Обогнать Бьорндалена. Почему перспективные лыжники уходят в биатлон?
БИАТЛОН
Рыбе лучше, где глубже, а лыжнику – в биатлоне. С давних времен гонщики переходили в смежный вид спорта, где порой добивались выдающихся успехов. Но если раньше переход был уделом в основном середняков, в это межсезонье биатлон впервые пополнили сразу два чемпиона России – Алексей Слепов и Нина Рысина. У нас появятся свои Бьорндалены и Туры Бергеры, или мы потеряем двух талантливых лыжников?
СЛЕПОВ: ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ПРОСЯТ АВТОГРАФЫ
Лыжник Алексей Слепов запомнился бронзой на первенстве мира-2009 среди спортсменов до 23 лет, а спустя год – победой на взрослом чемпионате страны. После нее перспективного парня позвали в главную команду России, однако он предпочел остаться со своим личным тренером Анатолием Чепаловым. Спустя год Слепов начал готовиться к сезону в составе во второй биатлонной сборной страны.
– Чем биатлон милее лыжных гонок? – поинтересовалась я у спортсмена.
– В лыжах при любых отборах есть тенденция брать в команду «проверенных» атлетов из сборной, а не ребят из глубинки, даже при равных результатах, – расставил он точки над «и». – В сборной я никогда не был, хотя в прошлом году предлагали… Выходило, чтобы поехать на «Тур де Ски» – главный лыжный старт этого года, – мне нужно было непременно выиграть Красногорскую гонку и надеяться на решение тренерского совета. Чем так рисковать, лучше попробовать себя в новом виде спорта.
– Тренер Чепалов поддержал ваше решение?
– Мы с Анатолием Михайловичем не ругались, просто мысли – как жить дальше – у нас оказались разными. Чепалов – грамотный тренер, с ним я постоянно прогрессировал. Нашу подготовку оплачивали спонсоры, но в этом сезоне перед нашей группой встали финансовые проблемы. Будь у меня возможность нормально готовиться в лыжах, о переходе в биатлон я бы даже не думал.
– Вы раньше в стрельбе хотя бы на любительском уровне практиковались?
– Иногда с друзьями заходил в тир плюс раз в году на сборах развлекался. А так серьезно тренировать стрельбу начал только в мае. Уже на второй день, как взял винтовку в руки, мне устроили контрольную тренировку. Стрелял лежа по «большим» мишеням для стойки. Первый раз попал четыре раза, потом тренер внес поправки, и я закрыл все пять.
– В соревнованиях у вас пока получается явно хуже…
– Да уж, антирекорд – 60‑е место в индивидуальной гонке на летнем чемпионате России в Уфе с девятью промахами. Но уже несколько дней спустя в преследовании я сумел впервые в биатлоне попасть в первую десятку – благодаря ходу с шестью ошибками на стрельбе поднялся с 20‑го места после спринта на десятое.
– Биатлонисты в среднем бегут гораздо медленнее лыжников?
– Сложно сравнивать. В лыжах работа на дистанции более равномерная, циклическая. А в биатлоне акцент идет на последний круг, когда уже не надо концентрироваться на стрельбе. К тому же винтовка весом 4 кг за плечами тоже требует иной техники, и биатлонные тренеры даже корректировали мне некоторые нюансы. Но, например, мой друг Сергей Ширяев как-то поделил первое место в лыжном марафоне с Максимом Чудовым. Им тогда в виде исключения обоим презентовали по машине.
– Считается, что в первые два года после перехода в биатлон чистая скорость у всех лыжников падает…
– Это скорее психологический момент. В биатлоне ты быстро понимаешь, что если каждый раз наматывать в гонке по лишнему километру, никакого здоровья не хватит. И многие лыжники на эмоциях бросаются учиться стрельбе, забывая о функциональной подготовке. Я стараюсь соблюдать баланс, хотя стрельбе уделяю повышенное внимание.
– В плане организации спортивной жизни биатлон для вас – это шаг вперед?
– Конечно! В лыжах в нашей частной команде мы все делали сами – заказывали билеты, гостиницы, планировали переезды. Здесь же менеджеры работают великолепно. Билеты присылают по электронной почте заранее, перевозка инвентаря организована – остается только явиться в нужное время.
– Уже ощутили на своей шкуре, насколько биатлон популярнее лыжных гонок?
– О да! – хохочет Слепов. – Только появилась информация о моем переходе в биатлон, как в социальных сетях молоденькие болельщицы стали забрасывать сообщениями и проситься ко мне в друзья. Даже в компании, если я раньше говорил, что занимаюсь лыжами, никто особо не реагировал. Сейчас же стоит только обмолвиться, что биатлонист, как незнакомые люди начинают засыпать вопросами, восторгаться, просить автограф.
– Вам не обидно: полжизни посвятили виду спорта, который, оказывается, стране и не интересен?
– Обидно, но за другое. В лыжах я выступал за Владимирскую область и за Москву. Соответственно, за счет моих очков с чемпионатов страны рейтинг Владимира был достаточно высок, и на областных соревнованиях за места с первого по пятое давали норматив кандидата в мастера спорта. Для тренеров и для ребят это был огромный стимул, к чемпионату области готовились, как к Олимпиаде. Теперь же моих очков не будет, не будет и кэмээсников. Тренеры не знают, что делать: без надбавок за результат не прожить. Так, к сожалению, угасают традиции лыжных гонок на родине Алексея Прокуророва…
– Олимпиада-2014 в Сочи для биатлониста Слепова – мечта или реальная цель?
