Розовый сокол. Рекордсмен последних двух сезонов по количеству травм Паоло Саволделли восстал из небытия
ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
«Советский спорт» знакомит читателей с новым лидером супермногодневки, на которой сейчас происходят решающие события.
За Бассо в тот день было трудно угнаться. Иван спокойно и методично раскручивал передачу, правильно подобранную еще на тренировке два месяца назад. Он не совершал головокружительных спуртов в гору, как Лэнс Армстронг или Марко Пантани. Он даже не поднимался с седла. Но соперники отпадали один за другим.
Давно уже затерялся где-то внизу в путанице поворотов серпантина Дамиано Кунего. Сменил тактику на оборонительную и катил своим темпом в полуминуте позади Данило ди Лука. Отчаянно сражался с судорогами Джильберто Симони.
Но один сидел, как приклеенный. Переднее колесо его почти касалось велосипеда Бассо. И как только дуэт лидеров прошел створ предпоследнего горного промежуточного финиша, соперник бросился вперед.
Если в первую секунду кто-то из болельщиков, разместившихся на склоне горы, и не узнал его с высоты, то уже в следующий миг все встрепенулись: да, это он, «Эль Фалько», Сокол, Паоло Саволделли. Только он может так спускаться с перевала. Центробежная сила существует для других, он же ее просто не признает.
Паоло подходит к повороту с максимальной скоростью, выбирает момент торможения и дозирует усилие на тормозных ручках с точностью Доктора Валентино Росси. Затем он «облизывает» петлю серпантина по самому краю и снова начинает бешеное ускорение на максимальной передаче. Короткий прямой участок горного спуска Саволделли пролетает на такой скорости, как будто это двухкилометровая взлетная полоса.
Но вот ведь причуды судьбы. 32-летний итальянец (день рождения он отпраздновал 7 мая, стартуя в прологе) претендует еще на одно, на сей раз малопочетное звание самого невезучего.
«Джиро-2000». Паоло прибывает на старт одним из фаворитов. В активе – серебро прошлого года, и осталось сделать единственный шаг на вершину…
ПОКА САВО НЕ БУДЕТ РАСПИСЫВАТЬ ДОМА
Но на первом же этапе, когда группа начала перестраиваться перед общим финишем, под колеса «Эль Фалько» попадает выброшенный кем-то пустой бачок. Паоло, совершив сальто, ударяется спиной об асфальт.
Ту гонку он прошел до самого Милана, правда, только 24-м в общем зачете. Но слово «только» нужно немедленно вычеркнуть. Ведь бывало и такое, когда после бессонной ночи гонщика буквально выносили из гостиничного номера товарищи по команде.
Последствия того падения преследовали его два сезона. Наконец, известный итальянский остеопат, до этого успешно лечивший Лэнса Армстронга, приводит спину Саволделли в порядок. Вскоре Паоло добивается самого большого успеха в карьере, побеждая на «Джиро-2002».
В день, когда Павел Тонков выиграл «королевский» 17-й этап, Саволделли отбирает розовую майку у австралийца Эванса. Суперкоманда, немецкий «Телеком», предлагает ему солидный контракт, гонщик прощается со скромной «Алексиа»… И с этого момента удача от него отворачивается.
В феврале 2003 года во время сборов на Тенерифе он врезается в мотоциклиста и ломает нос, пальцы на руке. Едва набрав форму к «Тур де Франс», он подхватывает где-то желудочный вирус, и гонка для него заканчивается, не успев начаться. В апреле прошлого года – жестокое падение на «Туре Кельна», опять переломы, и вновь Сокол за бортом главных стартов сезона.
Ни одной победы за два года. Саволделли стали забывать. Не он первый, не он последний. Многие таланты заканчивали карьеру, так и не вырвавшись из замкнутого круга травм и болезней. И тут о нем вспомнили в «Дискавери Ченел». Армстронгу и менеджеру Йохану Брюнелю всегда нравился отчаянный итальянец, ведь в велоспорте он умел все: атаковать в гору, спускаться на пределе риска, поддерживать темп в «разделке» и спуртовать из группы на финише.
