Виктор Хряпа и Сергей Моня: Если бы в ЦСКА играл Джордан
На минувшей неделе в редакции «СС» на «Прямой линии» с читателями побывали форварды сборной России и «Портленда» Сергей Моня и Виктор Хряпа. Они вместе с Андреем Кириленко и Павлом Подкользиным заставили Америку с уважением смотреть на российский баскетбол.
Признаться, перед началом «Прямой линии» мы немного переживали за активность читателей. Все-таки на дворе лето, и болельщик уже успел позабыть о сражениях на баскетбольных площадках. Не успокаивало даже то, что для Сергея Мони это было первое появление на людях после подписания трехлетнего контракта с «Портлендом» и приезда в Москву. Поэтому мы и перестраховались – дали по паре вопросов нашим корреспондентам, с тем чтобы они их задали по редакционному телефону. В итоге наши коллеги просто-напросто не смогли дозвониться на «Прямую линию». Читатели «Советского спорта» устроили неразлучным друзьям Сергею Моне и Виктору Хряпе настоящий допрос.
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
ЕСЛИ БЫ В ЦСКА ИГРАЛ ДЖОРДАН…
– Здравствуйте, меня зовут Сергей, я из Москвы. Очень люблю баскетбол и хотел бы задать несколько вопросов Виктору Хряпе.
Виктор Хряпа: Слушаю вас.
– Как вам первый сезон в НБА? Что было самым сложным в период адаптации?
В.Х.: В начале сезона я получил травму, но затем все наладилось. Я доволен своим выступлением. А труднее всего было влиться в команду, завоевать доверие тренера и партнеров.
– На мой взгляд, европейские суперзвезды, как, например, немец Новицки или россиянин Кириленко, не уступают звездам американским, как вы думаете?
В.Х.: Я согласен. В последние годы европейский и американский баскетбол вообще выравнялся.
– А кто ваш любимый баскетболист?
В.Х.: Я!
– Добрый день, это Дмитрий. У меня вопрос к Сергею Моне. Сейчас, когда вы уже отошли от провального «Финала четырех» Евролиги УЛЕБ в Москве, можете сказать, почему ЦСКА тогда проиграл?
Сергей Моня: Да тому много причин! Мы начали мазать штрафные, попали под психологический пресс – все-таки играли дома. Сказалось и то, что выступали не в родном зале. Кроме того, в чем-то ошиблись тренеры, в чем-то – игроки.
– После той осечки Душан Ивкович сказал, что главная причина поражения в том, что он в свое время не купил форварда «Маккаби» Энтони Паркера.
С.М.: У Ивковича было много денег. Но он выбрал нас, а не Паркера. Зачем махать кулаками после драки?! А что было бы, если б в ЦСКА играл Майкл Джордан?!
– А что вы ждете от первого сезона в НБА? И как вы относитесь к конкуренции за место в составе с Виктором Хряпой?
С.М.: Главное – адаптироваться. Это же не Европа. В Америке совсем другая жизнь, другой менталитет, даже иные баскетбольные правила. А о конкуренции с Витькой я пока не думаю.
– Есть такой американский фильм – «Белые не умеют прыгать». Вы это полностью опровергаете. У вас просто уникальный прыжок. Это от природы?
С.М.: Нет. Просто я был парнем, который хотел забивать сверху и очень много тренировался. Вообще считаю, что любой баскетболист должен хорошо владеть этим элементом.
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
«СЕРГЕЙ МУСОР ПОШЕЛ ВЫНОСИТЬ!»
– А что скажете о своей прежней команде – ЦСКА? В ближайшем будущем армейцам по силам выиграть Евролигу УЛЕБ?
С.М.: Уверен, что ЦСКА будет играть в «Финале четырех». Как будет дальше – сказать трудно.
– Здравствуйте, это Александр Ершов. Скажите, почему вы решили уехать в НБА?
В.Х.: Ответ банальный – в Америке сильнейшая лига мира. И если ты хочешь переходить на более высокий уровень, необходимо пробиваться в НБА.
Виктор поворачивается к Сергею:
– А ты зачем в НБА едешь?
С.М.: А меня не спрашивали! А ты один, что ли, в «Портленде» хотел играть?!
