Оксана Рочева: Стараемся с Ольгой Зайцевой разделять отношения семейные и тренерские
Сестра и личный тренер Ольги Зайцевой Оксана Рочева рассказала о сотрудничестве тренеров и важности психологии, а также вспомнила Олимпиаду в Турине.
«У нас с тренерами сборной никогда не было никаких проблем, мы согласовываем все спорные моменты. В прошлом году, например, вместе ездили на предолимпийскую неделю в Ванкувер, советовались, как будем готовиться к олимпийскому сезону, искали место для проведения сбора накануне Игр. Я всегда могу подойти к тренерам и напрямую высказать свое мнение. Кроме того, практически каждый год с разрешения тренеров сборной я выезжаю на завод «Аншутц» вместе с тренерской бригадой. Если бы у нас были какие-то плохие отношения, то они я думаю, просто не брали бы меня с собой. На заводе нас с улыбкой встречают, знают, что я тренер Ольги, уделяют нам много внимания.
Если речь идет обо мне и Ольге Зайцевой – у нас никаких проблем с тренерами сборной нет. Мы всецело доверяем тренерскому штабу сборной команды.
Огромную роль личный тренер играет тогда, когда спортсмен находится не в составе сборной. Если в команде и тренеры, и team-менеджеры, и начальники команды помогают, то здесь все вопросы ложатся на плечи личного наставника. Именно он занимается организацией сборов, оформлением виз, написанием тренировочных планов, стрелковой работой. Он и водитель, и грузчик, и тренер, и смазчик…У нас тоже был такой опыт после того, как Оля родила Сашу – ведь она не могла тренироваться с командой и мы целый год работали по индивидуальному плану, кстати, также согласованному с тренерами сборной команды. Мы всегда были, так сказать, в поле зрения.
Я, как сестра, близко к сердцу воспринимаю ее проблемы. Мне может что-то не нравиться, но я понимаю, что какие-то вещи Ольге нужно делать самой, через что-то проходить, получать жизненный опыт. В такие моменты я стараюсь прятать свое самолюбие, потому что она как любой спортсмен крайне амбициозна. Иногда Оля говорит: «Я сама знаю, как лучше». В таких случаях я всегда отвечаю: «Хорошо, это твое мнение». Я не доказываю ей что-то, просто стараюсь объяснять, как лучше поступить.
А вообще мы стараемся развести отношения тренерские и семейные. Хотя год от года все меняется. Ведь когда Оля была еще не замужем, у нас были одни отношения. Теперь наши отношения несколько изменились, ведь моя сестра стала матерью, выросла в эмоциональном плане. В какие-то моменты Ольга советуется с мужем, а мне, как дипломату, приходится лавировать между ними.
В 2006 году я ездила на Олимпиаду вместе с Ольгой. Но тогда Оля была еще молоденькой, очень переживала из-за всего и многое принимала близко к сердцу. Все эти годы она росла, и в прошлом году на чемпионате мира в Пьончанге все увидели, какой спортсменкой стала Ольга Зайцева. Если раньше я чувствовала, что у Оли что-то не получается на этапах Кубка мира, я срывалась с работы, летела к ней на соревнования, поддерживала ее, то теперь все иначе. На чемпионате мира в Корее она предстала уже настоящим спортсменом с большой буквы – смогла собраться, ведь атмосфера была непростая, можно было вообще поникнуть. Но когда в таких тяжелых условиях человек умеет взять себя в руки, не обращать внимания на какие-то разговоры, кляузы, косые взгляды и шумиху, а просто показывает свой лучший результат – это дорогого стоит.
Тогда я поняла, что моя чрезмерная опека больше не нужна. В любой семье родители поддерживают своего ребенка, но наступает такой момент, когда надо дать ему право выбора, свободу. То же самое было и у нас с Ольгой. Именно поэтому я не спрашивала ее о том, нужна ли я буду ей в Ванкувере. Решила, что если она сама заговорит об этом, тогда будем обсуждать этот вопрос, а нет – даже поднимать эту тему не станем. Тем более, что я знаю, какой это труд, чтобы на Игры попал личный тренер. Ольга же сама завела разговор об этом. И мне было важно услышать из ее уст о том, что я буду нужна ей на Олимпиаде.
Ольга будет тренироваться по плану сборной команды, как и было запланировано изначально. Мы полностью доверяем тренерскому штабу, летом на сборах впахивала наравне с молодыми девчонками. Я ей даже говорила: «Оля, побереги себя». Но она все равно делает все, что ей говорят, с отдачей на сто процентов.
Когда увидела Олю в Рупольдинге, то очень порадовалась. Я волновалась за нее. В последнее время нам удавалось общаться лишь по телефону, но сейчас я поговорила с ней лично и совершенно спокойна. Я вижу, что у нее все в порядке в эмоциональном плане, что она все адекватно воспринимает. Например, вчера она заняла в гонке 17-е место, допустила два промаха на первой «лежке». Но она абсолютно нормально воспринимает это, не уходит в транс, а понимает, что это ее работа и она допустила ошибку, которую старается найти и исправить. Самое главное, чтобы не было никаких пессимистических настроений. А сейчас я вижу, что Ольга стала зрелой спортсменкой, которая отдает себе отчет в том, что она делает. А мы, тренеры, будем стараться сделать все возможное для нее», - сказала Рочева.





