Борзаковский: Есть идея организовать серию стартов только для европейцев
Юрий Борзаковский рассказал, почему не сумел завоевать медаль на чемпионате мира в Берлине и что надо сделать, чтобы в Европе наконец научились бегать быстро.
«На чемпионате мира у меня был самый настоящий пик. Я был готов бежать 800 м за 1.43 с маленьким, или даже из 1.43. Я реально мог выиграть или как минимум попасть в призы, но подвела тактика. Надо было начинать финишировать чуть раньше, чем за 200 м до финиша, а я побоялся, упустил момент. Плюс, для меня было критично, что в финале у нас бежали не восемь человек, как обычно, а 10. Такого на официальных стартах раньше со мной не случалось.
С моей тактикой, когда я спокойно начинаю и обхожу всех на самом финише, два лишних человека в финале – это неприятно. Пока такую толпу оббежишь… Раньше всю жизнь в финалах на чемпионатах мира и Олимпиадах у меня было не больше семи соперников. И если посмотреть на мои результаты, последние 10 лет на официальных стартах я постоянно в медалях. Исключений только два: прошлогодние Олимпийские игры в Пекине, когда я не попал в финал, и чемпионат мира в Берлине, где в финале бежали 10 человек. А вот на коммерческих турнирах я очень редко выигрываю, только показываю быстрые секунды. Все почему? На коммерции в забеге может быть и по 15-16 человек, обходить такую толпу сзади безумно сложно. Можно ориентироваться на них и бежать быстро, но я редко когда успеваю быть первым на финише.
Я не считаю, что в Берлине все прошло здорово и успешно, но и полным провалом наше выступление не назову. Выступили на среднем уровне. Мы лишились ряда запланированных медалей, одно поражение 100-процентного фаворита Лены Исинбаевой чего стоит. Я прекрасно понимаю, что это такое. Год назад на Играх в Пекине для меня тоже на 100 процентов планировали медаль, а получилось – я даже в финал не попал.
На официальный старт я настраиваюсь совершенно по-другому, чем, например, на турнир «Золотой лиги». Для меня звания, титулы превыше всего. Достаточно стать олимпийским чемпионом, чтобы в жизни все сложилось на ближайшие лет пять-шесть. Точно так же с титулом чемпиона мира: раз выиграешь, и два-три года у тебя в любом случае все идеально. А коммерция – это просто возможность заработать денег и показать высокий результат. Потому что на официальных стартах пэйсмейкеров нет, и бег, как правило, идет тактический.
В ЮАР идеальные условия, высота, но я не любитель летать настолько далеко. К тому же, мой тренер уже в возрасте, Вячеславу Макаровичу в этом году исполняется 79 лет. Поэтому мы выбираем для сборов места, куда легко добраться. Допустим, сборная России сейчас регулярно ездит на сборы в Португалию, а мы предпочитаем Кипр. Три часа лета плюс 30 минут на автобусе – и мы на месте, а в Португалию нужно добираться с пересадкой. На Кипре у нас неплохая база, ездим туда уже три года. Есть возможность потренироваться на равнине, а в центре острова – гора Олимп высотой 1900 м над уровнем моря. Те же горки, та же высота – меня все устраивает, ехать куда-то далеко не вижу смысла.
Я согласен, что африканцам легче бегать, чем нам, европейцам. Особенно дистанции начиная от 800 м и длиннее. У них другое строение мышц, да и вообще преимущество ощутимо. Достаточно посмотреть на результаты последних лет. В 2004 году на Олимпиаде в Афинах я хоть и выиграл, но был единственным европейцем в финале. Сейчас на чемпионате мира в Берлине тоже вполне мог быть единственным, если бы поляка и голландца не допустили в финал после падения. Реально сейчас в Европе люди даже не идут в средний бег, потому что не видят в этом никакого смысла. Слава богу, стали появляться молодые поляки, а так – кто раньше бегал, тот и бегает, а новых людей почти нет.
Я вынашиваю идею организовать серию коммерческих турниров по примеру «Золотой лиги», но только для европейцев. Это даст людям стимул тренироваться, они поймут, что смогут хоть где-то выступать, зарабатывать деньги. Легче всего махнуть рукой: а, какой смысл бегать, все равно одни африканцы выигрывают. Но хочется как-то поднять европейскую легкую атлетику. Может, в Европе и появятся настоящие таланты, если мы дадим им возможность проявить себя.





