ЛИКБЕЗ

Российские автогонщики могут только начинать торить себе дорогу в ряды топ-пилотов «Формулы-1» или не быть на первых ролях в иных общепризнанных классах мира скоростей. Пока! У нас, как известно, всегда имелся в запасе свой собственный — особый путь. А посему есть по крайней мере один вид состязаний людей и моторов, где наши без труда «сделают» любого расхваленного Шумахера. И называется сие действо зимние кольцевые гонки.

Впрочем, имен у данного по-настоящему феерического зрелища, собирающего на трибунах фанатов поболе, чем иные футбольные суперфиналы, по крайней мере несколько. «Зимнее кольцо», «Ипподромные гонки», «Зимние кольцевые ипподромные гонки» и так далее. Все они в той или иной мере отражают суть происходящего. При этом оставляя кое-что за скобками.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Если вы помните из классики, была давным-давно на Руси народная забава — биться зимой на льду замерзшей реки или озера целыми деревнями стенка на стенку. Так вот, зимние ипподромные гонки есть нечто сродни такому шоу. Правда, здесь в ход идут отнюдь не кулаки, а мощь моторов, надежность шин, но главное, интеллект и умение пилотов.

При этом наблюдают за происходящей мясорубкой железных коней десятки тысяч истово ревущих людей, которых не в состоянии смутить перспектива стояния на пронизывающем ветру в по-настоящему лютый мороз. Притоптывая-прихлопывая и согревая душу нашим традиционным 40-градусным «жидким калорифером», толпы фанатов яростно поддерживают собственных фаворитов. А в промежутках между заездами иные авторитетно рассуждают на тему, как один гонщик «причесал» на старте второго и как третий, атакуя в повороте, ушел в бруствер и, сделав тройное сальто-мортале за трассу, разнес в пух и прах собственный автомобиль.

Самое замечательное, что так происходит и в Нижнем Новгороде, и в Тольятти, и во множестве других регионов европейской части нашей страны. А например, в Татарстане зимние кольцевые гонки вообще нечто сродни национальной идее. Как, собственно, и в ближайшем Подмосковье — городе Раменском, где сердца мужской части населения разрываются между футбольным «Сатурном» и ипподромом, а все женские — безоговорочно отданы повелителям ревущих на виражах моторов.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В первом приближении теория зимних кольцевых гонок достаточно проста. Есть кольцо ипподрома, куда зимой коней никаким овсом не загонишь, зато автогонщикам на нем полное раздолье. При этом официальные гонки проводятся на ипподромных кольцах двух видов: большом — классическая миля 1 600 метров и малом — верста в 1 060 метров.

Отдельные соревнования растягиваются на два дня, выпадающих на выходные. В субботу тренировки и квалификация, в воскресенье — непосредственно гонки. Как правило, гонщики в каждом заезде соревнуются на дистанции в 4 круга, хотя существуют и трехкруговые вариации.

Таким образом, если вы новичок и пока не имеете сердечных привязанностей среди пилотов, приходите в уик-энд загодя. На месте и определитесь с собственными пристрастиями. Главное, чтобы вашему фавориту мастерство позволило пробиться в финал. Ибо в квалификационных заездах участвуют все того пожелавшие лицензированные гонщики, а вот на следующий день к старту допустят только шестнадцать показавших накануне лучшее время на круге. Плюс в запас будут отряжены еще шестеро, которые должны заменять выбывающих.

В день финалов проводятся 16 заездов: гонщик выходит на старт шесть раз и должен по схеме встретиться с каждым из оппонентов дважды. Впрочем, это условная теория. Недаром существует оперативный резерв пилотов, ибо никто не даст гарантии, что все шестнадцать стартующих доберутся до своего второго заезда, третьего, тем более четвертого и так далее. Машины вылетают с ледяной трассы с завидной регулярностью и многие разбиваются просто в дым. Например, на воскресной гонке в Раменском — Кубке памяти Константина Жигунова — лихо стартовавший новенький, с иголочки, «Ситроен» Дмитрия Нарышкина уже после первых трех кругов напоминал сильно покореженную жестянку из-под «Завтрака туриста». С третьего же заезда его и вовсе пришлось эвакуировать, поскольку от носовой части машины не осталось ничего. Благо хоть защитные конструкции кузова надежно оберегают пилотов от повторения участи их автомобилей. Трагедии на зимнем кольце крайне редки. Но то, что до конца гонок редко «доживают» шестнадцать участников, даже с учетом привлеченных запасных, — случается очень часто.