С образованием «Про Тура» американцы вынуждены были обратить внимание на «Джиро», а лучшего капитана на итальянскую многодневку, чем Саволделли, найти было трудно. На первом же тренировочном сборе в новой команде в Калифорнии Саволделли сломал ключицу, но подготовиться к своей любимой гонке все-таки успел…
Известный российский специалист Николай Горелов не раз вспоминал, как Паоло, выступая еще за «Рослотто», после тяжелых тренировок мечтал закончить велосипедную карьеру и начать расписывать дома. «Не красить, а именно расписывать, – пояснял итальянец. – Мне нравится, когда люди окружены красотой».
Но, судя по последним новостям из мира велоспорта, переквалифицироваться в художника Саволделли придется не скоро.
АРМСТРОНГ — ИГРАЮЩИЙ ТРЕНЕР
«Дискавери» проводила первый день отдыха в Чезанатико. Отель команды, кстати, располагался на той же улице, где в детские годы жил Марко Пантани. И вот в этот самый отель инкогнито прибыл cам Лэнс Армстронг, шестикратный победитель «Тур де Франс».
Сейчас легендарный американец спасается в Жироне от навязчивых журналистов и промоутеров. Там он готовится к седьмой и, возможно, последней атаке на титул в «2Тур де Франс». До Адриатического побережья оттуда не так и далеко. Но только ленивый не строил догадок о том, с какой целью пожаловал в Италию Лэнс, так и не собравшийся покорить «Джиро» сам.
Раньше ему случалось в дни главной итальянской гонки появляться здесь. Делал он это ради индивидуальных аэробных тренировок по перевалам Доломитовых Альп. Но то было для собственного удовольствия. А сейчас — чтобы поддержать команду и ее капитана Саволделли на Корса Роса. Ну и дать несколько ценных советов.
Хотя бы вот такой. Поскольку грегари команды в этом составе не так сильны в горах, нужно искать союзников в других коллективах. Стараясь «угадать» сильнейшего на данном этапе соперника, нужно следовать за ним повсюду. Он-то и может «вывезти» к желанной цели (что и получилось на Дзольдо Альто).
Пока Саво превосходит самые смелые ожидания своего «играющего тренера». Не только в тактике, но даже и в технике проглядывает почерк Армстронга. Работа на относительно легкой передаче позволяет ему оставаться очень мобильным и мгновенно реагировать на изменение ситуации. 95 оборотов в минуту в гору в течение двух десятков километров — раньше Паоло на такое способен не был. Большинство его соперников неспособно и поныне.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Супермногодневка серии «Про-тур» по дорогам Италии (20 этапов)
15-й этап. Вилла ди Тирано – Лиссоне (154 км). 1. Петакки (Италия, Фасса Бортоло) – 3:32.41. 2. Цабель (Германия, Т-Мобайл). 3. Беттини (Италия, Квик Степ). 4. Кадамуро (Италия, Домина Ваканце). 5. Вила (Италия, Фасса Бортоло). 6. Грилло (Италия, Керамика Панариа)… 27. Ди Лука (Италия, Ликугас-Бьянчи). 28. Саволделли (Италия, Дискавери)… 30. Куакьолли (Италия, Креди Агриколь). 31. Чьони (Италия, Ликугас-Бьянчи)… 33. Симони. 34. Кунего (оба – Италия, Лямпре-Панариа). 35. Селла (Италия, Керамика Панариа)… 47. Петров (Россия, Лямпре-Каффита)… 49. Колобнев (Россия, Рабобанк)… 54. Карпец (Россия, Ильс Балеарс)… 61. Гончар (Украина, Домина Ваканце) – у всех время победителя… 104. Бассо (Италия, Си-эс-си) – отставание 0.31.
Общий зачет. 1. Саволделли – 70:54.09. 2. Ди Лука – отставание 0.25. 3. Симони – 1.48. 4. Мануэль Гарате – 2.11. 5. Рухано Гуиллен – 2.18. 6. Куакьолли – 3.25. 7. Гончар – 4.05. 8. Селла – 5.50. 9. Чьони – 6.40. 10. Карпец – 6.44… 13. Кунего – 8.03… 24. Колобнев – 19.55… 30. Беттини – 33.03… 36. Бассо – 39.53. 37. Петров – 41.43.