Сегодня в Государственной Думе России последний день весенней сессии. Депутаты опечатывают кабинеты и разъезжаются по своим округам отдавать последние долги избирателям, перед тем как до осени уйти на парламентские каникулы. Между прочим, завершившаяся сессия показала, что четыре с лишним сотни нынешних нардепов — люди, совершенно спорту не чуждые. Как азартно они переживали фиаско на Олимпиаде! Как яростно решали судьбы российского хоккея! Как стучали кулаком по столу, требуя от правительства добиться проведения чемпионата Европы по футболу в нашей стране! Как срывали собственные заседания, кучкуясь у телевизоров в ожидании трансляций из Японии и Кореи! А самые отчаянные, больше того, мчались на восток, чтобы сразиться на футбольном поле со своими японскими коллегами. В общем, отправляя столь знатных болельщиков в отпуск, мы в качестве «алаверды» решили посвятить им сегодняшнюю страничку.

Основу автопарка нынешней Государственной Думы составляют автомобили сразу нескольких марок. В первую очередь, разумеется, «Волги», среди которых доминирует модель 3110. Кроме того, в «конюшне» имеются «Ауди» А6, «КИА Кларус» и набор БМВ 5-й и 7-й серий. При этом сами депутаты делятся на тех, кто принципиально пользуется только личным автотранспортом, и тех, кто с не меньшим идейным задором отдает предпочтение автомобилям служебным. В определенном смысле сия межа, так уж сложилось, прошла с учетом партийной принадлежности народных избранников. Правые — демократы — в этом отношении по большей части индивидуалы, предпочитающие устанавливать спецномера на собственные авто. Левые — коммунисты и прочие — катаются по преимуществу на государственных машинах из думского гаража.

СЕДОКИ КАЗЕННЫХ «ЛОШАДЕЙ»

К таковым, например, относится пламенный думский трибун, да и вообще харизматическая среди депутатов личность, член фракции КПРФ Василий Шандыбин.

— Василий Иванович, вы убежденный сторонник эксплуатации государственных авто?

— У меня на личное денег попросту нет — все отдаю на развитие рабочего движения в стране.

— Вот так всю прошлую жизнь и были пешеходом?

— Да у меня и водительских прав, по-моему, не имеется. Хотя одна машина все-таки есть. Старенькая «Волга», кажется, 21-й модели. Но сейчас я ее отдал людям. Зачем она мне? Я, если куда надо, на думской «Волге» езжу.

— То есть хотя бы с точки зрения пассажира, но некоторое представление о ситуации в российском автопроме имеете.

— Вот-вот — представление. Убежден, что русские должны ездить на русских машинах. Но для этого правительство должно всячески поддерживать нашего производителя. Вкладывать государственные деньги в реконструкцию заводов, давать, видимо, льготы, чтобы они могли развиваться, а их конструкторы создавать новые современные машины. Поэтому и разные иномарки, что имеются в Думе, я не одобряю. Мы не должны кормить какого-то дядю, а покупать только свои, чтобы народные деньги работали на народ.

— Как вам нравится служебная «Волга»?

— Хорошая машина. Очень проходимость у нее высокая. Нам ведь много приходится мотаться по глухим местам, где и дороги-то не всегда есть. Но даже там у меня особых проблем с машиной не было. А значит, наша «Волга» очень надежный автомобиль. Если надо успеть на встречу с избирателями, то на ней можно и скорость приличную набрать. Правда, пока все-таки эта машина еще не самая лучшая в мире.

— Простите за скепсис, до лавров лучшей «Волге», наверное, действительно очень далеко.

— Конечно, пока мы даже депутатам покупаем разные БМВ и «Ауди». А на самом деле я верю, что мы можем делать автомобили гораздо лучше, чем получается это сейчас. Но кому-то, видимо, очень выгодно, чтобы на улицах российских машин днем с огнем было не сыскать. Но я не из таковских. По мне и сейчас лучше нашей «Волги» ничего нет.

ЕРОПЕЙСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ

Самое интересное, что есть в Государственной Думе категория депутатов, которые вообще напрочь отрицают необходимость существования парка служебных машин. Вот, например, один из таких — член фракции СПС и председатель Европейского клуба в Госдуме Владимир Коптев-Дворников.

— Владимир Евгеньевич, вас можно отнести к идейным борцам с казенным автотранспортом.

— Во всяком случае, я считаю, что прикреплять к каждому депутату персональное служебное авто — для страны непозволительная роскошь.

— Статус не тот или слишком накладно получается?

— Мы как-то посчитали, что ежемесячно каждая такая машина обходится бюджету в 2 тысячи долларов. Это с учетом не только расходуемого бензина, а также амортизации, ведь ее обслуживает еще и целый штат чиновников, которым надо платить зарплаты. Получается накладно.

— Но согласитесь, что и без колес депутатам никак не обойтись. Может, все-таки смириться и отнести это к неизбежным потерям?

