Мы победили, Папа! Триумфу ЦСКА в Евролиге – 10 лет
30 апреля 2006 года в Праге завершился «Финал четырех» мужской Евролиги, который впервые выиграл российский клуб – ЦСКА.
О том, что происходило в Праге 10 лет назад, вспоминают тогдашний президент армейского клуба Сергей Кущенко, центровой Алексей Саврасенко и нападающий Владимир Дячок.
«Мы не были фаворитами»
Сергей Кущенко:
В отличие от предыдущего сезона, команда играла очень неровно. Помню, в предыдущем сезоне у нас была такая победная серия, что, когда проиграли «Барсе» в Топ-16, все выдохнули: «Наконец-то».
В январе во время матча в Мадриде с «Реалом» получил серьезную травму основной центровой Дэвид Андерсон - двойной перелом. Мы только начали налаживать игру, и вдруг все накрылось медным тазом. Но этот случай только мобилизовал команду.
В Прагу мы приехали далеко не фаворитами. Все ставили на «Маккаби» и «Барселону». Но в команде сложилась такая ситуация, что все: ветераны и молодые – хотели сделать шаг вперед. Как-то для этого все сложилось. Это и история Панова, который уже давно мечтал о победе в Евролиге. Вантерпул мучился с коленями и понимал, что это, возможно, последний шанс. Лэнгдон и Холден давно созрели для большой победы. И так случилось, что у Мессины уже в Праге заболел ребенок – у него резко поднялась температура. Но Этторе сохранял спокойствие и это передавалось и команде, и тренерскому штабу. Помню, у меня тоже не было никакого нервяка. Ну и еще одно: после победы над «Барсой» у меня родился сын. В общем, все вот так как-то накопилось, и многие вещи к баскетболу не имели отношения. И это все вылилось в победу. Это же был наш четвертый «Финал четырех», пора было выигрывать.
Алексей Саврасенко:
Я хотел бы вернуться на год назад, когда мы проиграли в Москве «Финал четырех». После этого только и были разговоры: разогнать тренерский штаб и всю команду. Душана Ивковича уволили в конце сезона, его сменил Этторе Мессина, который начал лепить из нас команду.
Запомнилось, как Мессина стразу же собрал всех игроков и выслушал каждого: что надо изменить, чего не хватает?
По сравнению с Ивковичем в плане тактики стало более свободно. Например, на утренней тренировке перед матчем Этторе обсуждал с игроками тактику. Его интересовало наше мнение. При Ивковиче такого не было.
А в январе получил серьезную травму Дэвид Андерсон. Но нас это только сплотило. Все поняли, что теперь надо играть и за себя, и за Дэвида.
Владимир Дячок:
Я появился в ЦСКА как раз в том сезоне, приехал из скромного Сургута. Карьера там не задалась – я получил травму и практически не играл в сезоне. А в «Финале четырех» не провел ни минуты.
Финал в Москве в 2005-м я смотрел, как болельщик. И помню, в прессе недели за две до него только и писали о выходе ЦСКА в финал, где нужно будет обыграть «Маккаби». Другого исхода никто даже не рассматривал. А сейчас, когда мы улетали в Прагу, видел в одной газете лишь небольшую заметку и не на первой полосе: мол, ЦСКА отправился на «Финал четырех». И все.
Что отличало тот ЦСКА? Бывает, в командах существует деление на звезд и других. ЦСКА тогда был как единый кулак.
Что касается Мессины, то я увидел его в трех разных ипостасях. Первый Мессина – очень жесткий на первом сборе. Он сразу решил показать, кто в доме хозяин. Максимальные нагрузки. Мне, пришедшему из маленького клуба, было очень тяжело.
Когда начался сезон, нагрузки снизились. А третий Мессина был в Праге – спокойный, уверенный в себе. А ведь перед самым «Финалом четырех» у него серьезно заболел ребенок, он мотался между тренировочным залом и больницей. И здесь Мессина проявил себя очень сильным психологом. Он понял, что не нужно никого заводить, наоборот, нужно успокаивать. Игроки и так были сверхмотивирован
Алексей Саврасенко:
У Мессины серьезно заболел сын. На тренировке перед игрой с «Барселоной» он не мог присутствовать. Мы знали, что должны отработать на этой тренировке на 120 процентов. И представляете состояние нашего тренера, когда он выводил команду на матч с «Барсой»? Он знал, что нужно дать результат и при этом помнил, что в больнице находится его ребенок. И мы выходили на матч, зная, что нам нужно отыграть и за себя и за своего тренера. Чтобы он сразу после матча мог спокойно поехать к сыну в больницу.
