Вице-чемпион мира-2009 Максим Чудов: На юрфаке меня учили чтить закон
СОБЫТИЕ ДНЯ. БИАТЛОН
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Накануне мужского масс-старта корреспонденты «Советского спорта» пришли в гости к Максиму Чудову, одному из главных героев нынешнего чемпионата мира. После того как чиновники из Международного союза биатлонистов отняли у него золотую медаль в пользу великого норвежца Бьорндалена, Максим Чудов выступил перед журналистами с зажигательной речью в защиту сборной России.
– Даже удивительно, что вы согласились на общение с нами после того памятного выступления на пресс-конференции. От журналистов вы теперь держитесь на расстоянии, – благодарим Максима с порога за то, что тот согласился на встречу.
– Да уж выговорился от души, не знаю, что добавить. Но я же обещал «Советскому спорту» разговор по-русски за жизнь. Мне не нравятся люди, которые отказываются от своих слов. Не можешь сделать – не обещай.
– Кто вас этому учил?
– Мужики в селе Михайловка, откуда я родом. Они за глаза не говорят. Настоящие деревенские мужики, пережившие немалые трудности. И, несмотря на это, они радуются жизни, дорожат тем, что имеют. Я уважаю тех людей, которые за своего друга, родных, семью пойдут на все. Это дорогого стоит, в этом плане для меня пример – народы Кавказа, там каждый держится друг за друга. Я стараюсь быть таким же. Думаю, выходцы из таких российских сел-деревень более человечны, чем жители столичных городов. Подчеркиваю, что не хочу никого обидеть…
– Село Михайловка – это где?
– Мое родовое гнездо, расположено недалеко от Уфы. Село большое. Там я родился, вырос, прожил до 22 лет, поcле чего переехал в столицу Башкортостана. В селе живут мои родители, родные сестра, брат, двоюродные братья.
– Клан Чудовых?
– Ну да, мы стараемся держаться единым кулаком. Мои родители – простые работяги, я с детства видел, как им в жизни все тяжело дается. Свободное время я с удовольствием там провожу. Баня, рыбалка, друзья… Кстати, давненько не рыбачил, эта штука здорово расслабляет. Сразу по прилете 24 февраля поеду к родителям. Нужно будет отойти от потрясений. И еще мечтаю о мамином борще.
МЕХАНИК ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
– В селе Михайловка богатые традиции биатлона?
– Нет, тренироваться я ездил в Уфу. Недавно замерил на спидометре автомобиля километраж от нашего дома в Михайловке до биатлонного комплекса в Уфе, набежало ровно 25 километров. Вот, начиная с девятого класса, я каждый день и ездил из дома на тренировки на общественном транспорте. В то время я поступил в техникум механико-технологический, с утра ехал на учебу, потом тренировка и в девять вечера возвращался домой.
В техникуме обучался по специальности «механик пищевой промышленности». Многие удивлялись, почему я выбрал гражданскую профессию, а не пошел учиться по спортивной линии. Не лежит у меня душа к чиновничьей работе! Да, сейчас я выступаю, стреляю, бегаю, получаю от этого удовольствие, но не планирую оставаться в спорте. Не вижу я себя в дальнейшем ни тренером, ни спортивным чиновником. Впрочем, неизвестно, как судьба повернется.
– На самом деле вы стали специалистом в области пищевой промышленности?
– Мне просто нужно было куда-то поступать, чтобы продолжать занятия спортом. Выбрал техникум, потому что с машинами нравилось возиться. А вот во время практики я уезжал на тренировочные сборы. Как обучаются профессиональные спортсмены, объяснять, наверное, не нужно. Поэтому спецом-механиком назвать себя не могу. Впрочем, как и грамотным юристом, хотя позднее я закончил юрфак. Да вы назовите мне профессиональных спортсменов, которые здорово совмещали бы спорт с учебой!
– Давид Кипиани, например…
– Когда я учился в техникуме, мне ставили в пример футболистов, хоккеистов, мол, «вот они-то учились хорошо, не то, что вы…». Велика вероятность, что меня в том же техникуме кому-то ставят в пример.
Сейчас я сам хочу получить второе высшее образование, такое, которое бы я использовал по полной жизненной программе. Я бы с удовольствием получил образование, связанное с маркетингом нефти, газа.
