Возвращение короля. Как и сколько заработал ЦСКА за победу в Евролиге
В
середине мая баскетбольный ЦСКА вернул себе звание сильнейшей команды Европы.
Президент клуба Андрей Ватутин рассказал о фундаменте победы в Берлине и планах
развития.
Новый евроформат
– Сколько
ЦСКА получил за победу?
– В этом году Евролига увеличила
премию за выигрыш. Отчасти это наша заслуга – мы постоянно поднимали этот
вопрос. ЦСКА – первый клуб, который получит за победу в финале 1 миллион евро.
Для сравнения, почти столько же мы выручили от продажи билетов в Евролиге в
течение сезона. Ранее бонус победителя турнира составлял только 250 тысяч евро.
Около 600 тысяч евро на троих заработали другие участники «Финала четырех» в
Берлине. Но, став чемпионом, наш клуб богаче не стал: расходы на премии игрокам
и тренеру, прописанные в индивидуальных контрактах за выигрыш Евролиги, съели все наши бонусы.
– Какие
призовые получил клуб за победы в группе?
– За группу – никаких. Призовые
начинают начисляться только со стадии топ- 16. Выплаты зависят от количества
побед, но большая часть поступлений тут же удерживается на оплату судейства.
Минимальный доход любого участника Евролиги – 150 тысяч евро.
– Что
заработал клуб на ТВ-трансляциях?
– Мы не имеем отношения к продаже
ТВ-прав. Это исключительная компетенция Евролиги. Мы получаем отчисления за
показ матчей. Они распределяются на страну: если играет один клуб, он и
получает все деньги. В этом сезоне Россию представляли три клуба, соответственно,
вся сумма делилась на троих. Таким образом, от ТВ-контракта Евролиги и «Матч ТВ»
мы ожидаем получить около 190 тысяч евро.
– Осенью
Евролига меняет формат, вырастут ли доходы клуба?
– После подписания 10-летнего
контракта Евролиги с IMG прибыль клубов существенно увеличится. По соглашению
около 60 процентов инвестиций будут распределяться между 16 топ-клубами,
которые сыграют между собой. Схема распределения прибыли будет рассматриваться
на совещании Евролиги в начале июля. Но до доходов футбольных грандов нам еще
далеко. Европейский баскетбол сегодня держится на энтузиазме владельцев клубов,
на их амбициях. Как бизнес-проект это рассматривать невозможно.
– Как
изменится система продаж товаров в клубных магазинах?
– Со следующего сезона Евролига с
учетом опыта НБА меняет свой мерчандайзинг. На сайте Евролиги можно будет
купить продукцию не только Евролиги, но и всех команд-участниц. Соответственно,
в клубных магазинах можно будет приобретать майки и атрибутику других команд и
сувениров самой Евролиги.
Майка от «Найка»
– Каким
спросом пользуется продукция клуба в магазинах?
– Среднемесячный оборот продажи
сувенирной продукции и атрибутики составляет 1 миллион рублей. 80 процентов
поступлений обеспечивают клубный магазин и точки продаж на играх, 20 процентов –
интернет-магазин.
– Какие
игроки наиболее популярны?
– В текущем сезоне лучше всего
продаются майки Теодосича и Де Коло. Год назад вне конкуренции были майки
Кириленко. Продажи оригинальных маек Nike и реплик (копия игровой майки. – Прим. ред.) составляют 24,5 % от общего
объема продаж атрибутики.
Игра на миллиард
– Назовите
главные источники доходов и расходов.
– Бюджет клуба в Единой лиге ВТБ в
этом сезоне составил 2,759 млрд руб. В последние сезоны в рублях наша годовая
выручка растет. Но в евро, учитывая постепенное ослабление рубля, бюджет клуба
практически неизменен и составляет 35 –40 млн. Он формируется
за счет двух основных источников: взнос учредителя и спонсоры. Помимо вклада «Норникеля» (принадлежит без малого 100 %
клуба), который уже долгие годы поддерживает клуб, еще 1,486 млрд внесли
спонсоры. Основная статья расходов – траты на игроков: на эти цели мы выделили
1 млрд 595 млн руб.
