Злая правда «заголодавшего» Ивана Бассо. Доктора умоляли его сойти, но он продолжал крутить педали
ВЕЛОШОССЕ
«ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ»
«Советский спорт» продолжает знакомить читателей с героями и драматическими сюжетами супермногодневки.
ЧЕМ ОТРАВИЛСЯ «ИВАН ГРОЗНЫЙ»
Ко второму дню отдыха в миланском пригороде Лиссоне, городке мебельщиков и увлеченных велосипедистов-любителей, переменчивая фортуна вывела из игры еще одного записного фаворита. Вслед за Дамиано Кунего в глубины таблицы провалился его дуэльный соперник Иван Бассо, чья драма не оставила равнодушными даже болельщиков из стана соперников. Еще за три дня до этого эксперты называли итальянца не иначе, как «Иваном Грозным», новым царем «Джиро»: на подъеме к Дзольдо Альто, впервые в своей карьере надев розовую майку лидера, он играючи расправлялся с конкурентами. Что же произошло потом?
Доктор команды SCS назвал причину крушения. Простую и нелепую. На второй день штурма Доломитовых Альп Бассо наглотался студеной воды из бачка (в пластмассовой бутыли она вряд ли была выше семи градусов). А иммунитет, как известно, оставляет желать лучшего на фоне экстремальной усталости и пиковой функциональной готовности. В желудке Бассо проснулся вирус, который попросту заблокировал пищеварение.
Тренеры, впрочем, грешат еще и на яичницу, которую за завтраком положили себе в тарелки, помимо Бассо, два гонщика и массажист. Все трое тоже почувствовали себя плохо, но последствия были менее серьезными.
Такие инциденты случаются на многодневках периодически. На прошлогодней «Вуэльте» пищевое отравление буквально «выкосило» могучую команду «T-Mobile» во главе с Александром Винокуровым. Единственным гонщиком, способным продолжать борьбу, оказался Кэдел Эванс, который не стал есть за обедом полюбившийся всем рыбный салат. Очевидно, таким образом судьба вернула ему должок за конфуз на «Джиро»-2002, тоже связанный с питанием. Тогда знаменитый в прошлом маунтинбайкер, перехватив розовую майку у ветерана Хеппнера, настолько увлекся борьбой на решающем горном этапе, что забыл вовремя пополнить запас калорий. И – «заголодал». Победителем гонки стал Савольделли, а Эванс едва докатил до финиша.
КАК ГОЛОДАЮТ НА ЭТАПЕ
Голодание на этапе не имеет ничего общего со здоровым чувством голода в повседневной жизни. Как правило, гонщики перед стартом едят не очень плотно – на полный желудок ускорения в гору совершать, мягко говоря, некомфортно. А потому уже в середине первой сотни километров начинают методично питаться по схеме, за которую ратуют диетологи, – часто и понемногу. Хотя все остальное повергнет медиков, далеких от большого спорта, в шок – в традиционное для прочих граждан обеденное время велосипедисты (на скорости 60 км/ч и согнувшись в три погибели) жуют маленькие бутерброды, булки с джемом, батончики мюсли, сухофрукты, запивая все это соком, а то и просто водой. Шанс обстоятельно пожевать горячую пищу предоставляется только вечером, после финиша.
Разумеется, персонал команд, собирая перед этапом сумки-музетты (так в Италии называются еще и торбы с овсом, которые вешают на морду лошади), старается разнообразить их содержимое и учитывать вкусы гонщиков. Но факт остается фактом: питание всухомятку – верный спутник шоссейника. И это гораздо лучше, чем, пропустив момент, когда начинает посасывать под ложечкой, через некоторое время с ужасом ощутить: ноги ватные, энергия мгновенно ушла вместе со сгоревшими калориями и в следующую гору нет сил идти даже пешком. Подкрепляться уже бесполезно – поможет только многочасовой крепкий сон. Это и называется емким велосипедным словечком «заголодал».
А теперь представьте, каково было Бассо, истощенному рвотой, крутить педали на высоте под три километра в течение семи часов, «заправившись» двумя бананами и чаем с медом (вот и все, что нехотя принял его организм). Немыслимо!
