЦСКА – Рахимич. Честь ему и хвала.
– Варианты в Европу уехать...
– Время от времени что-то возникало. Насколько знаю, французские клубы интересовались – «Марсель», «Бордо», кто-то из Англии... Я всю жизнь мечтал поиграть в АПЛ, но до переговоров так и не дошло. Мы всегда садились с Евгением Ленноровичем, все обсуждали и переподписывали контракт.
– Из экс-армейцев с кем общаетесь?
– С Шембой – он сейчас в «Жальгирисе», практически играющий тренер. Чемпионат и кубок выиграл – молодец, добавил трофеев в коллекцию. С Мамаевым, с Гусевым. Ролан – крестный моей дочери, я у него не раз в Испании гостил. Паделем увлекается и меня приобщил. Очень динамичная игра, укороченный вариант тенниса, играется пара на пару. Мы с Роланом даже в турнире участвовали – несколько кругов прошли. На большее не хватило.
– Самый странный легионер вашего ЦСКА?
– Маазу. С базы убегал, все время был чем-то недоволен. Странный парень. Немножко из космоса.
– Карвальо или Вагнер?

– Оба – большие таланты. Карвальо обладал выдающимися качествами – из ничего мог создать момент. Кажется, соперник закрылся, все зоны перекрыты, а он все равно находил возможность между линиями отдать идеальный пас – так что нападающий убегал один на один. Но это было до «эры «сникерсов» и колы». Непрофессиональный подход сделал свое дело. Закончилось тем, что Рамос начал в открытую Карвальо травить: «Подниму майку, покажи живот!». Он даже в душ стал в майке ходить.
– Бразильцев в раздевалке приходилось отдельно мотивировать? Крепким словцом, подзатыльником...
– Нет, только на личном примере. Когда дерби – сами все понимали. Тем более – еврокубки, Лига чемпионов. Тут вообще не нужно было никаких слов. По такому поводу даже новые прически делали, затылки выбривали. Настолько хотели себя в Европе показать.
– Думбия в «Роме» заиграет?
– Я рад за Сейду – такой переход. Но римлянам результат нужен здесь и сейчас, они борются за скудетто. А Думбия первые матчи не удались. И тут же пошли гневные статьи. Вот этого я не понимаю. Любому игроку нужно дать время на адаптацию. Тем более известно: Думбия время от времени здоровье подводит. Когда Сейду в порядке – забивает практически всегда. Хотя есть у него одна «фишка» – из явно голевой ситуации может промахнуться, на мяч наступить, а сложный момент реализовать. «Особенность» африканской школы (смеется).
– Особенность африканской школы – это когда тебе 20 лет, а на самом деле 40.
– Мы над Сейду в этом плане много шутили: «Ну признайся – сколько тебе лет?». Называли «Дедушка Думбия». Он в ответ хохотал. Хотя когда я его первый раз на тренировке увидел, искренне спросил: «Это что, папу Думбия привезли? Сам позже подъедет?».
– Если вспоминать тренеров, с которыми в ЦСКА поработали, – кто чем запомнился? Газзаев...
– В плане эмоций – перед началом матча, в перерыве – Георгич заряжал, как никто. Да, иногда это было на повышенных тонах, но если до команды доходило и мы давали результат – то почему нет? Газзаев – тренер-максималист. Никогда не подстраивался под соперника. Если видел, что игрок тянет, – выжимал из него все соки. А когда выжимать становилось нечего – переставал обращать внимание. Причем это могло произойти по щелчку, на раз-два.
– Зико...
– При нем мы на тренировках постоянно играли в футбол – чисто тактических занятий я даже не вспомню. Но лично у меня к Зико вопросов нет – бразилец мне доверял.
– Рамос...
– Тактик. Под каждого соперника выбирал свои решения – схемы, модели...
– Как после Газзаева и именитых иностранцев команда приняла Слуцкого?
– Нормально. Знали, что грамотный специалист с достаточно богатым послужным списком. Другое дело, что в такой команде еще не работал, титулованных игроков не тренировал. Поэтому первое время в какой-то степени держал дистанцию, никому особо не «пихал». Больше акцентировал внимание на молодых ребятах. Особенно на пришедшем вместе с ним Кирилле Набабкине. Вот это был «любимец» Слуцкого! Если на кого-то нужно было пошуметь...
