«Факел» или «Ямбург»? Первая боевая ничья

С начала января многочисленный пелотон российских мастеров снегоходного спорта и их техников отправился в трехмесячный путь. Завершится он для них, как обычно, в начале апреля в Новом Уренгое, где в это время еще будет лежать снег и будет гарантирована минусовая температура воздуха.
31 января 2004 00:00
автор: Павел Юрьев

КАЛЕЙДОСКОП
СНЕГОХОДНЫЙ СПОРТ

С начала января многочисленный пелотон российских мастеров снегоходного спорта и их техников отправился в трехмесячный путь. Завершится он для них, как обычно, в начале апреля в Новом Уренгое, где в это время еще будет лежать снег и будет гарантирована минусовая температура воздуха.

МОРОЗ И СОЛНЦЕ – ДЕНЬ СНЕГОХОДНЫЙ

Сегодня в городе Угличе, что в Ярославской области, команды из разных городов продолжат борьбу в чемпионате России в отечественном классе, начавшуюся ровно неделю назад в подмосковной Коломне. Этот старинный город с 1973 года постоянно принимает соревнования по техническим видам спорта, и снегоходных «скачек» местные жители ждут здесь всегда с нетерпением.

Правда, в прошлом сезоне из-за малого количества снега и теплой погоды организаторам было крайне тяжело подготовить качественную трассу, что заметно осложнило жизнь участникам и серьезно снизило столь любимую зрителями скорость многосильных машин. На этот раз за первые три недели января снега навалило предостаточно, да и погода не подкачала – в течение двухдневных гонок она колебалась от –7 до –10 градусов, да еще и солнце, по которому так соскучилась Москва, приятно радовало глаз.

Отечественный класс снегоходов на высоком уровне представлен фактически лишь двумя марками – «Тайга» и «Рысь». У каждой есть свои преимущества: например, техники новоуренгойского клуба «Факел» посчитали, что на «Рысях» самых опытных гонщиков уместно поставить мотор от «Тайги». Впрочем, обе марки серьезно уступают по качеству машинам зарубежного производства. Поэтому не случайно, что у клубов, что побогаче, и передние, и задние подвески на снегоходах имеют западное происхождение. По правилам соревнований на доморощенных машинах можно ставить почти все иностранные детали, за исключением рамы и, естественно, двигателя.

ВЧЕРА ПАРТНЕРЫ, СЕГОДНЯ – СОПЕРНИКИ

Основные события первого этапа чемпионата страны развернулись в воскресенье, когда проводилось по два заезда во всех трех возрастных категориях.

После второго заезда у взрослых по очкам сравнялись еще недавние партнеры по новоуренгойскому клубу «Факел» Алексей Цыбовский и Максим Шевченко. Алексею всего лишь двадцать, но он уже двукратный чемпион России в отечественном классе, а вот Максим в прошлом не очень жаловал наши снегоходы, предпочитая выяснять отношения в соревнованиях в свободном классе, где практически все спортсмены гоняются на более продвинутых западных машинах типа «СКИ-ДО». Но так уж сложилось, что с этого сезона Шевченко перешел к соседям «Факела» – в новоуренгойский спортивно-технический клуб «Ямбург», а тот, в свою очередь, приобрел в межсезонье новенькие снегоходы «Тайга» и решил без промедления вступить в соперничество с другими командами в отечественном классе.

Судя по всему, наставник «Ямбурга» Алексей Галенских сделал серьезную ставку именно на Шевченко. И тот оправдывает надежды с первых официальных стартов. В Ижевске на этапе первенства России в свободном классе он стал третьим после дуэта непобедимых кемеровчан во главе с многократным чемпионом Дмитрием Воженниковым, а в Коломне едва не обошел Цыбовского.

