Василий Сталин «подписал» мотогонщика Карнеева - Советский спорт

Матч-центр

  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 03:00
    Виннипег Джетс
    Тампа-Бэй Лайтнинг
    0
    0
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 03:00
    Чикаго Блэкхоукс
    Сан-Хосе Шаркс
    0
    0
  • Апертура - Финал
    начало в 03:30
    Крус Асуль
    Америка
    0
    0
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 06:00
    Ванкувер Кэнакс
    Эдмонтон Ойлерз
    0
    0
  • Авто/Мото16 января 2003 00:00Автор: Васильченко Евгений

    Василий Сталин «подписал» мотогонщика Карнеева

    null

    МОТОСПОРТ

    ПЕРСОНА
    СЕГОДНЯ 90 ЛЕТ «ОТЦУ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СПИДВЕЯ»

    Сегодня юбилей Владимира Карнеева, выдающегося человека нашей эпохи, многократного чемпиона СССР по мотокроссу и шоссейно-кольцевым гонкам. После Великой Отечественной войны, в которой Владимир Иванович принимал участие, он стал отцом-основателем в нашей стране нового вида мотоспорта — спидвея и мотогонок на льду. Корреспондент «Советского спорта» побывал в гостях у юбиляра накануне его праздника.

    БЫЛ ГОЛКИПЕРОМ, НО ТАЙНО ЗАНИМАЛСЯ МОТОСПОРТОМ

    — Владимир Иванович, почему вы решили связать свою судьбу именно с мотоциклетным спортом, а, скажем, не с популярным во все времена футболом?

    — Так я же с футбола-то и начинал!.. В молодости, переехав из Саранска в Москву, я долго не мог выбрать, куда идти — в футбол или в не менее популярные тогда мотогонки? Но так как моим кумиром того времени был вратарь нашей «сборной» (команды своего района — в окрестностях железнодорожной станции Лосиноостровская. — Прим. авт.) рыжий Пашка, я тоже решил стать голкипером. Одновременно я учился в двух школах — музыкальной и общеобразовательной. И к их окончанию отец подарил мне старенький, еще с ременной передачей, английский мотоцикл «Коннет», купленный с рук. И на свои футбольные тренировки я теперь всегда приезжал на нем.

    В 1938 году Володя пробился в состав команды мастеров Ярославской железной дороги. Однако на этом же стадионе работала секция мотогонщиков «Локомотива»… Однажды к молодому Карнееву подскочил взволнованный тренер мотоциклистов и попросил выручить: в его команде парень сломал ключицу, а через пару дней — соревнования. Причем тренер о победе и речи не вел: «Твоя задача — только стартовать, потом можешь сойти с трассы».

    А Володя взял и победил! На мотоцикле «Иж-7» он выиграл 100-километровый кросс, а на следующий день и шоссейную гонку.

    — Вот тут уже надо было выбирать: футбол или мотоспорт? Наверное, обратились к родителям за советом?

    — Нет, мотоспортом я занимался втайне от них. И о моих первых успехах родители узнали из газет. Мама была в панике. А отец, подумав, заявил: «Разрешаю, но при одном условии: если будешь тренироваться больше, чем другие».

    Уже через год Владимир Карнеев стал заметной фигурой в мотоспорте. И обратил на себя внимание сильных мира сего.

    А в 1946 году Карнеева заметил Василий Сталин, «лучший друг спортсменов».

    — Это благодаря Василию Сталину вы, выступая 11 лет за «Динамо», затем перешли в ВВС?

    — Да, он подписал соответствующий указ, и меня перевели из «Динамо» в ВВС. Однако… Вскоре моя спортивная карьера была надломлена. Во время командных соревнований на Чкаловском шоссе на одном из мотоциклов «полетела» свеча. Пока ее меняли, мимо промчались динамовцы. А я как капитан команды должен был отвечать за общий результат.

    Карнеева арестовали сразу после финиша. За то, что якобы умышленно подыграл соперникам — бывшим одноклубникам.

    НА «ЖЕЛЕЗНОМ КОНЕ» — ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ!

    — Владимир Иванович, слышал про ваши смертельные «кошки-мышки» с немецкими летчиками во время Великой Отечественной… Как же вам на мотоцикле удавалось уходить от прицела вражеских истребителей?

