Берлин, влюбленный в «Спартак»
БАСКЕТБОЛ
55 лет во главе одного клуба?! Даже трудно представить. Но такой человек в российском баскетболе есть! Это знаменитый тренер Давид Берлин.
Началось все в 49-м, когда 24-летнему Давиду неожиданно предложили потренировать новую команду. «Спартак» с тех пор исколесил всю область. Квартировал в Ногинске, в Люберцах, в Подольске, в конце 90-х вновь вернулся в Ногинск. Команда четырежды выигрывала Кубок Ронкетти. Становилась чемпионом страны, обыгрывала даже рижский ТТТ с неудержимой великаншей Ульяной Семеновой. Двенадцать раз брали спартаковки медали чемпионата СССР.
Всякий, кто видит Берлина, не может не удивиться – в 78 он бодр и свеж. А еще легок на подъем. Вот взял и поставил в тупик авторов этой заметки, когда глубоко за полночь предложил доставить нас на машине домой. «Я и так каждый день ношусь между Ногинском и столицей», – сказал Давид Яковлевич, не слушая наших возражений.
— Вначале мы были любителями, — рассказывает Берлин историю своей команды. — Только в 60-е годы девочки стали тренироваться как профессионалы. Были оформлены на работе, с крошечной, правда, зарплатой.
В «Спартаке» подобрались ярые патриотки команды и области. Мы и в тактике игры опережали более именитые команды. Броски же у девчонок получались просто фантастические с любых позиций. Потому что очень много тренировались. Каждый день. Я достал двадцать мячей. Представляете, у каждой баскетболистки свой мяч. В те времена это было ой как непросто!
– Кто был лидером команды?
– Считаю, что у нас в стране игрока лучше, чем Рая Короткова, не было никогда. К сожалению, она ни разу не сыграла в составе сборной. Ее терпеть не могла Лидия Алексеева. Неоднократно брала на сборы и отчисляла.
— Самые именитые в «Спартаке» двукратные олимпийские чемпионки Нелли Ферябникова, Ольга Сухарнова и Татьяна Надырова…
— Дочь ссыльных немцев Нелли Бильмайер (это после замужества она стала Ферябниковой) я привез в шестьдесят седьмом из Воркуты. Она о баскетболе вообще понятия не имела. Но за девушкой ростом 195 см охотилось множество команд. Я обещал устроить Нелли в институт. Ее маме такое внимание очень понравилось. «А то зовут дочку на Урал. Обещают деньги большие платить. А что деньги? У нас в Воркуте их навалом, а есть нечего».
В приглашении Ольги Сухарновой, наоборот, решающую роль сыграл папа. Мать хотела, чтобы дочь отправилась в Волгоград. Общество «Динамо» обещало Сухарновой офицерское звание, продуктовый паек, форму. А отец Оли был заядлый рыбак и любил выпить. Направил я в Тольятти своего друга Леонида Терехова с заданием перевербовать родителей. Поехали они с отцом Сухарновой на два дня рыбачить. Вернулись, и отец сказал: «Все, мать! Больше никаких разговоров. Оля едет в «Спартак».
А Татьяна Надырова (девичья фамилия Трегубчак) из Харькова сама приехала. Баскетбольной школы у нее никакой не было. Но Таня отличалась смелостью, редкой настойчивостью и отменным здоровьем. Три года пахала на тренировках и прорвалась в элиту.
— А какие дела у клуба сейчас?
— Все, конечно, по-другому. Иные времена. И было бы уже все в прошлом, если б не поддержка губернатора Бориса Громова. Он не дает «Спартаку» исчезнуть с российской баскетбольной карты.
P.S. В нынешнем сезоне подмосковный «Спартак» занял девятое место в чемпионате России.