ТРЕТИЙ ЗАЕЗД – РЕШАЮЩИЙ

Выиграв второй заезд, Шевченко сравнялся с Цыбовским по очкам (в субботу соперники на финиш пришли в обратном порядке) и здорово настроился на третий, решающий заезд. Но не меньше жаждал реванша и Алексей. Он раньше всех появился в стартовом створе и принялся всесторонне изучать уже изрядно потемневший снег. На мой вопрос, зачем он это делает, Цыбовский рассказал о неоднородной поверхности трассы в Коломне. На ней есть абсолютно чистые снежные участки, плотно утрамбованные организаторами, есть отрезки, где под снегом предательски прячется лед, а есть места, особенно на виражах, где гонщики к концу двухдневного марафона своими мощными и активными действиями на снегоходах добрались до голой промерзшей земли. Все это делало последний заезд зрелищем, крайне увлекательным для зрителей и нервным для спортсменов и их тренеров. В первую очередь для тренера «Ямбурга» и наставника «Факела» Александра Куща.

Лидерство со старта захватил Цыбовский, но уже через два круга Шевченко внешне очень легко обошел Алексея и, казалось, обеспечил себе необходимое преимущество. Но двукратный чемпион России, похоже, сумел быстро проанализировать ситуацию и постепенно стал прессинговать лидера. В самый ответственный момент у Шевченко не выдержали нервы. В жестком единоборстве он лишь на мгновение не удержал свою «Тайгу» на правильной траектории трассы, и этого было достаточно для того, чтобы Цыбовский устремился на «Рыси», на которой выступает уже три года, ко второй победе на этапе и единоличному лидерству в индивидуальном зачете. «Ямбург» отыгрался в командном зачете. Партнеры Шевченко Вадим Троцай и Дмитрий Цуков заняли в Коломне третье и четвертое места соответственно, что и позволило клубу опередить «Факел» на 11 очков.

ЗА МОСКВУ БОРОЛСЯ ТОЛЬКО ЗОТКИН

А что же другие клубы? Реально в борьбу с новоуренгойцами вступил лишь представитель московского «Олимпа» Сергей Зоткин. После 7-го места в первом заезде он во втором добрался до третьей позиции и очень неплохо стартовал в последнем заезде. Однако завершали соревнования в Коломне Зоткин и его снегоход отдельно друг от друга. Техника не выдержала напряжения. В этот момент вспомнились слова отца Алексея Цыбовского, его главного помощника по ходу сезона: «В любой ситуации надо не терять головы и не забывать о том, что скорость в снегоходах отнюдь не все».

Однако следует признать, что сегодня с северянами бороться очень и очень сложно как в отечественном, так и в свободном классах по объективным причинам. Легендарный кемеровчанин Воженников, каждый год объявляющий о своем уходе из соревнований в свободном классе, но постоянно туда победно возвращающийся, – это то исключение, которое, как общеизвестно, лишь подтверждает правило.

НОВЫЙ УРЕНГОЙ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

По сей день в России есть лишь один город, где снегоходный спорт не просто имеет традиции, но и успешно их развивает на солидной финансовой базе. Это Новый Уренгой. Внутригородские соревнования там порой проходят не менее напряженно, чем этапы чемпионата России.

Наиболее широко на них обычно представлено газодобывающее объединение «Уренгойгазпром»: на балансе его подразделений сегодня находятся сразу шесть клубов, которые в рамках чемпионата России объединяются в сборную команду под знаменем «Факела». А вот другой газовый гигант – «Ямбурггаздобыча» имеет всего лишь один клуб. Но у «Ямбурга» есть другой плюс – он единственный пока в России профессиональный снегоходный клуб: его гонщикам, тренерам и техническому персоналу не приходится совмещать свой нелегкий, но любимый труд с другой работой.

И все-таки не все так грустно у соперников северян. В этом можно легко убедиться, посмотрев на итоговый протокол соревнований юниоров в Коломне. В нем все три первых места принадлежат гонщикам из рыбинского НПО «Сатурн». Причем победитель этапа Денис Рязанцев, безоговорочно выиграв три заезда, набрал максимальное количество очков – 75.

