«Мне бы только за соломинку ухватиться – я бы удержался»

Эту фразу сказал, выдающийся советский баскетболист, автор знаменитого «золотого броска» в финале Олимпиады-1972 Александр Белов, которому сегодня исполнилось бы 63 года. Он прожил 26 лет, 10 месяцев и 24 дня и умер от редчайшей болезни – саркомы сердца.
news

Эту фразу сказал, выдающийся советский баскетболист, автор знаменитого «золотого броска» в финале Олимпиады-1972 Александр Белов, которому сегодня исполнилось бы 63 года. Он прожил 26 лет, 10 месяцев и 24 дня и умер от редчайшей болезни – саркомы сердца.

8 СЕКУНД ОТ ТРАГЕДИИ…

Чемпион Олимпийских игр-1972, бронзовый призер Игр-1976, чемпион мира-1974, бронзовый призер чемпионата мира-1970, двукратный чемпион Европы (1969, 1971), серебряный медалист чемпионата Европы-1977… Спроси у болельщиков сегодняшнего поколения, о российском представителе какого вида спорта идет речь, правильно, уверен, ответят не все, поскольку уж очень далек нынешний российский баскетбол от таких пьедесталов. За двадцать шесть лет жизни, отведенных Богом Александру, он успел столько, сколько сегодняшним лидерам нашего баскетбола может только присниться в самых счастливых снах…


Уникальная судьба, просто невероятная! В самом главном своем матче - мюнхенском олимпийском финале, после которого Александр Белов стал национальным героем, он был в шаге от того, чтобы навсегда войти в историю изгоем, главным виновником поражения в игре, по ходу которой сборная СССР вела с преимуществом в десять очков…

Невероятная развязка того матча поспорит по накалу страстей с самым крутым голливудским триллером. До его окончания оставалось 8 секунд, когда при счете 49:48 в пользу сборной СССР мяч попал к центровому Александру Белову. У него было несколько вариантов продолжения атаки. Спокойно отдать пас стоявшему рядом Сергею Белову. Запулить мяч под своды «Баскетболхалле», а потом его поймать. В конце концов, обнять мяч и завалиться с ним на паркет – в худшем случае за секунду-две до конца судья мог назначить спорный, который сам Саша и выиграл бы. Но он вдруг, словно обжегшись о мяч, швырнул его по диагонали назад, в сторону Зураба Саканделидзе, которого стерегли сразу два американца...

Что случилось дальше, мы все прекрасно знаем. Фол Саканделидзе. Два реализованных американцами штрафных броска, после которых они впервые в матче вышли вперед и даже побыли потом некоторое время в роли олимпийских чемпионов, отпраздновав это всей командой. Три добавленные секунды. Фантастический пас через всю площадку Ивана Едешко. И два решающих очка вместе с финальной сиреной от Александра Белова. Первая олимпийская победа баскетбольной сборной СССР и первое поражение сборной США после 63-х сыгранных на Играх матчей…

От неудачного паса Александра, который, если бы наши проиграли, сейчас называли бы роковым, и до его победного броска, который стал на века для нас золотым, прошло 8 секунд. Восемь секунд чистого времени от трагедии до триумфа!

« ИДЕМ НА НАШЕГО САНЮ»

Дальше на взлете он был признан лучшим центровым на чемпионате мира 1974 года в Пуэрто-Рико. В ключевой момент вытащил сложнейший матч с хозяевами первенства, а потом в финале помог команде обыграть американцев с разницей в семь очков. В 75-ом ленинградский «Спартак» с Александром Беловым в составе первый и последний раз в своей истории выиграл чемпионат СССР, одолев «бессменного» чемпиона ЦСКА. Это было время, когда 6-тысячный Дворец спорта «Юбилейный» ломился от желающих увидеть Саню на площадке. Так и говорили: «Идем на нашего Саню». Он был плоть от плоти, кровь от крови ленинградец, спартаковец, творение заслуженного тренера СССР Владимира Петровича Кондрашина.

В 1976 году Белов в составе сборной СССР завоевал бронзовую медаль на Олимпиаде в Монреале, а 23 января 1977 года случилось то, что, по мнению близких Александра, спровоцировало его преждевременный уход.

ТАМОЖНЯ НЕ ДАЛА ДОБРО

- Тот выезд на еврокубковый матч с миланским «Чинзано» стал для нас первым заграничным в 1977 году, вот и набрали икры, – рассказывал потом друг Белова, баскетболист ленинградского «Спартака», чемпион мира-1974, ныне уже тоже покойный Юрий Павлов, – Мы постоянно возили с собой что-то на продажу туда и оттуда. Сашка увлекся и пару раз брал иконы. Но ничего ценного – ширпотреб. Но на этот раз, видимо, «настучали» – нас на таможне уже ждали. Сашку у стойки задержали под предлогом якобы просроченной валюты. В итоге в Италию он не поехал вместе с еще одним членом нашей команды Володей Яковлевым, который при задержании Белова всего лишь перенес злосчастную сумку по его просьбе к общим вещам.