«ПЕРВЫЕ» И ПЕРВЫЕ

Чтобы непосредственно разобраться в происходящем на трассе и понять, почему гонщики далеко не всегда стремятся побеждать в каждом заезде, надо быть до известной степени спецом в тактике борьбы. Участникам заездов, а таковых на старте шестеро, в соответствии с занятыми на финише местами начисляются призовые очки. Первый получает 5, второй — 4, третий — 3… Последний, если их так шестеро и финишировало, не получает ничего. Естественно, что с «нулем» остаются «герои», вылетевшие с трассы. В итоге победитель гонок определяется по сумме набранных очков, а при таком раскладе иной раз и не стоит стремиться к постоянным триумфам. Достаточно «причесывать» в очном споре основных конкурентов.

Понятно, что на морозе зрителям порою считать все набранные очки у всех выходящих на заезды гонщиков весьма проблематично. Впрочем, находятся и такие профи — математические гении. Для всех же прочих услужливый диктор по стадиону постоянно напоминает текущий счет — запутаться невозможно. Одновременно же информатор выступает и шоуменом, заводя своими репликами и призывами тех, кто вдруг попытается окоченеть. С учетом того, что каждый заезд длится, как правило, около 3—4 минут, а подготовка к ним занимает в два-три раза большее время — феерия не кончается ни на миг. Сначала ревет диктор, потом — моторы, снова — диктор, и вновь — моторы… Истинные фаны при этом ревут беспрерывно!

ЗОЛОТЫЕ КОНИ

Самое сложное, но и одновременно интересное — стать знатоком, разбирающимся в тех самых железных конях, что носятся по ледяному кольцу. Как правило, в соревнованиях принимают участие вазовские «Лады»-восьмерки. Объем двигателя 1,6 литра.

Правда, себестоимость таких машин для их владельцев просто фантастическая. Даже в самых скромных вариантах она доходит до 20—30 тысяч долларов. Как подумаешь, что некоторым не суждено дожить даже до окончания своей первой гонки — слезы наворачиваются на глаза. Готовятся такие автомобили по спецзаказам сначала в Тольятти, а затем доводятся до ума специализированными тюнинговыми фирмами и техниками собственно команд. Например, один из лидеров нынешнего сезона команда «НВР-Советский спорт», имеющая в своем составе, пожалуй, лучшего российского пилота последних лет Владимира Череваня, обслуживается в не менее топовой фирме — тольяттинском «Торгмаше».

В общем, очень нелегкое и недешевое дело — подготовить настоящий гоночный автомобиль, способный по максимуму использовать каждую из своих 170 «лошадей» под капотом. А уж обслуживать его во время каждой из гонок, проводящихся зимой еженедельно, стоит не менее впечатляющих денег.

Вот примерная смета расходов на гоночный автомобиль, принимающий участие в соревнованиях:

кузов с каркасом безопасности — $3 500;
инжекторный двигатель — $9 000;
коробка передач (кулачковая) — $4 000;
приводы — $1 200;
колесные диски (около 30 штук разного диаметра) — $70 каждый;
резиновые покрышки (требуется 2—4 комплекта) — от $140 за шину.

Плюс добавьте сюда «аксессуары»: специальное кресло пилота, приборы, электропроводку и так далее — все выливается в очень приличную сумму, которую практически после каждой гонки приходится тратить заново.

НАША СПРАВКА

Соревнования по зимним кольцевым автогонкам зародились еще в СССР в 60-е годы. В настоящий момент они проводятся в трех классах, которые определяются по наличию/отсутствию шипов на покрышках: «без шипов», «шипы 1,5 мм» и «супершипы (размером 4,5 мм)». Самым экстремальным считается класс «без шипов», в котором практически все зависит от мастерства пилота и в гораздо меньшей степени — от мощности двигателя. Наименее популярным считается класс «супершипы».

КСТАТИ

Бюджет призовой гоночной команды на зимний сезон, длящийся с середины декабря до начала марта, на обслуживание одного автомобиля составляет около 25 тысяч долларов. В эту сумму не входит стоимость собственно машины, расходов на ее транспортировку к месту проведения соревнований и работы бригады техобслуживания.

Специальные характеристики гоночного автомобиля ВАЗ-21083

Объем дигателя, куб. см

1 600

Мощность двигателя, л.с.

170

Количество клапанов на цилиндр

8

Средняя скорость прохождения ледяного круга, км/ч

120

Средняя скорость входа в поворот, км/ч

170

Тип бензина

высокооктановый А102