Беседу прерывает очередной телефонный звонок:
– Добрый день, а можно задать вопрос Сергею Моне?
В.Х.: Сейчас я его позову, он мусор пошел выносить!
С.М. (еле сдерживая смех): Здравствуйте.
– Сергей, почему вы не уехали в НБА в прошлом году?
С.М.: Потому что у меня был действующий контракт с ЦСКА.
– Складывается впечатление, что без Виктора Хряпы вам сложно.
С.М.: Получается так. Ведь если быть откровенным, то я просто потерял год. Была пара неплохих игр, но это все не то…
– Алло, «Горячая линия»?
В.Х.: Очень горячая!
– Для вас принципиально наконец-то выиграть титул в составе национальной команды? Вот чемпионат Европы скоро…
В.Х.: Нет, мы просто так туда поедем (улыбается).
– Так вы уже несколько лет ездите просто так. Результат-то когда-нибудь будет?
В.Х.: Вот и мы ждем. А его все нет и нет. Если же серьезно, то, конечно, мы хотим выиграть что-нибудь существенное. Для этого и едем в Сербию.
– Перед глазами у вас есть свежий пример нашей «молодежки», которая в Чехове выиграла первенство континента.
С.М.: Да, наши ребята молодцы. Впервые в истории выиграли молодежный чемпионат Европы. Я сам ездил в Чехов и был поражен высоким уровнем баскетболистов. Могу сказать, что россияне победили по праву. Когда я выступал в таком же турнире, мы были лишь четвертыми.
– Спасибо, удачи вам в Сербии.
– Здравствуйте, меня интересует личная жизнь мальчиков!
В.Х.: Каких мальчиков?!
– Мони и Хряпы. Женаты ли они? Или едут в Америку искать вторых половинок?
В.Х.: Виктор Хряпа уже женат и не ищет вторую половину. А вот Сергей Моня вам сейчас ответит.
С.М.: Я пока не женат. Но у меня есть девушка, и я тоже не занимаюсь поисками второй половины.
– Алло, я болельщик со стажем. Меня не радует массовый наплыв легионеров в Россию. Даже не знаю, каково болеть за ЦСКА, когда команду выводит тренер-иностранец, а в стартовой пятерке ни одного нашего парня…
В.Х.: Болельщикам действительно тяжело. Федерация баскетбола России пытается ограничить нашествие иностранцев, но клубы благодаря различным юридическим уловкам все равно набирают легионеров. В России почему-то считают, что зарубежные баскетболисты играют лучше россиян.
ТАЙМ-АУТ
ИНТЕРНЕТ- ОБСТРЕЛ
Арно: Для вас противостояние с «Ютой» будет чем-то особенным? Какие, на ваш взгляд, европейские клубы могли бы достойно выглядеть на фоне клубов НБА? Удачи вам, ребята, и снайперского броска.
В.Х.: В минувшем сезоне я дважды играл против этой команды, но оба раза Андрей Кириленко был травмирован. Но я представляю, какое шоу из этого поединка сделают комментаторы, если на паркет одновременно выйдут сразу три россиянина. В НБА же такого никогда не было.
А что касается второго вопроса, то такие команды, как ЦСКА, «Маккаби» и даже московское «Динамо», могли бы оказать сопротивление некоторым клубам НБА. Правда, не в затяжных сериях, а в отдельных играх.
Кирилл: Как вы думаете, баскетбол в России когда-нибудь станет зрелищем, шоу, за которое люди будут платить?
В.Х.: В «Портленде», даже если мы играем с аутсайдером, на наши игры ходит минимум по 13 тысяч человек. Вот это шоу! В Америке ко мне гораздо чаще, чем в России, подходят на улице: просят автографы, фотографируются. Там баскетбол – это больше чем просто игра.
С.М.: Сейчас в ЦСКА, УНИКСе и московском «Динамо» всерьез взялись за дело. В этих клубах начинают бороться за болельщика. Как только число этих команд удвоится, посещаемость в России резко возрастет.
Виталий: Вопрос Сергею Моне. Что же вы покинули Россию? Неужели у вас здесь контракт был хуже, чем за океаном?