Владимир Дячок:
У ЦСКА был очень сильный состав, но нас никто не воспринимал всерьез. Все букмекеры ставили на «Маккаби» и «Барсу», все считали, что они должны встретиться в финале. А это нашей команде только добавляло мотивации.
Матч с «Барселоной»? Мне кажется, переломным был момент, когда Фучка получил фол, и тут же схлопотал технический за споры. Лэнгдон реализовал четыре штрафных. И мы оторвались, если память не изменяет, на 6-7 очков. И в таком матче, когда битва шла за каждый клочок площадки, этот отрыв сыграл решающую роль.
После полуфинала как-то сразу стало ясно, что каждый из ребят приехал в Прагу за победой. И, на мой взгляд, этот сезон и следующий были лучшими в карьере Теодороса Папалукаса. А Панов был настоящим вожаком, стрежнем команды.
Алексей Саврасенко:
Как это выглядело из-под кольца? Плохо помню игру с «Барсой». А вот перед матчем с «Маккаби» были дуэли взглядов на разминке. Игроки соперника подходили к центральной линии и пытались подавить тебя взглядом. Здесь важно не отвести глаза, выдержать, не дать слабину, а затем с уверенным лицом выйти на игру.
Был такой настрой у всех: мы приехали за победой. А Сергей Юрьевич Панов всегда говорил: «Пока не выиграю Евролигу, не уйду». И сдержал слово, ушел после победы в Праге.
А насчет Папалукаса. Они с Холденом играли на одной позиции, но это совершенно разные по стилю игроки. В старте всегда выходил Холден, а Тео со скамейки. И он всегда добавлял силы, мощи игре. Хотя обычно бывает наоборот. Тео начинал руководить всем процессом: командой, тренерским штабом. Это уникальный игрок и уникальный человек.
Владимир Дячок:
Эта конкуренция пошла на пользу обоим: и Тео, и Джей Ар от этого только становились сильнее.
«Всю ночь не сомкнул глаз»
Алексей Саврасенко:
Я жил в номере с Томасом Ван ден Шпигелем. Могу сказать, что он всю ночь не спал: бродил по комнате. Я делал вид, что сплю, но на самом деле, практически не сомкнул глаз. Когда понимаешь, что через несколько часов будет финал… Эмоциональное напряжение было слишком велико. Думаю, полкоманды не спало.
Все начинается с разминки. Кто-то делает растяжку, кто-то выходит в зал, чтобы почувствовать атмосферу. Я вышел в зал и увидел желтое море – болельщиков «Маккаби» было больше 10 тысяч на 16-тысячной арене. И я почувствовал, как подзаряжаюсь энергией. А на разминке произошла дуэль взглядов – моя с Бастоном.
Начали очень тяжело, по-моему, проигрывали 0:7. Но продолжали четко выполнять установку тренера. Никто не паниковал, никто не кричал друга на друга и никто не побежал в одиночку спасать Родину. Мессина взял тайм-аут, где мы все спокойно обсудили и пошли дальше.
Владимир Дячок:
Важный момент матча, когда Алексей убежал в прорыв и через Бастона забил сверху.
Алексей Саврасенко:
Смодиш защищался против Вуйчича. Он тогда стал разворачиваться в другую сторону и хотел забить крюком. Я подстраховал, накрыл бросок, Папалукас мяч подобрал. Я убежал в отрыв и забил сверху. Когда кто-то забивает сверху, это всегда импульс для команды. А когда в такой ситуации, в таком матче…
«Кто-то смеялся, кто-то плакал»
Сергей Кущенко:
У «Маккаби» был суперсостав – Паркер, Бастон. Помню, сидим мы с Сергеем Борисовичем Ивановым и видим за скамейкой «Маккаби» бутылки с шампанским. Подготовились.