– Вообще реальная! Все условия есть, здоровье, тьфу-тьфу, в порядке, осталось только стрельбу поправить.
РЫСИНА: СТРЕЛЯЛА ПО ПТИЧКАМ. ПТИЧЕК ЖАЛКО
Нина Рысина в 2009‑м сенсационно выиграла чемпионат мира по лыжным гонкам среди молодежи в спринте свободным стилем. Спустя несколько месяцев грянул допинговый скандал с участием олимпийских чемпионов Юлии Чепаловой и Евгения Дементьева. Лес рубили, щепки летели, и Рысина получила двухлетнюю дисквалификацию за ЭПО…
– На самом деле, мой переход в биатлон никак не связан с дисквалификацией, – говорит Нина Рысина. – Я заранее решила, что после молодежного первенства мира-2009 уйду из лыж. Биатлон гораздо азартнее. В лыжах постоянно выигрывает первая десятка спортсменок. В биатлоне же сегодня ты можешь быть первой, а завтра 35‑й.
– Но, оказавшись дисквалифицированной, решиться еще и на переход в новый вид спорта – мягко говоря, рискованный шаг.
– Я это прекрасно понимаю. В лыжах я была чемпионкой мира среди молодежи, членом первой сборной России. В биатлоне я сейчас – никто. Спасибо сборной Мордовии, что поддержали меня и дали возможность нормально тренироваться. Сейчас, когда дисквалификация закончилась, иногда задумываюсь: вот, в лыжах наверняка была бы в сборной, выступала на этапах Кубка мира, а в биатлоне только на Кубок России поеду… Это психологически непросто, но я ни о чем не жалею.
– Почему?
– Мне всегда нравилось стрелять, я люблю оружие. Еще в детстве папа брал меня на охоту, и я попадала в птичек. Очень жалко их было. Лет в 17 на сборе попросила у биатлонистов винтовку попробовать, и с ходу закрыла на «стойке» три мишени из пяти. Все казалось легко, но стоило мне перейти и начать над этим серьезно работать, коленки затряслись. На первом старте в биатлоне, летом в Острове, меня просто колотило от волнения. А вот в Уфе, на летнем чемпионате страны, неожиданно даже для себя смогла отстрелять в спринте «на ноль».
– В лыжах вы были спринтером. В биатлоне хватает сил на всю дистанцию?
– Честно, очень сложно. Одно дело пробежать 1,5 км спринта, и другое – 2,5–3 км до рубежа, там отстреляться и потом бежать дальше еще столько же. Я отвыкла от таких тренировочных объемов, «десятки» мне пока даются тяжело.
– Как же вы планируете через Кубок России пробиваться в биатлонную сборную?
– Я не хочу широко шагать, иначе штаны порвешь. Верю тренеру Михаилу Ткаченко (в прошлом сезоне – старший тренер мужской сборной России. – Прим. ред.) и в себя. Сначала нужно попасть в сборную Б, потом в команду А… Я занимаюсь биатлоном уже два года и думаю, до Игр-2014 в Сочи у меня есть вполне реальные шансы попасть в первую сборную.
ЗА
ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ ПО БИАТЛОНУ ВАЛЕРИЙ ПОЛЬХОВСКИЙ: СЛЕПОВ МОЖЕТ ВЫСТУПИТЬ В СОЧИ-2014
Главный тренер сборной России по биатлону вспоминает примеры успешных переходов из лыж в биатлон – как давние (Анфисы Резцовой), так и совсем свежие (Евгения Гараничева), и верит, что Слепов может попасть в Сочи.
– У меня не так много информации по Нине Рысиной, но когда мы приглашали Слепова сразу в сборную Б, руководствовались конкретными целями, – заметил Валерий Польховский. – Тенденция такова, что все современные звезды биатлона – особенно, норвежцы, могут выступать в лыжных гонках на уровне лидеров. И мы не отказываемся от поиска спортсменов, которые были звездами в лыжах и способны овладеть навыками стрельбы.
Возвращаясь к Слепову, мы рассчитывали, что ребята из второй сборной будут ориентироваться на его ход быстрого лыжника и постепенно к нему подтягиваться. Сам Алексей очень вдумчиво подходит к стрельбе и в масс-старте на летнем чемпионате страны занял десятое место. Не припомню еще примера, чтобы человек, который раньше винтовку в руках не держал, после четырех месяцев занятий сразу попал в десятку.
В следующем сезоне от Слепова еще сложно ждать стабильности, но вот затем, ближе к Олимпиаде-2014 в Сочи, вполне реально выйти на уровень первой сборной.
ПРОТИВ
ЛЫЖНЫЙ ТРЕНЕР АНАТОЛИЙ ЧЕПАЛОВ: БИАТЛОНИСТОМ НУЖНО РОДИТЬСЯ
Личный тренер Алексея Слепова в лыжных гонках Анатолий Чепалов скептически смотрит на смену вида спорта и перспективы бывшего ученика.
– Моя дочь (трехкратная олимпийская чемпионка Юлия Чепалова. – Прим. ред.) в свое время тоже пробовала себя в биатлоне, – рассказал Анатолий Чепалов. – Мы тогда даже сотрудничали с биатлонным тренером, но особого успеха это не принесло. Пришли к выводу, что биатлонистом тоже надо родиться. Если бы Слепов, когда уходил, спросил мое мнение, я бы сказал, что в биатлоне ему будет очень сложно. Переход из лыж в биатлон – это вообще непростая штука, но для мужчины особенно. Если у девочек некий разброс в мастерстве еще присутствует, у мужчин конкуренция и скорости крайне высоки.