С.М.: В ЦСКА мне предлагали не меньшие деньги. Но я уехал в Америку не по финансовым соображениям.
Саратовчанин: Сергей, какие воспоминания остались о Саратове и «Автодоре»?
С.М.: Самые хорошие. Это же мой родной город. При первой же возможности еду к родителям и друзьям. А «Автодор» сделал из меня баскетболиста. Нередко общаюсь с Владимиром Родионовым, который тогда руководил клубом (сейчас Родионов – гендиректор питерского «Динамо». – Прим.ред.).
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
ПОЧЕМУ УПАЛ РЕЙТИНГ СЕРГЕЯ МОНИ
– Сейчас, когда говорят о Моне, сразу же вспоминается Хряпа – и наоборот. Ваш дуэт считается неразлучным. Помните, когда познакомились?
В.Х.: Где-то лет семь назад на тренировке в Саратове.
– За это время серьезные ссоры были?
С.М.: Нет, только по мелочам. До грандиозных скандалов дело не доходило. Да и из-за чего нам ссориться?
– Хотя бы из-за места в составе…
В.Х.: Нет, уж из-за этого мы никогда не поссоримся.
– Даже если Виктора Хряпу с приходом Мони обменяют в другой клуб?
В.Х.: Да я, наоборот, искренне за Серегу рад буду, если он закрепится в «Портленде».
– На прошлой «Прямой линии» вы из всех баскетболистов выделили Сергея Моню. Сейчас, в беседе с читателем, – себя. Сергей плохой сезон провел?
В.Х.: Насчет себя я пошутил. А вот Сергей в последнем сезоне мало играл, и его рейтинг резко упал (смеется). Но пока он все равно остается в лидирующей группе. Сейчас у него второе место после моего брата.
С.М.: А у меня Витька все равно на первом месте!
– Насколько я знаю, вы даже собаку назвали Моней (вопрос Виктору Хряпе)?
В.Х.: Веселая история. Сначала мы дали ей другое имя – Терри. Но в одном из интервью я пошутил и сказал, что назвал собаку Моней. В итоге на следующий день заглянул в Интернет, а там огромная статья с заголовком: «Хряпину собаку зовут Моня». Подумал, что судьба. В итоге так и назвали. А полное имя – Моника.
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
О МОНСТРАХ НБА, КОТОРЫЕ ЖДУТ МОНЮ
– Сергей, какие нюансы прописаны в вашем договоре с «Портлендом?
С.М.: В нем только одно отличие от типичных соглашений – теперь контракты с новичками подписываются по системе 2+1 (раньше было 3+1. – Прим. ред.).
– Вы много игр НБА видели живьем?
С.М.: Ни одной!
В.Х.: Ты не видел ни одной нашей игры?
С.М.: Только на дисках.
В.Х.: Да ты даже не представляешь, что это такое! (Смеется.)
С.М.: Да ладно тебе. Я уже в Европе с этими американцами наигрался. Так что сюрпризов быть не должно.
– Сюрпризы для Сергея будут (вопрос Виктору Хряпе)?
В.Х.: Серега столкнется с монстрами американского баскетбола (смех в зале). А если серьезно, то главное – не показывать свой испуг, завоевать доверие тренера и уважение партнеров по команде. Тогда неприятных сюрпризов не будет.
– А в быту?
В.Х.: Если разобраться, то быт в Америке очень простой. Хотя сначала я думал иначе. Когда же привык, то понял, что все законы там работают на людей. У него будут всего две проблемы – найти дом и машину. Этого «Портленд» не предоставляет.
– В Портленде как-то обсуждают русских? Все-таки впервые в истории лиги в одной команде будут сразу два россиянина...
– У нас будет «русская мафия». Конечно, это обсуждается. Здесь начинают интересоваться российским баскетболом. Кстати, тут ужасно не любят, когда ты разговариваешь на своем языке. Помню, мы с грузином Владимиром Степанией общались в раздевалке, так начались крики: мол, мы вас не понимаем, почему вы на своем языке говорите?!
– А как у вас с английским?
В.Х.: Я все понимаю и свободно говорю.
С.М.: А я в этом году занимался с репетитором. Во время прошлогоднего драфта мою речь на пресс-конференции Витька переводил. А теперь и я достаточно свободно говорю по-английски.
