Андрей Мальцев: Мы будем заново строить систему подготовки собственного резерва
Андрей Николаевич Мальцев, советский и российский баскетболист, большую часть своей игровой карьеры отдавший санкт-петербуржскому «Спартаку», без сомнения лучший на сегодняшний день специалист по работе с молодежными составами. В непростой период для подмосковного клуба он возглавил команду и фактически выстроил ее заново. Сегодня коллектив живет, борется за достойное место в чемпионате и ставит перед собой новые амбициозные задачи.
- Андрей Николаевич, прежде чем говорить о сегодняшнем дне, давайте вернемся на год назад. Когда вы решились возглавить «Химки», выступавшие в тот момент в Евролиге и Единой Лиге ВТБ, в очень непростой для команды период….
- Назначение стало для меня неожиданным. Я тогда только месяц как работал ассистентом у Римаса Куртинайтиса. С большим уважением всегда относился к Римасу и его тренерскому штабу. Но в спортивном плане все шло не очень гладко, и руководство решило, что нужны перемены. Помню, мы только вернулись с очередной игры Евролиги и меня вызвал к себе генеральный директор «Химок» Павел Владимирович Астахов и объявил, что я должен возглавить команду. А через пару дней у команды игра, и ее надо было готовить и выводить на паркет. Думать некогда было, надо было работать. Сейчас я могу только поблагодарить и президента клуба Дмитрия Аркадьевича Голубкова, и Павла Владимировича Астахова за то, что доверили команду мне тогда и доверяют сейчас.
- Правда, времени на раздумья вам не дали?
- Когда я спросил у Павла Владимировича, могу ли отказаться, он ответил, что нет (улыбается). Я понимал всю ответственность: у команды был очень непростой сезон. Были и спортивные неудачи, и финансовые сложности, и разлад в команде. Но мы смогли найти общий язык с игроками. Ветераны команды Сергей Моня, Егор Вяльцев, Евгений Воронов, Вячеслав Зайцев, Алексей Швед выкладывались на полную. Многие иностранцы тогда покинули команду по разным причинам, но те, кто остался, были готовы бороться и работать. Можно сказать, что я даже не успел испугаться. Был очень непростой игровой график, работы и задач было очень много.
- Месяц работы ассистентом помог вам быстрее адаптироваться на посту главного тренера и наладить контакт с командой?
- Помог, конечно, но процесс начался и раньше. Тренируя молодежные составы, я всегда брал за эталон схему работы основной команды. Это необходимо, чтобы молодежь была подготовлена к возможности проявить себя в первой команде и не терялась. Так что будучи главным тренером фарм- команды «Химок», которую я возглавил летом 2020 года (команда «Химки- Подмосковье» - прим.ред.), старался не пропускать тренировки основной команды. Я изучил философию тренеров, схемы, возможности и особенности всех ребят, русских уж точно. Плюс за время моей карьеры практически со всеми из них я уже пересекался. Например, с Сергеем Александровичем Моней мы даже успели поиграть друг против друга. Он тогда только начинал свою карьеру. А Серёжу Карасева я вообще на руках носил, когда ему было всего 6 месяцев. Так что, у меня богатая история (улыбается).
Вопрос был только с иностранцами. Но быстро решился, потому что все большие профессионалы. Да, кто-то из них все же уехал, но с формулировкой: «личных вопросов нет ни к кому, просто я не могу играть без денег». Понятная человеческая позиция. Но были иностранцы, которые готовы были с нами вместе бороться и понимали свою ответственность. Это Джордан Мики и Эррик МакКоллум, сейчас они блистают в других командах, и я желаю им только самого лучшего.
Тогда же появились люди, кто готов прийти в команду и помогать. Вернулся в строй после травмы Тимофей Мозгов, подключился Антон Понкрашов. И нам удалось вместе создать хороший боеспособный коллектив. Мы все бились вместе до конца. И сейчас, оглядываясь назад, могу точно сказать, что на тот непростой период команда у нас была самая настоящая!
- Возвращение на паркет Мозгова после трех лет травмы ради помощи «Химкам» - особый момент в вашей истории?
- Тимофей – воспитанник «Химок» и особая фигура для клуба. Он шел к возвращению на паркет очень долго, и проделал большую работу. Для всех нас это был особый момент. Но для него особенно, конечно. Он справился с напряжением и нагрузкой и органично вошел в игру и очень нам помог. Мы только недавно убрали его фотографию со шкафчика в раздевалке, так как сейчас он продолжает карьеру в БК «Руна». Надеюсь, что у него все получится.