«ПЕРВЫМ В ДРАКУ НЕ ЛЕЗУ»
– На той памятной пресс-конференции (когда речь Чудова в защиту сборной России по биатлону произвела фурор) я внимательно наблюдал за вами в течение двух часов, вы очень эмоционально вели себя, мягко говоря… В детстве частенько дрались?
– Были случаи, ссорились в детстве. Но я дрался только за правду, за младших, за тех, кого обидели. Первым в драку не лез. Я не позволяю плевать себе в лицо, в души моим близким. Всегда даю понять, что этого делать нельзя.
Исходя из внутренних убеждений я и резал правду на пресс-конференции в глаза иностранным журналистам. Ничего противозаконного не говорил, не придумывал. Излагал как есть. Отвечая от лица всей команды, я тоже ничего не приукрасил, мы действительно обсуждали эти вопросы с ребятами накануне…
– Может, стоило попридержать эмоции и выплеснуть их во время следующей гонки?
– Я Скорпион по знаку зодиака, и мне периодически необходимо выплескивать эмоции. Да, после пресс-конференции я почувствовал внутреннее опустошение, – Максим действительно во время встречи с нами – само спокойствие и размеренность. – Чувствую себя немного опустошенным, но на дистанции многое зависит от твоего физического состояния, а не от того, сколько спортивной злости ты успел накопить к тому моменту. Если этого нет, ты хоть песни ори, хоть абстрагируйся от всего, лежа на кровати, – результата не будет.
До первого огневого рубежа добежишь – и вся злость улетучивается. Так вот могу вас уверить, после той речи моя физическая форма хуже не стала. Остались две гонки. Нужно собрать все морально-волевые в кулак и вдарить по медалям.
Готовы мы неплохо, просто немножко не везет, то ветер не поймаем на огневом рубеже, то еще какая напасть. Ну и измучены все с психологической точки зрения после шумихи с этим допинг-скандалом.
«БИТЬ ПИХЛЕРА НЕ СОБИРАЛСЯ»
– После той истории с неправильным прохождением дистанции, наверное, смотреть не можете спокойно на Бьорндалена?
– Нет, как относился, так и отношусь к нему. Уле – великий биатлонист, который допустил ошибку и должен за нее ответить. На юрфаке нас учили, что закон надо чтить. В моей команде меня поддерживают. И у нашей команды все будет хорошо.
– Даже у отстраненных за подозрение в употреблении допинга?
– Давайте дождемся решения ВАДА, чиновников Международного союза биатлонистов. Пусть сами сначала разберутся, что они хотят и что им нужно. Больше чем уверен: вся эта история с допинг-скандалом была раздута для того, чтобы накануне чемпионата мира любыми способами ослабить русскую сборную. Надеюсь, что люди, которых отстранили, продолжат свои выступления. Возможно, в самом ближайшем будущем. Вот Дмитрий Ярошенко звонил нам, поздравил всех с медалями.
– Неужели вы и правда хотели «врезать» тренеру сборной Швеции Вольфгангу Пихлеру за его антироссийские выступления, как написали ряд иностранных СМИ?
– Не врезать Пихлеру хотел, я просто сказал о том, что в случае с Пихлером надо говорить о проблемах в глаза, а не шептаться за спиной. По-мужски вести себя надо.
– Чудову российские болельщики верят больше, чем кому-либо в сборной России. Так применяли ли допинг российские биатлонисты?
– Я пока промолчу. И, думаю, буду прав.
– Что бы вы пожелали российским болельщикам?
– Низкий поклон болельщикам, особенно тем, кто даже во время финансового кризиса изыскивает средства и приезжает болеть за нас даже в Южную Корею. И еще: не уподобляйтесь Пихлеру. Не пишите письма с угрозами в адрес немецкого тренера. Российская сборная от этого может многое потерять. Отдельное пожелание передадите?
– Не вопрос!
– Вчера у моего личного тренера Виктора Анатольевича Никитина сын родился, он назвал его Максимом. Так вот, Анатольич, ты – красавец! Обними за меня моего тезку…
– И последний житейский вопрос, интересующий многих российских девушек: судя по вашим анкетным данным, вы завидный жених?
– Я холост. Насчет завидности – не мне решать. Дальше без комментариев. Да и чего тут комментировать – мне о гонке думать сегодня надо, а не о невестах, – тепло улыбнулся нам на прощание непростой русский мужик Максим Чудов из села Михайловка.