Дальше – без мата. Борьба за чистоту языка мировых гонщиков стартовала в Швеции

Цена нецензурной брани начинается от € 10 тыс. и с каждой ошибкой только растёт.
news

С сезона 2024 года Международная автомобильная ассоциация (ФИА) решила, что отныне на пресс-конференциях и других официальных мероприятиях невоспитанным гонщикам не место. Первые штрафные санкции за нецензурную лексику появились ещё по ходу предыдущего сезона, когда Макс Ферстаппен позволил себе публично выругаться. Тогда пилота команды «Ред Булл» приговорили к исправительным работам в Руанде, которые тот уже успел отбыть. Следом на подобной выходке попался Шарль Леклер, которому удалось отделаться лишь штрафом.

В января 2025 года ФИА решила узаконить своё право взыскивать с пилотов денежные средства за мат, поэтому организация выпустила поправки в международный автомобильный кодекс. Теперь за первое нарушение гонщик Формулы-1 будет вынужден заплатить € 40 тыс., за второе – уже € 80 тыс. в совокупности с условным отстранением на месяц, а за третье – уже все € 120 тыс. с отстранением на месяц и вычетом очков. Что касается других гоночных серий, то там штрафы намного мягче: в целых четыре раза.

С такой инициативой выступил босс ФИА бен Сулайем, который и обратил внимание на проблему ненормативной брани пилотов во время официальных мероприятий. Первые штрафы среди действующих пилотов Формулы-1 ещё вызывали негодование, но новые поправки никакой шумной огласки не получили. Кажется, что Сулайем своего добился, ведь отныне гонщики явно будут следить за своей речью.

Забавно, что босс мировых автогонок решил совсем на этом не останавливаться в своей борьбе за чистоту языка. В настоящее время он нацелен на радиопереговоры, в которых маты, хоть я запиканные, встречаются довольно часто. И это, в принципе, логично, так как пилоты во время гонки находятся под колоссальным давлением. Как бы глупо это ни звучало, но им просто некогда заниматься фильтрацией своей речи, когда нахождение за рулём требует постоянной 100-процентной концентрации.

Мохаммед_Бен_Сулайем,_Шарль_Леклер,_Getty_Images.webp
Мохаммед бен Сулайем и Шарль Леклер / Источник фото: Getty Images

Закроем ли мы прямые эфиры радио? Возможно. Введём ли задержку в эфире? Тоже вероятно. Мы можем многое сделать с промоутерами. Мы по-прежнему являемся владельцами чемпионата, – приводит слова Мохаммеда бен Сулайема Motorsport Week.

В чём-то его позицию разделяет и босс «Макларена», который также отметил, что некоторые радиопереговоры можно не пускать в эфир. При этом Зак Браун говорит и о том, что гонщики в боевых условиях и в те моменты, когда снимают шлем, – люди совершенно разные. Если же не хочется видеть матов в прямом эфире – просто используйте свои технические возможности и вырежьте их, говорит Браун.

«Так что, если нам это не нравится или мы считаем, что это слишком много или неуместно, просто не транслируйте это. Я думаю, что показывать эмоции, страсть и накал страстей – это хорошо. В какой-то степени это нормально, но в студии достаточно возможностей, чтобы нажать кнопку паузы. Именно так можно решить эту проблему. Было бы нереалистично утверждать, что гонщики не могут ругаться, когда на них надет шлем», – приводит слова Брауна издание Racingnews365.

Только вот оба босса, похоже, даже не задумались о том, как много Формула-1 потеряет с отменой радиопереговоров или тщательным их отбором перед выдачей в эфир. Это сделает гонки совсем безэмоциональными, так как зрителям станет попросту невозможно следить за тем, что проживает пилот во время гонки. Да, пусть даже с матами, но именно так мы видим их такими, какие они есть. И лишиться этого не представляется возможным. Будь даже гонщики самых голубых кровей, вряд ли они смогли бы вести себя пристойно, согласно всем правилам этикетного общения, во время того, как подвергаются многочисленным перегрузкам.

Адриан Фурмо, Getty Images.webp
Адриан Фурмо / Источник фото: Getty Images

Впрочем, дело до этого не дошло, поэтому говорить про такие вещи пока рано. А вот первый штраф после принятия новых поправок был выписан. Его обладателем стал Адриан Фурмо, выступающий в чемпионате мира по ралли. Он провёл один не самый выдающийся этап, после чего в своём интервью назвал свой день ужасным, употребив злосчастное слово на букву «F». В итоге его оштрафовали на € 10 тыс., а если ситуация повторится, сумма возрастёт вдвое. Сам Фурмо в итоге раскаялся, признав свою ошибку.

Стоит отметить, что стюарды не просто выкатили денежный штраф, они успели ещё и упомянуть о том, что ФИА преследует своими подобными решениями, напомнив, что караться будут не только неподобающие выражения, но и словесные или физические оскорбления, а также высказывания и отображения политических, религиозных и личных заявлений или комментариев.

Приведёт ли это к чему-то хорошему? Вероятно – да. Но только в том случае, если не дойдёт до какого-нибудь абсурда, коим является запрет радиопереговоров. Если это решение вступит в силу, то гонки будут лишены той жизни, которой обладают сейчас. Раз технические возможности позволяют нам быть ближе к пилотам во время заездов, ими нужно обязательно пользоваться, а не отвергать их из-за нелепых выражений, хоть и нецензурных, которые в чистом виде в эфир всё равно не попадают.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Авто/Мото