    — В первые дни войны всех спортсменов мобилизовали, и я стал связным в мотороте. Воевал сначала под Москвой. Затем сражаясь вблизи Сталинграда, я сменил свой отечественный «Иж-9» на трофейный «НСУ-600». Там не существовало четко очерченной линии фронта. Вот когда я внезапно попадал в поле зрения вражеского истребителя и тот брал меня в прицел, я резко притормаживал, вращался в волчке или менял направление движения. Временами спортивный азарт даже брал верх над естественным человеческим страхом!

    Зачастую мотосвязные не знали, в каком населенном пункте фашисты, а в каком — наши. И однажды влетаю я на своем трофейном «НСУ» в село, а там… немцы. Я резко срываю с себя пилотку и на бешеной скорости, не останавливаясь, проскакиваю это село насквозь! Обошлось: на немецком мотоцикле во мне и не рассмотрели врага!

    МОТОЦИКЛ НАЗВАЛИ ЕГО ИМЕНЕМ

    Как-то на фронте попала в руки Карнеева газета «Британский союзник», в которой он прочел заметку о прошедших в Англии соревнованиях по спидвею. Вот тогда-то он для себя твердо решил: «Окончится война — если буду жив и здоров, вернусь в мотоспорт и попробую заняться спидвеем»…

    В послевоенные годы, когда в нашей стране соревнования на иностранных машинах были запрещены, Карнеев сам сконструировал мотоцикл, который впоследствии был назван его именем — «ВИК-500», и на нем побеждал в линейных гонках и мотокроссе.

    А в 60-х годах он соорудил уникальную раму, которая придавала ледовому мотоциклу «Ява-ЭСО» чешского производства невиданную по тем временам устойчивость (как-никак закончил в свое время автодорожный техникум и трудился чертежником в КБ). Рама получилась настолько хорошей и практичной, что чехи, разглядев ее под советскими победителями международных соревнований, захотели наладить у себя в стране массовый выпуск. Не один десяток золотых медалей чемпионатов мира выиграли гонщики на «Явах» с карнеевской рамой.

    СПИДВЕЙ — ЭТО ПСИХОЛОГИЯ РУССКИХ РЕБЯТ

    Спидвей в нашей стране появился по инициативе Владимира Карнеева 10 июня 1958 года, когда на Центральном стадионе имени Ленина в Москве прошли первые союзные соревнования.

    — А почему вы так рьяно решили развивать спидвей в нашей стране?

    — По эмоциональному накалу страстей зрелище не имеет равных. Но должен заметить, что в первую очередь я ратую за спидвей на льду. Потому что этот экстремальный вид спорта больше всего подходит под психологию русских ребят. Во-первых, какой же русский не любит быстрой езды! А во-вторых, из 38 личных чемпионатов мира по зимнему спидвею только 4 раза чемпионами были иностранцы. А 34 раза первенствовали наши соотечественники!

    НАША СПРАВКА

    Карнеев Владимир Иванович. Родился 16 января 1913 года в городе Саранске (Мордовия).

    Основатель новой дисциплины мотоспорта в СССР — зимнего и летнего спидвея: мотогонок на льду и гаревых дорожках.

    Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР, ветеран мотоспорта и член Союза спортсменов СССР, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Мордовия (согласно указу главы Республики Мордовия Николая Меркушкина от 15 августа 1997 г.).

    Шестикратный чемпион СССР по мотокроссу и шоссейно-кольцевым гонкам.

    Участник Великой Отечественной войны. Награжден боевыми орденами и медалями: орденом Великой Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За трудовую доблесть», «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» и другими.

    Автор 8 книг по мотоспорту.

    Конструктор специальной рамы мотоцикла, по его чертежам изготавливают рамы чехословацких мотоциклов «Ява» для гонок по льду. Чертежи опубликованы в книге В.И. Карнеева «Мотогонки на льду».

    В период с 1954 г. по настоящее время заместитель председателя Федерации мотоспорта г. Москвы, заместитель председателя трекового комитета Мотоциклетной федерации России.

    С 1953 года спортивный комментатор соревнований по мотоспорту чемпионатов мира, Европы, СССР и России и автоспорту на стадионах и телевидении ряда городов нашей страны.

    КСТАТИ

    Уже 11 лет на родине Владимира Карнеева в столице Мордовии Саранске проходят соревнования по мотогонкам на льду на Кубок Карнеева.