Подавитесь!
СУДИЛИЩЕ
Алина Кабаева и Ирина Чащина пропустят в марте первый этап Кубка мира в Москве, а в апреле – чемпионат Европы. Арбитражный суд по спорту (КАС) продлил дисквалификацию на два с половиной месяца, сознательно затянув с приговором до 23 января. Адвокат спортсменок Тагир Самокаев рассказывает корреспонденту «Советского спорта» о тайных пружинах интриги.
УКРАДЕННЫЕ ПОБЕДЫ
Российские гимнастки, в чьих биопробах, взятых 31 августа 2001 года на Играх доброй воли, обнаружили диуретик фуросемид, были дисквалифицированы Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) на двенадцать месяцев. «Однако в середине июня прошлого года КАС куда мы подавали апелляцию, оспаривая действия ФИЖ, приостановил дисквалификацию, — заявил Самокаев. — Кабаевой и Чащиной вроде бы подарили два с половиной месяца, которые сейчас и забрали. Но в тот период они не воспользовались правом выступить на соревнованиях. В юридической практике такой поступок расценивается как отказ от выступлений до окончания срока реальной дисквалификации. При этом они не должны нести каких-либо дополнительных наказаний, но произошло обратное!
Более того, фуросемида, как выяснилось, не было. Решением от 23 января 2003 года КАС признал нашу позицию – ущемление прав гимнасток в процессе проверки второй пробы «B» – и аннулировал результаты этого допинг-теста (в Антидопинговом кодексе существует параграф, в котором четко сказано, что вину спортсмена можно считать доказанной только по результатам тестирования биопроб «А» и «В»).
Имели место грубейшие нарушения. Во-первых, при вскрытии пробы «В» (она проходила в Австралии. – Прим. авт.) обязаны присутствовать либо спортсмен, либо его представители. Ни спортсменки, ни сотрудники национальной Федерации художественной гимнастики, ни адвокат не были даже оповещены. Во-вторых, мне передали копию протокола по проведению анализа пробы «В». Один из двух свидетелей процедуры оказался… сотрудником этой лаборатории!
В то же время, несмотря на то что главная улика – допинг-тест — была названа недействительной, суд признал Кабаеву и Чащину виновными на основании показаний третьих лиц. У гимнасток отобрали медали, выигранные ими на Играх доброй воли и на чемпионате мира 2001 года. А награды, врученные спортсменкам, начиная с сентября прошлого года по окончании срока официальной дисквалификации, им оставили. В частности, Кабаева сохранила титул абсолютной чемпионки Европы, завоеванный в ноябре в испанской Гренаде. Чащина пропустила эти соревнования из-за травмы.
В ЧЕМ БЫЛА ИНТРИГА?
По существующим правилам решение по тому или иному разбирательству должно приниматься в течение четырех месяцев после слушаний, состоявшихся 29 мая 2002 года. Участь Кабаевой и Чащиной следовало огласить не позднее 29 сентября. Впрочем, в регламенте КАС указано, что при определенных обстоятельствах принятие решения может быть отложено на основании приказа председателя этой инстанции. Я получил уведомление о продлении срока нашего дела до 31 декабря 2002 года из-за ряда неясных пунктов. Дальше – тишина. И вдруг 23 января приходит сообщение о применении санкций к гимнасткам».
Вырисовывается любопытная картина. Очередная дисквалификация россиянок завершится 8 апреля – в последний день чемпионата Европы в отдельных видах многоборья в Ризе. Но ситуация в том, что до состязаний допускаются спортсменки, которые в предыдущий год выступили в Гренаде на чемпионате Европы по многоборью во всех видах программы. От России — это Кабаева и Зарина Гизикова. Вера Сесина участвовала лишь в упражнении со скакалкой, поэтому дорожка в Ризу ей заказана. Гизиковой предстоит бороться с соперницами в одиночку.
Почему же КАС так затянул вынесение вердикта? Уж не потому ли, что в Гренаде Кабаева выиграла у ближайшей преследовательницы украинки Тамары Ерофеевой 3,5 балла, а у ее землячки Анны Бессоновой — 7, а это колоссальный отрыв. А на осенних этапах Кубка мира Кабаева и Чащина боролись исключительно друг с другом — именно в связи с этим предпринимается все возможное, чтобы не допускать их на соревнования.
На днях Кабаева и Чащина вместе с главным тренером национальной сборной Ириной Винер и коллегами по команде улетели на остров Тенерифе. На Канарах девочки проводят сбор и вернутся домой 17 февраля. По словам спортсменок, весть о продлении дисквалификации шокировала их, тем не менее они продолжают тренироваться, чтобы поддерживать себя в форме.