ПЕРЕВАЛ МУЖЕСТВА
На вершине перевала Пассо делло Стельвио Бассо и эскорт его товарищей по команде остановились. Секундомер продолжал отсчитывать время отставания от Савольделли, но это было уже не важно: шансы занять призовое место в общем зачете улетучились вслед за облаками, плывущими мимо вершин Ортлер и Гран Дзебру. Бьярне Риис надел на продрогшего Бассо ветровку – предстоял спуск в долину, навстречу пронизывающему ветру, а затем штурм еще одного перевала за два километра высотой. «Иван, надо сходить с гонки, – пытался убедить доктор команды. – Эти мучения ни к чему не приведут». «Если я поеду до финиша не своим ходом, то только в машине «скорой помощи», – тихо и упрямо процедил Бассо, – в «техничку» я не сяду».
Он пришел в Ливиньо на сорок с лишним минут позже лидеров. На самом тяжелом в его карьере перевале болельщики сопровождали мучительный подъем Бассо нескончаемыми аплодисментами и приветственными возгласами. Он вернулся из боя на щите, но не сдался.
Между тем многие вполне здоровые гонщики, присмотревшись внимательнее к альтиметрической схеме этапа, даже не вышли на старт. Дружное трио австралийских спринтеров (хотя и представляют они разные группы) унеслось по скоростной автостраде подальше от альпийских хребтов: О’Грейди так и не нашел себя в этой гонке; Кук отбыл залечивать ссадины, полученные по милости Беттини («Советский спорт» подробно рассказывал об их драматическом споре на финише одного из первых этапов); МакЮэн, несмотря на то, что шел лидером в очковой классификации, отправился просто отдыхать перед следующими стартами. Главный аргумент всех трех – нужно как следует восстановиться к «Тур де Франс».
Бассо тоже собирается стартовать в этой великой гонке, и отнюдь не в качестве туриста. «Иван, ты выиграешь «Тур»!» – с отчаянной верой кричат ему в эти дни болельщики. Сойди он сейчас, оправдать их доверие было бы легче. Но надо знать Бассо: он носил бы эту занозу в сердце много месяцев или даже лет. Самому себе он врать так и не научился, зато сейчас может с полным правом сказать: я сделал все, что мог. В конце концов, какие его годы? В 27 Индурайн выиграл лишь первый свой «Тур», а спортивный директор Риис сделал это, когда ему было за 30.
Неудержимая журналистская тяга к штампам поначалу подталкивала назвать Ивана Бассо главным разочарованием «Джиро». Но это было бы несправедливо. Он стал одним из главных героев гонки. И день отдыха во вторник заслужил как никто другой.
КТО ВО ЧТО ОДЕТ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Розовая майка
Генеральная классификация (гонку продолжают 159 гонщиков из 208)
1. Саволделли (Италия, Дискавери) – 70:54.09. 2. Ди Лука (Италия, Ликугас-Бьянчи) – отставание 0.25. 3. Симони (Италия, Лямпре-Каффита) – 1.48. 4. Мануэль Гарате (Испания, Сонье Дюваль) – 2.11. 5. Рухано Гуиллен (Венесуэла, Селле Италия) – 2.18. 6. Куакьолли (Италия, Креди Агриколь) – 3.25. 7. Гончар (Украина, Домина Ваканце) – 4.05. 8. Селла (Италия, Керамика Панариа) – 5.50. 9. Чьони (Италия, Ликугас-Бьянчи) – 6.40. 10. Карпец (Россия, Ильс Балеарс) – 6.44… 13. Кунего (Италия, Лямпре-Каффита) – 8.03… 24. Колобнев (Россия, Рабобанк) – 19.55… 30. Беттини (Италия, Квик Степ) – 33.03… 36. Бассо (Италия, Си-эс-си) – 39.53. 37. Петров (Россия, Лямпре-Каффита) – 41.43… 159. Ван Хоут (Голландия, Селле Италия) – 3:12.56.
Пурпурная майка
Спринтерская классификация
1. Беттини – 142 очка. 2. Петакки (Италия, Фасса Бортоло) – 129. 3. Ди Лука – 123. 4. Саволделли – 90.
Зеленая майка
Горная классификация
1. Рухано Гуэллен – 107 очков. 2. Парра (Колумбия, Селле Италия) – 55. 3. Хиль Перес (Испания, Либерти Сегурос) – 21. 4. Мануэль Гарате – 20. 5. Бассо – 18. 6. Саволделли – 17.
Командная классификация
1. Ликугас-Бьянчи (Италия) – 212:58.20. 2. Лямпре-Каффита (Италия) – отставание 5.50. 3. Домина Ваканце – 6.49... 6. Ильс Балеарс (Испания) – 42.23… 12. Рабобанк (Голландия) – 1:25.24… 17. Дискавери (США) – 2:24.55. 18. Си-эс-си (Дания) – 2:46.19.