Чемпионка мира Юлия Чиженко: Свадебное платье уже купила
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Осиротевшей выглядит нынче тренировочная база в Подольске, где сборная России проводила последний этап подготовки к чемпионату Европы. Впрочем, почему в прошедшем времени? Подготовка идет и сейчас. В минувшую субботу 50 членов команды во главе с главным тренером Валерием Куличенко вылетели в Гетеборг. Но на базе остались те, кому предстоит выступать в последние дни чемпионата.
27-летняя «зимняя» чемпионка мира, обладательница лучшего в нынешнем сезоне результата в беге на 1500 метров (3.55,68) Юлия Чиженко отправится в Швецию 9 августа. В приметы (не фотографироваться и не давать интервью перед стартом) Юля не верит, тренировочный режим в эти дни, мягко говоря, щадящий, поэтому почему бы не ответить на вопросы корреспондентов «Советского спорта»?
В назначенное время стучимся в гостиничный номер Чиженко. Дверь открывает… молодой человек. Неужели ошиблись? Нет, никакой ошибки нет: это жених Юлии, известный прыгун в высоту, «зимний» чемпион России-2005 Павел Фоменко. В команду, которая выступит в Гетеборге, он не отобрался, но приехал в Подольск, чтобы поддержать любимого человека.
Ох, как нужна была такая поддержка Юле в прошлом году на чемпионате мира в Хельсинки! Помните тот драматичный бег на дистанции 1500 метров, который закончился для Чиженко дисквалификацией? Судьи тогда посчитали, что россиянка, занявшая второе место, толкнула на финишной прямой соперницу из Бахрейна.
В ПАРИЖЕ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
– Юля, как с позиций сегодняшнего дня, когда все сто раз осмыслено и проанализировано, оцениваете то судейское решение?
– Время ничего не изменило. До сих пор уверена, что меня наказали за то, чего я не совершала. Я прекрасно знаю себя. Никогда в жизни никого не толкала! И тогда тоже. Может быть, на уровне подсознания, в пылу борьбы сделала какое-то неловкое движение локтем для того, например, чтобы в толчее удержаться на ногах. У меня, поверьте, совершенно не отложился в памяти тот эпизод. Когда, в какой момент бега он произошел? Но одно знаю точно: упаси боже, чтобы я кого-то осознанно толкнула! Это абсолютно не в моих правилах…
Когда перед церемонией награждения мне объявили о дисквалификации, со мной случилась истерика… Ночью в гостинице вообще не сомкнула глаз. О чем только не передумала! Психологически была надломлена настолько, что решила пропустить весь оставшийся сезон, не появляться на стадионе до конца года. Но, слава богу, доктор сборной, тренер, а когда вернулась домой, и любимый человек вывели меня из этого состояния.
– Судя по тому, как складывается для вас нынешний год, стрессы остались позади. Зимой выиграли чемпионат мира в беге на 1500 метров. Летом улучшили личные рекорды на дистанции 800 метров и на той же «полторашке». При этом прибрали к рукам лучший результат сезона в мире. Неужели это был еще не пик формы?
– Очень надеюсь, что нет. Но бег, который удался мне на чемпионате России в Туле (там я стартовала на дистанции 800 метров), и особенно на этапе «Золотой лиги» в Париже, был очень близок к тому, который хотелось бы показать в Гетеборге. Жаль, что не удалось достать видеозапись парижских соревнований. С удовольствием посмотрела бы на себя в том забеге со стороны. У меня не часто так бывает, когда собственное выступление приносит полное удовлетворение.
ТЕМП ОПРЕДЕЛИМ МЫ
– Вы где-то обмолвились о том, что в Гетеборге будете бежать две дистанции – 800 и 1500 метров?
– Это неправда. Вы, кстати, не первый, кто говорит мне о таких якобы объявленных мною планах на предстоящий чемпионат. Слышала даже о том, что Чиженко стоит на распутье: какую из этих дистанций выбрать? Интересно, кто распускает подобные слухи? В Гетеборге я буду бежать только одну дистанцию – 1500 метров, и это решение принято давно. Еще до чемпионата России. Почему в таком случае выступала там на дистанции 800 метров? Моделировала в какой-то мере предстоящее выступление на чемпионате Европы с точки зрения скорости. Была цель – пробежать как можно быстрее.
– Думаете, что в Гетеборге финальный бег на 1500 метров получится быстрым?