Начали неудачно – 0:7. Ключевой момент матча, когда Леша Саврасенко поставил горшок двумя руками Вуйчичу, а затем в отрыв убежали Папалукас, Лэнгдон и Саврасенко. Тео отдал пас в пол на Лешу, и тот сверху через Бастона вколотил! Это был сигнал всей команде – не бояться! После этого инициатива перешла к нам.
Владиир Дячок:
Сам матч, хотя я и смотрел его со скамейки, почти не запомнился. Помню только высочайшее напряжение и борьбу на каждом метре площадки. А после сирены вся скамейка рванула на площадку и больше ничего не помню – была только безумная радость.
Алексей Саврасенко:
Что было после матча? Кто-то смеялся, кто-то плакал – мне кажется Лэнгдон. Шампанского, конечно, не было, за ним кто-то сбегал. Я предложил Сергею Валентиновичу Кущенко сходить в раздевалку «Маккаби»: там и шампанское, и победные бейсболки были заготовлены заранее.
«Папалукасу подарили танк, нам – по автомату ППШ»
Сергей Кущенко:
Сергей Борисович поздравил коротко: «Наконец-то». И мы побежали в раздевалку, чтоб раскурить победную сигару. Там нас окатили шампанским. Из раздевалки я позвонил жене – она находилась в роддоме, – включил громкую связь. Так что и она, и мой родившийся сын поучаствовали в праздновании. А сына назвали Виктором. Понятно почему.
Алексей Саврасенко:
Отмечали вместе с женами, они тоже были в Праге, но жили отдельно, а также со своими болельщиками в ресторане. Там же было все руководство: Михаил Дмитриевич Прохоров, Сергей Борисович Иванов.
Владимир Дячок:
Затем мы побывали на приеме у Сергея Борисовича Иванова, всю команду, тренерский штаб наградили Орденами Дружбы. А Папалукасу Сергей Борисович подарил модель танка. Он обещал ему подарить танк, вот и подарил! А остальным вручили макеты автоматов ППШ, оружия Победы. А Кущенко от себя подарил всем по золотым часам с гравировкой.
Алексей Саврасенко:
Сергей Борисович пригласил всю команду на парад Победы 9 мая. Мы сидели на трибуне, рядом с Мавзолеем. Помню, Мессина был сильно впечатлен. Да, впрочем, как и все мы.
«Финал четырех» Евролиги-2005/06
Прага. 28-30 апреля 2006 года
Полуфиналы
«Барселона» (Барселона, Испания) – ЦСКА (Москва, Россия) – 75:84 (20:15, 18:19, 14:23, 23:27)
Б: Уильямс (24), Торнтон (15), Наварро (10), Базиле (8), Марконато (7), Какиусис (5), Триас (4), Фучка (2), Де Ла Фуэнте (0), Гримау (0), Кота (0).
Ц: Холден (19), Папалукас (19), Смодиш (17), Лэнгдон (13), Вантерпул (7), Ван Ден Шпигель (5), Панов (4), Саврасенко (0), Курбанов (0).
«Маккаби» (Тель-Авив, Израиль) – «Таугрес» (Витория, Испания) – 85:70 (24:17, 27:15, 22:16, 12:22)
М: Бастон (20), Э. Паркер (19), Вуйчич (16).
Т: Скола (17), Хансен (15), Давид (12).
Матч за 3-е место
«Барселона» (Барселона. Испания) – «Таугрес» (Витория, Испания) – 87:82 (26:19, 21:17, 15:24, 25:22)
Б: Дробняк (19), Хансен (15), Эрдоган (14).
Т: Фучка (20), Наварро (20), Торнтон (18).
Финал
ЦСКА – «Маккаби» – 73:69 (18:18, 17:12, 14:18, 24:21)
Ц: Папалукас (18), Вантерпул (16), Смодиш (12), Лэнгдон (11), Саврасенко (10), Холден (6), Ван Ден Шпигель (0), Панов (0).
М: Соломон (20), Арнольд (14), Паркер (10), Бурштейн (9), Бастон (6), Вуйчич (4), Шарп (3), Пенни (3), Сасо (0).
МVP регулярного сезона: Энтони Паркер («Маккаби»).
МVP «Финала четырех»: Теодорас Папалукас (ЦСКА).