Главный тренер «Химок» Римас Куртинайтис: Это – катастрофа...
БАСКЕТБОЛ
Подмосковные «Химки» не смогли пробиться в основную сетку Евролиги, проиграв в полуфинальном матче чешскому «Нимбурку» – 79:86. После первой половины российский клуб уступал 27 очков (!), но в четвертой четверти сумел вернуть интригу. Однако вырвать победу химчанам не удалось. И они вновь лишают Россию шанса выставить три клуба в Евролиге, отправляясь в Кубок Европы. На следующий день после матча причины провала в беседе с корреспондентом «Советского спорта» пытался отыскать главный тренер команды Римас Куртинайтис.
«ЗРЯ ДАЛ РЕБЯТАМ ВЫСПАТЬСЯ…»
– Какие тут могут быть отговорки… – начал беседу Куртинайтис. – Мы обязаны были выигрывать этот турнир. Никто даже не думал о другом результате. Но вышло именно так, как вышло. Почему? Об этом много можно рассуждать. Для начала моей ошибкой стало то, что я не оставил на матч четвертьфинала «Банвит» – «Нимбурк» своих игроков, чтобы те увидели живьем ближайшего соперника. Дал слабину. А ведь я консервативный тренер, люблю дисциплину, не признаю слов типа «устал», «переработал», «перенапрягся». Но тут подумал, что парням нужно дать отдохнуть. Матч был поздно, и нашим нужно было выспаться. Лучше бы недоспали, злее бы были.
– Выспались не выспались – это все не могло стать причиной поражения от заведомо более слабого соперника. Так что все-таки произошло?
– Если хотите все разобрать, то готов объяснить, с чем мы столкнулись. Два ключевых легионера Нильсен и Планинич получили на сборе травмы. Вот уже минус два. Вместо Нильсена из Америки был выписан Дэй. Но он с командой всего три дня. За это время даже акклиматизацию нельзя пройти – минус три. В начале матча повредил ногу Вяльцев – минус четыре. Мозгов приехал после сезона, где он играл очень мало, в сборной тоже не получал много времени, сразу не смог вписаться в команду – минус пять. Фридзон после чемпионата Европы лежал под капельницами от переутомления – минус шесть. Жуканенко только оправился от травмы – минус семь. Моня пришел в себя только во второй половине матча с «Нимбурком» – минус семь с половиной. Вот и пришлось нам играть с чистого листа одной пятеркой.
– Но кто должен был предвидеть подобное? Все-таки план на предсезонную подготовку составляли именно вы.
– Но я не могу перечить интересам национальной команды. К примеру, Лончар прошел с «Химками» все три сбора и потому выглядит лучше всех.
«НЕ МОГУ ЗАЛЕЗТЬ КАЖДОМУ В СЕРДЦЕ»
– Что вы говорили игрокам в первой четверти, когда они промазали 17 бросков подряд, забив всего два штрафных?
– Чего только ни говорил, пытался завести, но они продолжали ходить пешком по поляне. У противника же горели глаза. Я предупреждал, что американцы, которых не знают в Европе, очень голодные. Они бьются сердцем, у них огромное желание получить хороший контракт. Сколько я твердил парням: у них основной забивающий – Симмонс. И он забил нам шесть «трешек» из семи. И все время бросал свободным! Ну что мне было делать? Самому выходить на площадку и не давать ему забивать? В первой половине «Химки» не играли ни в атаке, ни в обороне.
– Что было в перерыве? Вы сами верили, что можно спасти матч?
– Я никогда не опускаю руки, но тут было сложно найти слова. Просто посмотрел каждому в глаза, мол, стыдно парни, вы себя-то не позорьте. Можно по-разному проиграть – это спорт, но «гореть» 27 очков…
– Так ведь сумели же все вернуть, почти сотворили чудо. Почему при 54:58 не додавили соперника?
– Сил не было, об этом я говорил ранее. Одна пятерка, некого было выпускать на поляну.
– Не считаете, что передержали в ключевой момент четвертой четверти на площадке Хвостова?
– Нет! Когда Хвостов выступал в «Динамо», у его команды не стояло задачи побеждать в каждом матче. А в «Химках» другой уровень ответственности. Ему психологически было тяжело. Тем не менее считаю, что он не испортил картины. В любом случае матч мы отдали в первой половине, в которой выглядели просто бездарно. Главная проблема – то, как каждый баскетболист готовит себя к матчу. Тот же Лончар, например, сумел собраться. Я не могу залезть в сердце каждому игроку, чтобы завести его на борьбу.
– Когда вы почувствовали, что запахло жареным?
– Все проблемы начались в четвертьфинальном матче с «Туровом», когда на последней минуте мы сыграли недисциплинированно. Это был очень важный звоночек.
– Может быть, вы просто недооценили «Нимбурк»?
– Есть и такое, ведь половина ребят ментально сегодня была не готова. Они думали, что сделают чехов одной левой. Хотя я им все уши прожужжал, что такой настрой может привести к катастрофе.
– Вы говорили, что вам некого было выпускать во второй половине. Травма Вяльцева по ходу матча тоже повлияла на результат?
– Да. Егор – единственный, кто мог дать этой команде энергию. Он настоящий боец и мог бы завести команду. Вяльцев – по-хорошему злой баскетболист, его злости нам как раз и не хватило.
– Насколько серьезно он сломался?
– Не знаю, хромает сильно, диагноз пока неизвестен.
– Не насторожило ли вас, с какой легкостью «Нимбурк» разобрался с крепким турецким «Банвитом»?
– Конечно, насторожило! После просмотра видео разложил подопечным все по полочкам, разжевал. Но, видимо, не был услышан.
«ПОЙДЕМ ПО ПУТИ УНИКСа»
– Сейчас в вас полетят критические стрелы. Такого поражения могут и не простить. Это спортивная катастрофа…
– Да, это катастрофа... Я не мыслил себя без Евролиги. Мы готовились именно к ней. Но никогда не опускал руки. Сейчас у нас нет времени разводить нюни. Нужно работать еще больше. Когда я пришел весной в «Химки», работали по два с половиной часа два раза в день без выходных. И результат пришел. Сейчас нужно потрудиться еще больше. Несмотря ни на что, сезон только начинается.
– Теперь с таким составом вас может реабилитировать только победа в Кубке Европы.
– Да, УНИКС в прошлом году доказал, что, вылетев из квалификации Евролиги, не стоит опускать руки. Мы постараемся пойти по пути Казани. Хотя сейчас нужно думать не об этом, а о том, как восстановить команду морально. Нужно зализать раны и доказать самим себе, что мы действительно хорошая команда.
– Чемпионат России в этом году сильнее прежнего. ЦСКА провел потрясающую селекцию, на подъеме УНИКС, «Спартак», «Локомотив». А ведь для вас нет другого места, кроме первого…
– И не будет. Никто не обещал легкой жизни. «Химки» часто хоронят заранее. Значит, моя задача как тренера – сделать все, чтобы в конце сезона нам не было стыдно так, как в перерыве матча с «Нимбурком».
Гендиректор БК «Химки»: У нас не было времени на подготовку к квалификации Евролиги