– Сколько
клуб получает от лиги ВТБ?
– В сезоне-2014/15 мы получили
призовых на сумму 12 миллионов рублей. Будем надеяться, эта статья доходов тоже
будет расти.
– 10
лет назад клуб зарабатывал 30 % от расходной части бюджета, сколько сейчас?
– Надо закончить сезон. Но, судя по
предварительным итогам, с учетом собственного заработка и привлечения
спонсоров, будут примерно эти же цифры.
Удачный переезд
– ЦСКА
стал одним из самых кассовых клубов Евролиги. А сколько зрителей приходило на
матчи в Москве?
– В январе мы переехали на новую арену: если наш родной УСК ЦСКА им. Александра
Гомельского вмещает 5 тысяч зрителей, то ДС «Мегаспорт» – уже 12,5 тысяч. Но игры на новой арене – недешевое
удовольствие. Для того чтобы выйти «в ноль» (с
учетом аренды, перевозки оборудования, укладки паркета, обеспечения
качественного света и звука для ТВ-трансляций), нам нужно было по нашим расчетам
на каждый матч продавать 8 тысяч билетов. С этой задачей мы справились: в
среднем на домашние игры в Евролиге в «Мегаспорт» приходило по 9288 человек.
– Сколько
зарабатываете на matchday?
– После переезда клуба в «Мегаспорт» количество проданных билетов
увеличилось на 31 процент, а выручка с проданных билетов – на 36,6 процента.
– Как
улучшали сервис?
– Вместе с нашими партнерами
организовали на новой площадке фуд-корты, первыми в России внедрили на играх
Евролиги доставку зрителям еды, как в НБА. На стадионе появились барбер-шопы,
зоны игровых приставок заполнила молодежь, очень популярны у болельщиков
автограф-сессии с ведущими игроками. Стараемся идти в ногу со временем.
Планы на вырост
– Не
хотите построить свою площадку?
– Конечно, собственная современная
арена дает возможность в несколько раз увеличить заработок. Ее можно
использовать не только для проведения матчей, но и проводить на ней шоу,
концерты. Однако за последние 20 лет реальных разговоров о строительстве своей
арены не велось. К тому же сейчас не та экономическая ситуация в стране, чтобы
покупать в дорогой Москве земельный участок и начинать масштабную стойку. Наши
ближайшие планы связаны с «Мегаспортом» и улучшением сервиса матчей. Через два-три года введут в
эксплуатацию новую «ВТБ Арену» возле станции метро «Динамо». Ее собственники и менеджмент уже не раз интересовались
нашими пожеланиями, и мы с ними также в контакте. Появится альтернатива по созданию
клубной инфраструктуры.
– Есть
ли планы создать академию, чтобы, как футбольный «Аякс«, зарабатывать на своих
воспитанниках?
– Боюсь, болельщики топ-команд – ЦСКА,
«Реала», «Барсы», «Олимпиакоса» и «Панатинаикоса» – не поймут менеджеров клубов, если они прекратят приобретать
звезд, отказавшись тем самым от больших побед, чтобы через 8-10 лет вырастить
собственных игроков. К тому же, в отличие от футбола, в баскетболе отсутствует
трансферный рынок. Трансферные выплаты за редким исключением превышают 1
миллионов евро. Обычно за переход платят 200-300 тысяч евро. Экономического
смысла в академии нет, но сама идея, безусловно, хороша, будем обсуждать ее с
учредителем клуба и спонсорами. Но этот проект – задел на будущее!
Бюджет ПБК ЦСКА
Сезон | Сумма, руб |
2012/13 | 1,841 млрд |
2013/14 | 1,837 млрд |
2014/15 | 2,278 млрд |
2015/16 | 2,759 млрд |