— Ну почему же. Депутаты — люди по определению не бедные. И если отбросить в сторону демагогию, каждый из нас может позволить себе приобрести собственную машину. Тогда получали бы, скажем, по 500 долларов ежемесячно на бензин, и это уже была бы огромная экономия. Опять-таки к вопросу статуса: я сильно сомневаюсь, что раздолбанные «Волги» его поднимают в глазах избирателей.

— А вот ваши оппоненты считают, что это патриотично — пользоваться именно российскими авто.

— Мне тоже нравятся наши машины. Больше того, самой лучшей из них, я считаю, был «Запорожец». Уникальная машина — и по своему запасу прочности, и по всем другим параметрам. Говорю это совершенно серьезно, без тени иронии. У нас в семье долгое время был «Запорожец», который мы продали только, кажется, в прошлом году.

— Случайно, не Владимиру Жириновскому, который недавно устроил демонстративный выезд на работу как раз на «ушастом»?

— Нет, простому человеку. Я надеюсь, как верно тот «Запорожец» служил нам, так еще и не один год послужит тому хозяину, которому сейчас принадлежит. Но нынешние «Волги» мне трудно сравнивать с ним. К тому же они довольно быстро теряют немногие остатки даже своей изначальной презентабельности.

КСТАТИ

l Среди депутатов Государственной Думы существует строгая иерархия на право пользования определенными марками служебных автомобилей. Если рядовые избранники могут рассчитывать только на «Волгу», то председателей комитетов, лидеров думских фракций, а также заместителей председателя нижней палаты законодательного собрания страны обслуживают БМВ, «Ауди» и КИА. Председатель думы Геннадий Селезнев перемещается на персонально закрепленной за ним «Ауди» А8.

Технические характеристики

Audi A6 1.8

Тип кузова

седан

Дверей/ мест

4/5

Длина х ширина х высота, мм

4797 х 1810 х 1452

Колесная база, мм

2760

Масса, кг

1405

Объем багажника, л

551

Тип двигателя

бензиновый

Количество цилиндров

V4

Количество клапанов на цилиндр

5

Объем двигателя, куб. см

1781

Макс. мощность двигателя, кВ/лс

110/150

Привод

передний

Коробка передач

механическая

Количество передач

5

Шины

205/55R16W

Разгон до 100 км/ч, с

9,7

Макс. скорость, км/ч

216

Расход топлива

В городском цикле, л/ 100 км

11,4

В загородном цикле, л/100 км

6,7

Средний, л/100 км

8,5

Объем бака, л

70

Вид топлива

95-й бензин

Цена, $

от 23 тыс.

.

BMW 728i

Тип кузова

седан

Дверей, мест

 4/5

Длина х ширина х

высота, мм

4984 х 1862 х 1435

Колесная база, мм

2930

Масса, кг

1785

Объем багажника, л

500

Тип двигателя

бензиновый

Количество цилиндров

V6

Количество клапанов на цилиндр

4

Объем двигателя, куб. см

2793

Макс. мощность двигателя, кВ/лс

142/193

Привод

задний

Коробка передач

механическая

Количество передач

5

Шины

215/65R16W

Разгон до 100 км/ч, с

8,6

Макс. скорость, км/ч

228

Расход топлива

В городском цикле, л/ 100 км

13,7

В загородном цикле, л/100 км

7,9

Средний, л/100 км

10,0

Объем бака, л

85

Вид топлива

95-й бензин

Цена, $

от 22 тыс.

.

KIA Clarus 1.8 SLX

Тип кузова

седан

Дверей, мест

4/5

Длина х ширина

х высота, мм

4731 х 1770 х 1420

Колесная база, мм

2659

Масса, кг

1295

Объем багажника, л

444

Тип двигателя

бензиновый

Количество цилиндров

V4

Количество клапанов на цилиндр

4

Объем двигателя, куб. см

1793

Макс. мощность двигателя, кВ/лс

85/116

Привод

передний

Коробка передач

механическая

Количество передач

5

Шины

195/65R14

Разгон до 100 км/ч, с

10,7

Макс. скорость, км/ч

185

Расход топлива

В городском цикле, л/ 100 км

12,1

В загородном цикле, л/100 км

7,8

Средний, л/100 км

9,3

Объем бака, л

60

Вид топлива

92-й бензин

Цена, $

15300

.

«Волга» ГАЗ 3110

Тип кузова

седан

Дверей, мест

4/5

Длина х ширина х

высота, мм

4870 х 1800 х 1422

Колесная база, мм

2800

Полная масса, кг

1790

Тип двигателя

бензиновый

Количество цилиндров

V4

Количество клапанов на цилиндр

4

Объем двигателя, куб. см

2445

Макс. мощность двигателя, кВ/лс

73,5/100

Привод

задний

Коробка передач

механическая

Количество передач

5

Шины

195/65R15

Разгон до 100 км/ч, с

19

Макс. скорость, км/ч

170

Цена, $

7650