Россия простилась с Валерием Брумелем
ТРАУР
Вчера на Новодевичьем кладбище Москвы Россия проводила в последний путь заслуженного мастера спорта, рекордсмена мира по прыжкам в высоту, олимпийского чемпиона Валерия Николаевича БРУМЕЛЯ.
Кто-то сказал о Новодевичьем, что для кладбища это слишком пафосное место. Кощунственное, в общем, заявление. Новодевичье – это мемориал истории Отечества, где нет могил случайных людей.
Отныне соседями Валерия Брумеля на земле станут Аркадий Райкин и Артем Боровик, Иван Козловский и Евгений Леонов. Знаменитое надгробие Эрнста Неизвестного на могиле Никиты Хрущева тоже неподалеку.
…Траурная процессия следует за взводом солдат почетного караула. Справа – та самая могила Хрущева. Ветераны вспоминают:
– Хрущев тогда приехал в Лужники, и у Валеры требовали рекорда. Он вышел и прыгнул 2,28. Как на заказ…
Во время гражданской панихиды во Дворце спорта «Лужники» великий легкоатлет Игорь ТЕР-ОВАНЕСЯН вспоминал у гроба усопшего:
– Символично, что мы прощаемся с Валерием здесь, в Лужниках, где он установил два своих мировых рекорда. В его очень короткой, но яркой спортивной карьере были три титула лучшего атлета планеты. А, скажем, Пеле становился таковым всего один раз. Валерий Брумель в секторе для прыжков – это прежде всего борец. Его отличали колоссальная воля к победе, целеустремленность и уверенность в своих силах. И эта его уверенность помогала не только ему. Он излучал ее, словно экстрасенс. Его рекорды, его победы в матчах СССР – США, когда мир стоял на пороге третьей мировой войны, были сродни подвигу. Да он и совершал этот подвиг каждый раз…
Олимпийская чемпионка, президент Союза спортсменов России Галина ГОРОХОВА рассказывала:
– Для того чтобы просто поехать тогда в США, спортсмен должен был на высшем уровне гарантировать, что победит. Кто из спортсменов мог дать такую гарантию? Я, даже находясь в наилучшей форме, не была уверена в своей непобедимости. Валерий Брумель такую гарантию давал, ехал и побеждал… В эти дни родным и близким Валерия Николаевича выражали соболезнования сотни поклонников таланта великого спортсмена. Свою скорбь выразил в телеграмме президент России Владимир ПУТИН, спикер Думы Геннадий СЕЛЕЗНЕВ. На поминках были зачитаны траурные письма от президента НОК Украины Валерия БОРЗОВА и других товарищей Валерия Николаевича.
Во время траурной церемонии председатель Госкомспорта России Вячеслав ФЕТИСОВ, обращаясь к супруге и сыновьям Брумеля, сказал:
– Дорогая Светлана Григорьевна, Саша, Виктор… Позвольте выразить Вам искренние соболезнования. Валерий Брумель был великим спортсменом и великим гражданином. Он любил свободу и был настоящим борцом. Он при жизни стал легендой для всех и другом для многих. Последний раз мы встречались с ним в больнице. Валерий Николаевич был полон планов на будущее. Он не сдавался, боролся за жизнь, за свободу. Прости, Валерий…
Как рассказал президент Российской федерации легкой атлетики Валентин БАЛАХНИЧЕВ, Валерий Николаевич до последних дней был уверен, что сможет выйти из больницы. Живо обсуждал свое участие в мероприятиях, связанных со стартующим в Москве легкоатлетическим турниром «Русская зима». К слову сказать, врачи до последнего времени не могли правильно поставить диагноз. Говорят, что злокачественность опухоли была обнаружена лишь тогда, когда все шансы на выздоровление были потеряны.
Президент Национального олимпийского комитета России Леонид ТЯГАЧЕВ разговаривал с Валерием Брумелем по телефону всего лишь неделю назад:
– Скорбно и трудно сегодня прощаться с выдающимся спортсменом Родины. Он был всенародным любимцем. Ярким, легким, красивым, сильным, мужественным… Во время нашего последнего разговора Валерий вспоминал о семье, говорил о жене Светлане, о детях… Брумель покорил нас здесь, в Лужниках, и сегодня здесь же, в Лужниках, вся страна прощается с ним…
Товарищ Валерия Брумеля по олимпийской сборной, олимпийский чемпион Петр БОЛОТНИКОВ был эмоциональнее других ораторов:
– В 1960-м в Риме он был самым молодым в команде, а четыре года спустя стал нашей главной силой. Мы тренировались и жили с Валерием одной семьей. И сегодня я хочу сказать сыну Валерия Виктору: «Витя! Мы постараемся заменить тебе отца. Пока мы будем живы, ты будешь сыном олимпийской семьи…»
Генеральный директор «Лужников» Владимир АЛЕШИН:
– Увы, скорбные церемонии – это еще один наш долг перед спортом. Мы хотим построить на территории «Лужников» часовню, в которой бы отпевали спортсменов. Часовню святого, который покровительствует тем, кто творит чудеса в спорте. Такой есть, и часовня, уверен, будет…
Вице-президент Международного олимпийского комитета Виталий СМИРНОВ вспоминал о фантастических рекордах Брумеля:
– Он поставил рекорд в присутствии 103 тысяч зрителей на трибуне. Представляете, что это было! В те годы вся страна следила за противостоянием Брумеля и американского прыгуна Джона Томаса. И Валерий побеждал. А после его победы в США американские газеты (напомню, в разгар холодной войны) писали: «Это второй случай, когда русский заставляет аплодировать себе «Мэдисон Сквер Гарден». В первом случае аплодировали Петру Чайковскому на открытии Дворца. Вот кто такой был Брумель для нашей страны. Вот каким он был для всей планеты…
Алые гвоздики красным покрывалом закрыли холмик рыжего песка на свежей могиле. Венки, венки, венки да скромная временная табличка. «Валерий Николаевич Брумель». Годы жизни. Годы, подарившие бессмертие.
У изголовья могилы Брумеля растет березка. Белая береста, словно символ чистоты кладбищенского покоя. Но быть может, это символ великого спортсмена, ушедшего от нас, – Валерия БРУМЕЛЯ.