Потом в этой связи было очень много всяких разговоров. Кто-то говорил о том, что Белова подставил кто-то из одноклубников, претендовавших на его место в команде. Кто-то – о том, что это были происки тех, кто «любыми способами хотел вывести «Спартак» из игры» и заставить Александра перейти в ЦСКА. В частности, по словам супруги Белова, баскетболистки ленинградского «Спартака», чемпионки мира-1975 Александры Овчинниковой, уже после того, как ее мужа лишили звания заслуженного мастера спорта, стипендии члена национальной сборной, запретив не только играть за «Спартак», но и тренироваться вместе с ним, ему звонили некие люди и обещали, решить все проблемы, более того – обеспечить квартирой в Москве, если он согласиться играть за ЦСКА…

Но кто сейчас это докажет, тем более что в 1973 году у Александра уже были проблемы с таможней, получившие громкую огласку в советской прессе? Тогда, как написала, одна из газет, сборная СССР вернулась из зарубежного вояжа «не с грузом побед, а с грузом беспрецедентных таможенных нарушений». «Так наша сборная никогда еще «не фолила», – утверждал автор публикации, – ее ведущие игроки – Жармухамедов, Александр Белов, Коркия и Дворный поставили себя вне коллектива, а тренеров – перед необходимостью обновить команду…». Речь, к слову, шла об оружии, которое то ли по гусарской лихости, то ли по глупости ребята решили привезти домой. Тогда, слава Богу, все обошлось…
А в январе 1977-го, кстати, «Спартак» без Белова проиграл «Чинзано» с разницей в 25 очков…

 

« УМЕР БЕЛОВ. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКОГО. НЕ МОЖЕТ – И ВСЕ!»

Десятимесячное отлучение от баскетбола со всеми вытекающими отсюда последствиями в поисках истины резко ухудшило здоровье Белова. Уже после его смерти много говорилось о том, что в те дни его больному сердцу не хватило активной работы, сдерживавшей при высоких нагрузках развитие болезни. Весной 1978-го дисквалификацию с него сняли – приближался чемпионат мира в Маниле. По вызову главного тренера сборной Александра Гомельского он приехал на сбор в Латвию, но там на первой же тренировке упал во время пробежки. Взглянув на его отекшие ноги, врач команды Виталий Корчевский в тот же день уехал с ним в Ленинград. Оказавшись в «Боткинских бараках», Александр был уверен, что вернется в команду, но, увы, этому уже не суждено было сбыться…

 

Ушедший два года назад из жизни член президиума Федерации баскетбола Ленинграда Михаил Чупров вспоминал, как Гомельский, встретив его в сентябре 78-го на последнем сборе перед вылетом в Манилу, спросил: «Как Сашка?», и, не дожидаясь ответа, продолжил: «Я знаю, это все кондрашинские штуки. Вы Белова специально прячете. Знаете, что за последние годы сборная без него не выиграла ни один турнир. Не хотите, чтобы мы стали чемпионами мира…»

Александр Яковлевич до последнего не верил в серьезность болезни героя мюнхенской Олимпиады. А через восемь лет написал в «Советском спорте»: «На четвертый или пятый день чемпионата мира в Маниле ко мне подошел знакомый журналист и тихо, чтобы не слышал никто вокруг, сказал: « Умер Белов…». Я ужаснулся, но не поверил. Я просто не мог поверить в такое: цветущий, здоровый, красивый парень – и вдруг за каких-то полтора месяца его не стало! Нет, не может такого быть, не может – и все… Поэтому я никому не сказал об услышанном. Однако через некоторое время из Москвы нам подтвердили, что это правда. Известие потрясло команду, ребята долгое время не могли прийти в себя…По нашей просьбе перед матчем со сборной США 20 тысяч зрителей отдали дань памяти выдающемуся баскетболисту и чудному парню. А ребята поклялись сыграть этот матч в честь Саши и за Сашу. Американцы были обескуражены: 97:76 – так закончилась игра. Это была и Сашина победа…»

- В последние дни жизни Саши уже никто не верил в традиционную медицину, – рассказывает одноклубник Белова Иван Рожин – В больницу стали приводить старушек, которые ворожили и заговаривали. Они заходили в палату, но через несколько минут уходили. Саша говорил мне: «Мне бы зубами за соломинку ухватиться – я бы удержался…». Третьего октября в больницу привезли пакет от министра спорта Сергея Павлова с американскими препаратами, который передали из НБА. Но Саше они уже не понадобились…

Новости. Баскетбол