- Перед началом интервью мы немного поговорили с вами о футболе. Как уроженец Санкт-Петербурга вы - болельщик «Зенита». Так вот, сегодня в футболе все больше футболистов за 35, и они не сидят на скамейке запасных. А в баскетболе возрастные игроки все-таки редкость.
- Для «большого» игрока 35 лет - это еще не приговор. Это возраст хорошей зрелости. А вот для «маленьких» игроков, которые работают за счет скорости, это уже предельный возраст. Им тяжело ее сохранять. Но в первую очередь это всегда вопрос желания самого спортсмена продолжать карьеру. Я как тренер, например, в паспорт никогда не смотрю. Тимофей Мозгов и Сергей Александрович (Моня - прим.ред.) бегали те же «челноки», что и наша молодежь. Я сам закончил в 37 лет и только потому, что так решило руководство питерского «Спартака». И я им, кстати, даже благодарен. Потому что где-то через два месяца понял, что наигрался.
- Если поднимать тему легионеров: нужны ли они нашему баскетболу?
- Я уверен, что у нас много своих талантливых ребят. Другое дело, что на каком-то этапе они начиняют притормаживать в своем спортивном развитии. Потому что особо некуда идти. Так что я бы хотел расширения Единой лиги ВТБ за счет российских команд. Конечно, во многих наших баскетбольных клубах легионеры нужны, так как часто требуют результат здесь и сейчас. А воспитание резерва – это долгий и трудоемкий процесс. Но справедливости ради надо сказать, что в той же Единой Лиге ВТБ все больше доверяют своим молодым игрокам. Надо не останавливаться в этой работе, и через пару лет у нас появится новая плеяда классных игроков для и сильная сборная. Наберемся терпения и будем работать.
- В России всего два клуба выигрывали Единую лигу ВТБ - это «Химки» и «ЦСКА». Сейчас «Химки» сделали шаг назад.
- Наш президент Дмитрий Аркадьевич Голубков вместе с Павлом Владимировичем Астаховым проделали колоссальнейшую работу, чтобы сохранить клуб. А я видел за свою долгую жизнь в баскетболе как умирают команды. Спасти клуб – тяжелейшая задача, с которой наши руководители справились. Есть точная дата, когда мы поняли, что «Химки» будут жить - 2 сентября 2021 года. Тогда было принято решение, что команда есть, и она будет играть в Суперлиге-1.
Как вы понимаете, игроков, которые были готовы 3 сентября прийти на тренировку, было не очень много. Приятно, что были игроки, которые готовы были отказаться от более выгодных контрактов ради возможности поиграть в клубе с таким именем и историей. Многие из них – мои воспитанники. Да, мы идём сейчас в нижней части таблицы, но это было прогнозируемо, учитывая как сложно мы собирались и времени на подготовку у нас не было. То, что команды все делали в августе -сентябре, мы делали в октябре-ноябре по ходу сезона. Но победы и хорошая игра были делом времени, и они пришли. Плюс на трибуны стали возвращаться болельщики. И для меня это тоже важный момент. Когда мы начинали чемпионат при пустых трибунах из-за коронавирусных ограничений, это было печально.
- Многие наши футболисты признаются, что за два года привыкли играть при пустых трибунах. Теперь это их не особо смущает.
- Не знаю, может я человек старой формации, но привыкнуть к этому невозможно. Это же ни с чем не сравнимые эмоции, когда болеют за твою команду, ну а когда болеют против тебя - это даже еще больше заводит! Наверное, я избалован (улыбается), но во время моей игровой карьеры, например, был такой случай, когда в 1987 году пришлось переносить игру из дворца «Юбилейный» в спортивный концертный комплекс СКК, потому что пришло больше десяти тысяч заявок на матч. Такой был интерес в советское время к баскетболу. Выйти на паркет без зрителей - это что-то противоестественное. Так что, то, что сейчас зрители все в большем количестве возвращаются в Химки - это тоже одно из наших достижений.
- В России сегодня любят баскетбол?
- У нас понемногу возвращаются старые болельщики и приходят новые. Видим, какая серьезная поддержка у клубов в регионах. Но все-таки хотелось бы попросить наши СМИ больше рассказывать о баскетболе. Безусловно, мне интересно читать новости про НБА, но хотелось бы также узнавать и про наших игроков: у них тоже и дети рождаются, и кто-то трипл-дабл делает, кто- то чего-то добивается. Более глубокое освещение баскетбола привлечет больше людей на трибуны. Да, мы все равно будем следить за НБА, но надо развивать отечественный продукт.
