Владимир Гречишкин: Рекорд ЦСКА
БАСКЕТБОЛ
ВСЕГО ДВЕ ТРАВМЫ ЗА ДВА СЕЗОНА, ПОТОМУ ЧТО С КОМАНДОЙ РАБОТАЕТ УНИКАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР
Хороший тренер по физической подготовке – для клуба теперь не роскошь, а средство передвижения по турнирной таблице. Его забота — чтобы люди большого спорта имели солидный запас здоровья. А более здоровую команду, чем ЦСКА, в российской суперлиге трудно найти. Кто постарался? Владимир Гречишкин.
— 20 минут всего – это мало! — сокрушается Гречишкин. — Ивкович задает время, которое он считает нужным потратить на физподготовку, и я должен, как уж, извиваться, чтобы обеспечить хотя бы элементарные пределы прочности, необходимые игрокам. Архитектор знает, что у каждого моста есть свои слабые места. Куда подложить динамит – и мост рухнет. Так же и у спортсмена. Потому я всегда сначала определяю, над чем будем работать. У баскетболистов это пахи, пояснично-крестцовый отдел, коленный и голеностопный суставы.
Владимир Гречишкин не просто так горячится. Он энтузиаст с 30-летним опытом. Работал с конькобежкой Светланой Журовой, легкоатлетами, московской гандбольной командой «ТРЭМП-Спартак», фигуристами Мариной Ельцовой – Андреем Бушковым и Татьяной Тотьмяниной – Максимом Марининым – их тренер Наталья Павлова очень просила помочь, потому что Таня была несказанно слабенькой. Восстанавливал после разрыва связки в локте пловца Игоря Марченко. Обучал азам грамотного отношения к своему телу футболистов «Зенита», когда команду возглавлял Юрий Морозов.
— Хотелось мне сильно поработать в футболе, — признается Гречишкин. — Но уровень интеллекта там низкий. Когда пришел в «Зенит», меня сразу предупредили: «Пожалуйста, о передовых технологиях не говори. Выгонят сразу!» Им «высокое бедро» давай (элементарное разминочное упражнение. – Прим. ред.), все, что попроще.
В 1985 году Владас Гарастас пригласил меня в «Жальгирис» консультировать Сабониса, когда у него были проблемы с сухожилием. Все питерские баскетболисты, начиная от Гришаева, Кисурина, Мальцева, прошли через меня.
– А в ЦСКА как попали?
— Видимо, так. Кириленко перед отъездом в НБА попросил его подготовить физически. После чего хорошо отыграл сезон. Следующим летом снова работал со мной. А потом мне позвонил Павел Гооге и сказал, что в ЦСКА формируется тренерский штаб. Предложил попробовать. Тут я второй сезон.
— Душан Ивкович сразу поверил в вашу методику?
— В первый год ко мне присматривались. Спрашивали, почему я использую маленькие веса. Я объяснял. Методы работы мои, правда, нестандартные. Вся классическая школа подготовки строится на силовой работе с большими весами, попросту на накачке мышц. Я же считаю, что мышцы, будучи сильными, еще должны быть хорошо растянутыми.
ТЯНУТЬ РЕЗИНУ — ЛЮБИМОЕ ДЕЛО
Беседуем мы в офисе ЦСКА после утренней тренировки. Специалист перебирает кассеты, на которых записаны все его занятия. Нажимает кнопку «плей». На экране армейская молодежь приседает, привязанная пониже колен мощной резинкой к шведской стеночке. Поупражнявшись, ребята еле передвигают ноги. Тренер любуется.
— Видите, как ноги жжет? Мышцы потому что осушены. Травм коленей после этого не будет, предел прочности очень высокий. И прыжок становится выше.
— Что за приспособления используете?
— Коврики, лямки для рук и ног из специальной вакуумной резины. Резиночку от трусиков если взять, она слабая. А если восемь таких – они упругие. Сам клеил.
