Старший тренер сборной России Владимир Аликин: Девчонки рыдали в лёжку…
СОБЫТИЕ ДНЯ. БИАТЛОН
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Вчера вечером наши корреспонденты добрались до места проведения чемпионата мира и первым делом отправились в лагерь российской сборной за свежайшими новостями.
ПХЕНЧЕН? ПИНЧАНГ? ПЬЕНЧАНГ!
Куда мы едем пять часов на автобусе из Сеула к месту проведения главного биатлонного старта сезона? В Пьенчонг? Пхенчен? Пинчанг?
Путем сложных артикуляционных упражнений с переводчицей сходимся на «Пьенчанге» – непризнанной столице двух зимних Олимпиад.
В Пьенчанге дождь и малолюдно, этакая закрытая олимпийская горная деревня на 49 тысяч жителей. Внешне, судя по спортсооружениям, кажется, хоть завтра Пьенчанг осилил бы и Олимпиаду. Вот если бы не дождь… Из-за дождя организаторы отменили церемонию открытия чемпионата мира. Под угрозой и само проведение первенства.
Сегодня утром они дадут официальный ответ, по расписанию ли состоятся первые гонки. А ближе к ночи грузовики, сверх бортов груженные искусственным снегом, с периодичностью метронома кормили поплывшую трассу. Чтоб приняла божеский вид.
ПАРОЛЬ: СТЕНГАЗЕТА
А на главное событие пятницы в Пьенчанге мы опоздали. В 14.00 троих российских биатлонистов: Екатерину Юрьеву, Альбину Ахатову и Дмитрия Ярошенко официально отстранили от участия в чемпионате.
Не дожидаясь официального вердикта, в 4 утра по корейскому времени названное трио покинуло расположение сборной России – гостиницу «Зеленый мир». Наш тренерский штаб сберег нервы спортсменам – охоту за ними устроили журналисты со всего света.
Наш рывок вдогонку – вечерний прорыв в расположение сборной России.
Пароль на вход в номер старшего тренера мужской сборной России Владимира Аликина – буханка привезенного из Москвы бородинского хлеба, а стенгазета «Советского спорта» (с пожеланиями российским биатлонистам от наших читателей) сушит слезы на глазах девчат.
Яна Романова и Оксана Неупокоева утром проводили из комнаты старшую подругу Альбину Ахатову.
– Способна ли наша команда, справиться с такой бедой? – переспрашивает заплаканная Оксана Неупокоева. – Нет, мы не сломаемся! Когда девчонки утром прощались, то наказали: выиграть чемпионат во что бы то ни стало… Теперь нам нельзя по другому…
В это же время, ближе к полуночи, в соседнем номере состоялся закрытый тренерский совет сборной России…
«ВСЮ СИСТЕМУ НАДО МЕНЯТЬ»
— Почему трое российских биатлонистов, Ярошенко, Ахатова и Юрьева, покинули Пьенчанг до оглашения информации об отстранении их от участия в чемпионате мира? – первый вопрос Аликину при встрече.
—У нас была информация о том, какое решение будет принято на исполкоме. Наши спортсмены и так в шоке, а если бы остались, то их бы просто затюкали иностранные журналисты.
Настроение в команде тяжелое: когда ребята провожали своих товарищей, у всех глаза были влажные. Девчонки вообще все в лёжку рыдали в номерах от горя.
Когда у одного члена команды возникают проблемы с ВАДА – всем тяжело, а тут у троих проблемы... Но наши спортсмены считали и считают себя чистыми. Поэтому давайте подождем до весны, чтобы разобраться, кто виноват в этой ситуации – тренеры, врачи, сами спортсмены. Скоро будет созвана внеочередная конференция СБР, ведь всю систему в нашем биатлоне надо менять…
– Спортсмены могут психологически сломаться в такой ситуации…
– Если наше руководство сделает верные выводы, то биатлонисты не должны сломаться. Хотя за Катю Юрьеву я страшно боюсь. Она набрала великолепную форму, и если ее отлучат от биатлона на два года, найдет ли она силы в него вернуться, и тренироваться на прежнем уровне? Ведь почти наверняка она не выступит на Олимпиаде в Ванкувере, под вопросом ее участие и в сочинской Олимпиаде.
— Юрьеву вам особенно жаль…
— Мне всех жалко. Дмитрий Ярошенко сказал, что хотел бы после Ванкувера закончить карьеру, Альбина Ахатова тоже уже в возрасте, недавно вернулась в спорт, вышла на высокие результаты, но, видимо, тоже примет решение закончить.
Дисквалификация – беда, но не горе. Трагедия – когда родных, близких людей теряешь. Жизнь продолжается, надо бороться за жизнь. Я считаю, надо поддержать морально отстраненных ребят, ведь они своими результатами подняли интерес к биатлону в России на заоблачную высоту.
ЧТО Ж ТЫ ДЕЛАЕШЬ, ПИХЛЕР?
— Как ваши иностранные коллеги восприняли скандал вокруг сборной России?
— По-разному. Друзья познаются в беде. Кто плохо относился – так и относится. Это даже по мимике видно.
Кстати, я не исключаю, что нынешний допинговый скандал – это спланированная акция против российской сборной. Последние два сезона русская команда резво побежала, что вызвало неудовольствие конкурентов. Для прохождения допинг-тестов наших спортсменов будили среди ночи накануне гонок. Попробуйте Бьорндалена среди ночи поднять – скандал будет страшенный.
Я думаю, это спланированная акция по устранению наших лидеров. Я не биохимик, мне трудно судить о том, что произошло с пробами. Но сегодня мы оказались в непростой ситуации.
— Как отреагировал на скандал лютый недруг сборной России тренер сборной Швеции Вольфганг Пихлер?
— Он подбивает другие команды бойкотировать чемпионат мира, если в нем, после скандала, примет участие российская команда. Сегодня в 10 утра до оглашения приговора нашим спортсменам Пихлер устроил несанкционированное собрание тренеров сборных, где резко выступил против участия в чемпионате нашей команды: мол, это не первый случай применения русскими допинга.
А я встал и сказал: да, нынешний скандал – это нехорошо. Но вы такие же тренеры, как и я. В одной шкуре с нами находитесь. Российские же тренеры в подобных ситуациях никого не осуждали, относились лояльно. Но Пихлер начал собирать подписи в петицию бойкотировать русских.
— А по-мужски никто не разговаривал с Пихлером?
— Я ему сказал: «Что ж ты делаешь, мы же с тобой по одной лыжне бегали, за одним столом сидели… Ведь и твои спортсмены могут оказаться в подобной ситуации. ВАДА и так накажет спортсменов, зачем ты на всю сборную России бочку катишь?»
ТРАССА-УБИЙЦА
— Перейдем к дню завтрашнему. Как вам биатлонная трасса в Пьенчанге?
— Трасса – убийственная, сплошной лед, спуски такие и виражи, что жди травмы, в том году на Кубке мира здесь американка страшно разбила лицо. Мы предупреждали организаторов: меняйте рельеф трассы! Но наша просьба осталась без внимания. Сюда ведь приехали не только профи, но и те, для кого участие в чемпионате – уже событие…
— Из-за погодных условий чемпионат под угрозой срыва?
— Есть прогноз, что идет похолодание до минус 5, но теоретически все возможно.
— Сможете сегодня ночью уснуть после такого жестокого дня?
— А что делать? С утра нужно готовиться к гонке