- Во время беседы вы упомянули, что качали Сергея Карасева на руках. Как так получилось?
- У нас в 1991 году собралась неплохая команда в питерском «Спартаке» - Владимир Горин, Василий Карасев, я, Евгений Кисурин, Геннадий Щетинин, Сергей Панов, Андрей Фетисов, Игорь Курашов, Захар Пашутин, Михаил Михайлов. Кстати, в 1994 году шесть игроков из этого состава завоевали серебряные медали чемпионата мира и повторили это достижение еще и в 1998 году. Когда Серега Карасев родился, тогда еще были Игры доброй воли в Ленинграде, пересекались с Василием и его супругой Яной. Тогда и держал маленького Сережу на руках. Кстати, мы до сих пор дружим семьями, правда, не так уж и часто удается пообщаться.
- Вы много лет работали с молодежью. Как этот опыт помог или повлиял на формирование новых «Химок» этой осенью?
- Когда мы в сентябре начинали практически с нуля создавать новую команду, то решили акцент делать именно на воспитанников «Химок». В моем понимании, в любом коллективе обязательно должна быть молодежь, которая в дальнейшем станет костяком команды. Они всегда жадные до работы, у них всегда горят глаза, они подстегивают ветеранов, чтобы те не «закисали». Эта практика со мной еще со времен Владимира Петровича Кондрашина, который держал нас молодых третьей пятеркой. То есть, было две основных, а нашу пятерку он иногда выпускал, и мы были так рады его доверию, что всячески «кусались», грызли паркет, старались быть во всем лучшими. Так что это нормальный жизненный процесс, это конкуренция.
Так что, в «Химках» сейчас достаточно молодежи. Есть прослойка ветеранов в команде. От них никто уже не требует прессинговать по 40 минут, но у них у каждого есть своя роль. У нас на паркете встречаются игрок 1984 года рождения и 2002 года. В общем, папа с сыном вполне могли бы играть. Но, основное звено команды – это, конечно, игроки среднего возраста, 23-30 лет. В любом месте, где бы я не работал, для меня важно сохранить преемственность. Я тот тренер, который хочет построить систему от детско- юношеской школы до команды мастеров.
- Сейчас много разговора о том, что в составе сборной России – бОльшая часть ваши воспитанники. Вы считали сколько точно?
- Сложно сказать, сборная из-за окон ФИБА и графика игр клубов может быть каждый раз разной. Да, в расширенном списке очень много ребят, которые тренировались и росли у меня. Но точное количество не высчитывал, а зачем? И потом, я же им дал, так скажем, основы в понимании о том, что такое настоящий взрослый мужской баскетбол. Это не рыбка, не удочка, а сетка. И когда ты научишься этой сеткой пользоваться, у тебя есть все шансы пойти дальше и стать высококлассным игроком. Их последующие тренеры тоже много им дали. Нельзя говорить, что от меня они сразу в сборную попали, это долгий путь и заслуга, в первую очередь самих ребят.
- Если говорить про «Химки» - кто у вас беспрекословный лидер на площадке?
- Я, конечно! (смеется). Если говорить серьезно, у нас подобрался хороший коллектив, который помогает нам сохранять правильный баланс. У нас, например, есть Руслан Патеев, воспитанник клуба, который помнит запах победных раздевалок. Он объединяет ребят вокруг себя. На площадке у нас сейчас сформировался пул из 4-5 игроков, каждый из которых может выстрелить. Кто-то из ребят в одной игре забьет по 15-20 очков, а на следующую - уйдет в тень. Поэтому с нами бывает тяжеловато играть, не знаешь от кого что ожидать.
Сейчас мы вышли на неплохой уровень, используем где-то процентов 85 своего потенциала, должны прибавить. Много показываем красивых и толковых моментов по баскетбольным меркам. Если бы не сложные первые месяцы чемпионата, когда мы просто пытались сыграться и набрать форму, боролись бы сейчас совершенно за другие места.
- Можно ли сказать, что вы будете в «Химках» особое внимание уделять выстраиванию системы подготовки резерва?
- И мне и руководству клуба и администрации города Химки, которая всецело нас поддерживает, видится это одним из главных направлений развития клуба. Мы постепенно будем заново строить систему подготовки собственного резерва. В самых же ближайших планах, плотнее заниматься индивидуально с молодежью. Подготовить их не только к будущему сезону, но и к просмотровому сезону в юношеские и молодежную сборные летом.