– Иметь в составе костяк опытных игроков-лидеров, таких, как Акинфеев, Березуцкие, Игнашевич, – для молодого тренера больше плюс или минус? Могут помочь-поддержать, но могут ведь и «съесть».
– Все-таки плюс. Хотя подход, соглашусь, найти непросто. Могут и «съесть», если неправильно взаимоотношения выстроить. Но на то ты и тренер.
«POKER FACE», КРЫМ
– Свободного времени сейчас больше. Как проводите?
– Стараюсь форму поддерживать. Тренируюсь в «Лужниках», играю в Северной зоне ЛФЛ за команду ЦДКА – матчи в формате «восемь на восемь» с постоянными заменами. Мне нравится – интересно.
– Соперники узнают?
– Может, и узнают, но преференций точно не делают.
– Этой зимой еще Кубок легенд выиграли.
– Предложили – с радостью откликнулся. Получил большое удовольствие.
С такими ребятами поиграть, поностальгировать – было очень приятно.
– В сборной легенд тон задают спартаковцы – Аленичев, Титов, Хлестов, Филимонов. По ходу карьеры предложений от «Спартака» не было?
– Было. Еще когда в «Роторе» играл. Как только попал в сборную, так «Спартак» и заинтересовался. Если не ошибаюсь, это вообще было мое самое первое предложение. Но Гинер на опережение сыграл. «Спартак» ходил вокруг да около, а ЦСКА предложил конкретный вариант, от которого невозможно было отказаться. Я очень хотел играть в Лиге чемпионов...
– Известно – покером увлекаетесь.
– Не то чтобы увлечение. Скорее времяпрепровождение. Чаще всего играем своей компанией, в кругу друзей. То есть это в большей степени момент общения. Да, на деньги, но по-другому в покер и не играют. Если честно, я не понимаю: почему у нас отношение к этому как к чему-то страшному и неправильному? В России покер как азартная игра, как элемент казино запрещен, хотя весь мир им увлекается. Я в Лас-Вегасе был, в турнире участвовал – откуда только народ не приезжает! Очень много азиатов – азартные, эмоциональные ребята.
– Техникой «poker face» владеете?
– Да и без этого можно такие спектакли устраивать! И без каменного лица такие Смоктуновские встречаются...
– Самый большой выигрыш?
– Цифры называть не стану. Скажу так – за то время, что играю, точно в плюсе.
– Рулетка, игровые автоматы? Или только покер?
– Только покер. Причем – вживую, по интернету не играю. Попробовал и понял: онлайн-покер – не для меня. Не могу избавиться от ощущения, что играешь с компьютерной программой, которая просчитывает варианты.
– Читательницы «ССФ» интересуются: как у Алдонина с личной жизнью – не женился ли во второй раз? (Брак футболиста с певицей Юлией Началовой был расторгнут в 2011 году. – Прим.ред.).
– Женился и очень счастлив. Свадьба была совсем недавно – пригласили только родных.
– С дочкой часто видитесь?
– Стараюсь как можно больше внимания Вере уделять – после школы забрать, если есть такая возможность, пообщаться. Чувствую: это важно и необходимо.
– Вы воспитанник крымского футбола, профессиональную карьеру начинали в «Роторе»... И там, и там сейчас проблемы.
– Печальная тема. Особенно сложная ситуация в Крыму, я там после Нового года был, отмечали с друзьями Рождество. Были две команды высшего дивизиона УПЛ, а теперь, по сути, футбола нет. Читал в интернете: ребята тренируются и не понимают – зачем? Турнир под эгидой УЕФА – не очень понятно, что это будет. Надежда только на то, что с нормализацией политической ситуации и со спортом вопрос решится.
– Вы ведь в свое время Кубок УЕФА в Крым возили.
– Да, друзьям показывал. В специальном ящике прилетел, с охраной. Я в аэропорту встречал.
– Хоккеисты НХЛ с Кубком Стэнли что только не делают – и рыбу в него складывают, и в стриптиз-бар берут. Как Кубок УЕФА в Крыму отдохнул?
– Отлично. Шашлыки в нем не жарили, но шампанское пили. Память на всю жизнь!