А еще один представитель Рыбинска, но уже из клуба «Буран», Алексей Милющенков, стал вторым в общем зачете среди еще более молодых гонщиков – в категории «юноши». Правда, ему ни разу не удалось обойти новоуренгойца Никиту Настенко, который, по мнению его тренера Александра Куща, обещает вырасти в отличного мастера снегоходного кросса.

КАЛЕНДАРЬ СОРЕВНОВАНИЙ 2004 ГОДА

СВОБОДНЫЙ КЛАСС

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ (4 ЭТАПА)

10–11 января

Ижевск

14–15 февраля

Альметьевск (Татарстан)

28–29 февраля

Заречный (Свердловская область)

3–4 апреля

Новый Уренгой

КУБОК РОССИИ

21–22 февраля

Советск (Кировская область)

КУБОК ПАМЯТИ А. УШАКОВА

28 февраля

Заречный (Свердловская область)

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КЛАСС

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ (3 ЭТАПА)

24–25 января

Коломна (Московская область)

31 января – 1 февраля

Углич (Ярославская область)

6–7 марта

Уфа

СМЕШАННЫЙ КЛАСС

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ЭНДУРО (4 ЭТАПА)

24–25 января

Екатеринбург

7–8 февраля

Санкт-Петербург

21–22 февраля

Яхрома (Московская область)

28–29 февраля

Ильинское (Московская область)

КУБОК ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СПРИНТ-КРОССУ

23 февраля

Курово (Московская область)

ПЕРВЕНСТВО РОССИИ ПО ТРЕКОВЫМ ГОНКАМ

23 февраля

Ижевск

7-Й ЧЕМПИОНАТ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КЛАССЕ

1-й этап. Коломна. 24–25 января

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ. МУЖЧИНЫ

1

Алексей ЦЫБОВСКИЙ

СТК «Факел» (Новый Уренгой) – 72 очка

2

Максим ШЕВЧЕНКО

СТК «Ямбург» (Новый Уренгой) – 69 очков

3

Вадим ТРОЦАЙ

СТК «Ямбург» (Новый Уренгой) – 52 очка

4

Дмитрий ЦУКОВ

СТК «Ямбург» (Новый Уренгой) – 43 очка

5

Владислав АМЕЛИН

СТК «Факел» (Новый Уренгой) – 42 очка

6

Виктор ЖЕЛЬСКИЙ

СТК «Факел» (Новый Уренгой) – 39 очков

7

Александр ГАЛЯПО

СТК «Буран» (Рыбинск) – 38 очков

8

Дмитрий МАЧУЛЬСКИЙ

СТК «Факел» (Новый Уренгой) – 38 очков

9

Сергей ЗОТКИН

СК «Олимп» (Москва) – 34 очка

10

Виктор ГЕРАСИМОВ

УМПО (Уфа) – 34 очка

ЮНИОРЫ

1

Денис РЯЗАНЦЕВ

НПО «Сатурн» (Рыбинск) – 75 очков

2

Денис СМИРНОВ

НПО «Сатурн» (Рыбинск) – 58 очков

3

Александр ДУДАРОВ

НПО «Сатурн» (Рыбинск) – 54 очка

ЮНОШИ

1

Никита НАСТЕНКО

СТК «Факел» (Новый Уренгой) – 75 очков

2

Алексей МИЛЮЩЕНКОВ

СТК «Буран» (Рыбинск) – 60 очков

3

Александр ВОЛОДА

СТК «Факел» (Новый Уренгой) – 54 очка

КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. МУЖЧИНЫ

1

СТК «Ямбург» (Новый Уренгой) – 164 очка

2

СТК «Факел» (Новый Уренгой) – 153 очка

3

СТК «Буран» (Рыбинск) – 92 очка

4

УМПО (Уфа) – 86 очков

5

СК «Олимп» (Москва) – 54 очка

ДОСЛОВНО

Легких трасс не бывает. Где–то больше перепад высот, где–то круче повороты или длиннее прямые. У каждой трассы свой конкретный рисунок, и спортсмен должен всегда помнить о его нюансах и не терять головы, не забывать, что скорость в снегоходах отнюдь не все.