– Сергей, ходили слухи, что из-за конфликта с Ивковичем вы хотели уже по ходу минувшего сезона уехать в НБА.
С.М.: Конфликта никакого не было. Но я видел, что тренер меня очень мало использует. Сам же понимал, что готов играть гораздо больше. Считаю, что еще перед началом сезона Ивковичу нужно было сказать, что я не нужен команде. Я бы ушел без всяких обид. А так… Получился очень плохой сезон.
– А новый тренер ЦСКА Этторе Мессина не пытался вас удержать?
С.М.: Он один раз позвонил мне и сказал, что хотел бы видеть меня в своей команде. Но тогда я мыслями был уже в «Портленде».
ОВЕРТАЙМ
НУЖЕН ЛИ ХОЛДЕН НАШЕЙ СБОРНОЙ?
– Почему вы не поехали на первый сбор национальной команды в Сербию и Черногорию?
С.М.: У меня только-только решился вопрос по контракту, который составляет примерно один миллион долларов в год. Сейчас необходимо просчитать сумму страховки и оплатить ее. Сам я очень хочу играть за Россию.
В. Х.: Любой человек мечтает играть за свою страну. У меня, в отличие от Мони, ситуация проще. На днях я разговаривал с менеджером нашей сборной Михаилом Поповым, который сказал, что моя страховка уже оплачена. Как только я получу подтверждение из НБА о том, что деньги переведены, сразу же присоединюсь к сборной.
– Можно ли сказать, что у нее будет сильнейший состав за последние годы?
В.Х.: Скажу так: это будет очень хорошая команда. Большинство ребят уже долго играют вместе. К тому же впервые у нас будут играть сразу четыре баскетболиста из НБА.
– А как вы относитесь к тому, что за сборную впервые в истории может сыграть американец с российским паспортом Джон Роберт Холден?
С.М.: Вполне нормально. Уверен, что Сергей Бабков (главный тренер сборной России. – Прим. ред.) не смотрит на национальность Холдена. Джон – отличный баскетболист. Перед окончанием сезона мы поговорили с ним в шутливой форме, и он сказал, что готов играть за нашу страну.
В.Х: Такой игрок, безусловно, поможет сборной России. Я ни от одного баскетболиста не слышал, что он против кандидатуры Холдена.
– На что может рассчитывать наша сборная в Сербии?
В.Х.: Мы должны побороться за медали.
С.М.: Согласен с Виктором. Главные же фавориты чемпионата – хозяева. У сербов очень сильная команда. Сюда же добавлю литовцев, несмотря на ощутимые потери в составе.
В.Х.: А я бы еще отметил итальянцев...
P.S. Когда уже «Прямая линия» подходила к концу, на портал www.sovsport.ru с Украины пришло забавное сообщение, адресованное Моне и Хряпе: «А я тоже хочу в НБА! Пусть буду на лавке сидеть, согласен и на мизерную зарплату (100–200 тысяч долларов), ребят, поговорите там, а?». Они обещали поговорить…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Виктор ХРЯПА
Родился 3 августа 1982 года в Киеве (Украина).
Рост 204 см. Вес 95 кг.
Амплуа – нападающий.
Выступал за команды: «Химик» (Энгельс, 1999–2000), «Автодор» (Саратов, 2000–2002), ЦСКА (2002–2004), «Портленд» (НБА, с лета 2004 года).
Достижения: двукратный чемпион России (2003, 2004). Самый прогрессирующий игрок чемпионата России-2000/01.
Участник чемпионата мира (2002), чемпионата Европы (2003).
Сергей МОНЯ
Родился 15 апреля 1983 года в Саратове (Россия).
Рост 202 см. Вес 99 кг.
Амплуа: нападающий.
Выступал за команды: «Автодор» (Саратов, 2000–2002), ЦСКА (2002–2005). 27 июля 2005 года подписал трехлетний контракт с «Портлендом» (НБА).
Достижения: трехкратный чемпион России (2003, 2004, 2005).
Участник юношеского чемпионата Европы (2000), молодежного чемпионата Европы (2002), чемпионата Европы (2003).