— Баскетболисты, наверное, не любят эти занятия?
— Чтобы любили, я предварительно работаю с ними. В каждом спортсмене нахожу его психологическую сущность. Вижу, как с ним контактировать. Спортсмен ведь гуманоид определенного уровня. Вот посмотрите: парень, настолько ранимый, настолько не верящий в себя человек, чтобы пробить его сознание, надо хвалить его через раз.
— Для низкорослых и высокорослых даете разные упражнения?
— Одинаковые. Отличаются дозировкой.
— С кем из игроков основной команды приходится больше работать?
— Со слабыми.
— Допустим, Холден. Разве у него есть слабые места?
— Есть! Причем сильные качества могут травмировать слабые. У Холдена очень хорошая сократительная способность мышц. Ее надо привести в гармонию с эластичностью соединительной ткани…
— Вы хотите сказать, что он – резкий парень?
— Да. У него высокая мобилизация мышечных мотонейронов к работе. И если не работать над эластичностью, то те амплитудные режимы, в которые он попадает иногда, связанные с игровой ситуацией, могут привести к надрыву.
— Вы баскетболистам так же все объясняете?
— Стараюсь втолковывать. С Турканном много пришлось работать.
— Но он же такой непоседливый.
— Он нестандартный. Вспыльчивый. С трудом концентрируeтся. Но я нашел то, чего он не знал. Мирсад заинтересовался.
ГЛАВНОЕ — БЕРЕЧЬ ГОЛЕНОСТОП
— Какие повреждения вы активнее всего стараетесь предотвратить?
— Голеностопные суставы. Игрок даже может не сам подвернуть ногу, а, приземляясь, наступить на чужой кроссовок – и все, микронадрыв. Но за два года в команде у меня было всего две травмы! Это Сонгайла в прошлом году в Европе подвернул голеностоп и вот недавно Хряпа. Против таких повреждений мы психологически настраиваем ребят. Если они встречают препятствие до пола, то отдергивают ногу и падают. Координация у всех хорошая.
— Чем ближе к концу чемпионата, тем более усталый игрок и тем медленнее он восстанавливается. Вы это учитываете?
— В ЦСКА игроки не чувствуют себя изможденными. Они видят, как искренне за них переживают, желают удачи, поэтому легко переживают стрессы. Лучше отдыхают. Нет, бывают, конечно, периоды небольшого переутомления, но не критичные.
— И все-таки на финише чемпионата вы работаете с игроками больше или меньше?
— Мы идем в определенном крейсерском режиме. Каждую неделю — силовая работа. Дважды в день после тренировок проводим растяжку мышц.
ПОМОЩНИКОМ РАБОТАЕТ ПАНОВ
— Прежде баскетболисты, например, перед матчем разминались самостоятельно, теперь с вашей помощью. Они сами, что, разучились?
— Уровень другой. Тренеров по физподготовке стали приглашать в игровые виды спорта неспроста. Мы привыкли иметь дело со спортсменами-индивидуалами, успех которых зависит от мгновенной скорости реакции и мышечной силы. Этот опыт передаем игровикам. Я вот уверен, что разминку со мной они проводят более эффективно. У них отключено внутреннее мотивационное сознание на это время. Потому что оно настроено на игру. А мои движения дают им полную уверенность, что все проходит качественно, и приводят в состояние комфорта.
— Но кто будет обеспечивать им этот комфорт, если вы вдруг, не дай бог, заболеете?
— Панов. Капитан. У нас с ним договоренность. Он проводит все разминки в мое отсутствие.
ДОСТИЖЕНИЕ
26 мая в питерском Военном институте физкультуры Владимир Гречишкин защитил кандидатскую диссертацию на злободневную тему «Подготовка высококлассных баскетболистов с использованием изометрических упражнений». В тот же день он самолетом отправился в Казань на финальный матч УНИКС – ЦСКА.