– Это, уверена, будет всецело зависеть только от нас троих – меня, Лены Соболевой и Тани Томашовой. Конечно, соперницы предпочли бы тянуть резину до самого финиша, а там как бог даст, ведь финиш – это рулетка. Но нам нет смысла доводить дело до разборок на последних метрах, поскольку результаты у нас посильнее и задел для победы надо создавать сразу. Это мое мнение, которое, не сомневаюсь, разделяют обе подруги по сборной…
– Почти половина команды уже находится в Гетеборге, живет в ритме стартующего чемпионата. В психологическом плане не тяжело находиться здесь, в полупустой гостинице подольской базы, и ждать, когда же придет твоя очередь?..
– Нет, напротив, мне даже интересно. Два дня поболею за наших по телевизору. Так что скучно не будет. И к тому же рядом любимый человек...
– Он с вами полетит и в Швецию?
– Нет. Только проводит до «Шереметьева».
ПЕРВЫЙ ЛЕТНИЙ
– Вам раньше приходилось выступать в Гетеборге?
– Нет.
– А на чемпионатах Европы?
– Только однажды, на зимнем в Мадриде. Помнится, сложился он для меня крайне неудачно. Прилетела туда из Японии, что называется, с корабля на бал – после тяжелого выступления в экидене – и угодила в жуткую акклиматизационную яму. Словом, в Мадриде даже в финал не удалось пробиться…
– В вашем «боевом списке» есть уже титул чемпионки мира, завоеванный нынешней зимой в Москве. В то же время о вас мало что известно. Расскажите о себе.
– Я родом из Архангельска, но с 1999 года живу в Санкт-Петербурге. Учусь в Государственной академии физической культуры имени Лесгафта. Едва ли не в первый же день после приезда в Питер пришла в группу Валентина Евгеньевича Шибаева, у которого тренируюсь и по сей день.
– В Санкт-Петербурге вам выделили квартиру?
– Никто ничего мне не выделял. Спасибо родителям, у которых хватило сбережений, чтобы купить мне однокомнатную квартиру.
– Павел нам сказал, что сразу после чемпионата Европы вы собрались пожениться.
– Ну не сразу, а в конце сентября. Свадебное платье я себе уже купила.
– Переедете к мужу в Брянск или останетесь в Санкт-Петербурге?
– Это очень сложный вопрос. Где будет наш постоянный дом, мы пока сами не знаем. Но однозначно – не в Брянске. Меня сейчас приглашают перебраться в Московскую область, в город Жуковский, так что не исключено, что поселимся там. Ну а если с контрактом что-то не сложится, останемся в Санкт-Петербурге.
– А пополнения в семье когда можно будет ждать?
– Только после Олимпийских игр в Пекине. Родить, конечно, можно и раньше, но тогда есть риск не успеть физически восстановиться к Играм.
УТЕНОК НА УДАЧУ
– Девятого августа вы вылетаете в Гетеборг, уже знаете, с кем там поселитесь в одном гостиничном номере?
– Могу только догадываться. В прошлом году на чемпионате мира в Хельсинки я жила вместе с Леной Соболевой, которая, кстати, здорово поддержала меня в тяжелый момент после дисквалификации. Но на этот раз нас вряд ли разместят вместе. Думаю, что в первую очередь наши тренеры будут против. Мы с Леной хоть и подруги, но все-таки выступаем в одной дисциплине и претендуем на одну победу. Так что с психологической точки зрения будет лучше, если нас разместят в разных номерах. Скорее всего, меня поселят с кем-нибудь из толкательниц ядра. Например, с Ольгой Рябинкиной. Она тоже из Санкт-Петербурга.
– Повезете с собой в Швецию какой-нибудь талисман?
– Плюшевого утенка, которого полтора года назад подарил мне Павел. Не могу на сто процентов сказать, что это мой талисман, но мне кажется, что утенок приносит удачу.
– Юля, вы сегодня занимаете первую строчку в мировом рейтинге на дистанции 1500 метров. Как сами расцениваете этот факт? Помогает ли он вам лучше подготовиться к чемпионату или, напротив, давит?
– Честно говоря, мне от него ни жарко и ни холодно. Я вообще о нем не думаю. В прошлом году, кстати, на чемпионат мира в Хельсинки тоже прилетела лидером сезона. Ну и что? Видите, чем все закончилось? Очень надеюсь, что на этот раз все сложится иначе. Хочется сделать себе на свадьбу золотой подарок.