Свои среди своих. Почему в Италии любят российских гонщиков?
ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
СОБЫТИЕ ДНЯ
Наши велосипедисты редко поднимаются на подиум супермногодневки, но достойно выполняют в пелотоне свои задачи.
В середине прошлого года итальянский журнал «Bicisport», славящийся солидным объемом и таким же стилем подачи материала, опубликовал иллюстрированный список лучших, по мнению редакции и читателей, гонщиков ХХ столетия. В элитном клубе больше всех мест досталось итальянцам (разумеется) и велосипедистам из стран Бенилюкса; далее следовали французы и испанцы. Но для меня было приятным сюрпризом увидеть фото сразу четверых россиян – Сергея Сухорученкова, Вячеслава Екимова, Евгения Берзина и Павла Тонкова (к россиянам журнал отнес еще и молдавско-украино-российского бельгийца Андрея Чмиля, безусловно, выдающегося классика-однодневщика, хотя его, скорее, нужно было представить гражданином мира).
ПЕТРОВ ПОМОГАЕТ ЛИДЕРАМ…
Гонщики из нашей страны, начавшие обживать мир профессиональных туров лишь в конце 80-х, за полтора десятка лет завоевали на Апеннинах безусловный авторитет. Итальянские болельщики (в отличие, например, от американцев) ценят в первую очередь не количество, а красоту побед, класс спортсмена, масштаб личности – именно поэтому в журнале соседствуют триумфатор (1996) и призер нескольких «Джиро» Тонков и олимпионик Москвы, лишь под занавес карьеры появившийся в профи Сергей Сухорученков. Заметьте – никаких рейтинговых мест, все равны.
Почему итальянцы симпатизируют русским? Мои коллеги из солнечной страны находят этому разные объяснения – от банальных (схожесть характеров, творческий склад ума, преобладание эмоций над расчетом) до оригинальных (тамошняя непреходящая популярность коммунистов, которые по-прежнему символизируют для многих постсоветское пространство). А вот тому, почему именно на итальянских супермногодневках наши добились наибольших успехов, есть совершенно объективные причины.
Дорога в профессиональную элиту пролегает для большинства именно через Италию. Здесь проводится гигантское количество гонок, имеющих богатые традиции и не обделенных вниманием прессы; здесь разнообразный рельеф, благоприятные погодные условия – потому тренеры еще с юниорских лет стараются пристроить своих талантливых воспитанников на стажировку в итальянские команды.
«Легендарная любительская группа» – такой формулировки не встретишь ни в одной стране мира. Евгений Петров, экс-чемпион мира в групповой гонке и раздельном старте среди «андеров» (гонщиков до 23 лет), в пору велосипедной юности представлял «San Pellegrino». Пораженные его достижением на чемпионате менеджеры наперебой стали предлагать заманчивые варианты первого контракта – в итоге он выбрал «Mapei», на тот момент сильнейшую профессиональную группу мира. Нынешнюю «Джиро» он едет грамотно, защищая от неприятностей лидеров «Lampre» Симони и Кунего, как говорят в велоспорте, «довозя» их до гор. А это значит – брать поток встречного ветра на себя, работать, не сменяясь, десятки километров. Увы, такая должность делает Петрова для большинства телезрителей «бойцом невидимого фронта», в самых ярких эпизодах Евгений участия не принимает, поскольку до этого, трудясь на благо команды, выкладывается полностью.
КОЛОБНЕВ АТАКУЕТ НА СПУСКЕ…
Нынешнему чемпиону России в групповой гонке Александру Колобневу в голландском «Rabobank» предоставлена несколько большая свобода импровизации. Команда, прибывшая в Италию без ярких звезд и недавно лишившаяся единственного ярко выраженного горовосходителя Михаэля Расмуссена (бывший чемпион мира по маунтинбайку сошел, так нигде себя и не проявив), дает возможность молодежи попробовать преодолеть трехнедельный тур от старта до финиша, по мере сил проявляя активность. У Александра, ранее (когда выступал за итальянскую «Domina Vacanze») считавшегося, в первую очередь, талантливым однодневщиком, дебют получается убедительным – он не только идет в тридцатке сильнейших, «выживая» на заснеженных перевалах, но и старается быть заметным. На 14-м этапе, самом тяжелом горном марафоне из преодоленных до сего дня, Колобнев отчаянно атаковал из основной группы на спуске, в этот момент очень напоминая своего земляка Дмитрия Конышева (нижегородца, выигравшего в 2000 году пурпурную майку лучшего спринтера, а ранее, в 1997-м – голубую за победу в классификации «Интерджиро).
…А КАРПЕЦ ЖДЕТ «РАЗДЕЛОК»
Ну а сильнейшим из россиян на «Джиро»-2005 остается Владимир Карпец. Питерский гонщик, питомец «Локомотива», несколько выпадает из вышеприведенной схемы «через итальянские перевалы – к звездам». Как и все воспитанники Александра Кузнецова, в юности он прекрасно выступал на полотне трека, входя в квартет сборной страны в командной гонке преследования. Но уже в 2000 году Александр Анатольевич заметил: «Этот парень на треке долго не задержится. Ярко выраженные шоссейные данные».
Питерская группа, несколько лет фигурировавшая в протоколах под именем «ИТЕРА», до сих пор на сборах и соревнованиях колесит не по итальянским, а по испанским серпантинам. Потому Карпец был постоянно на глазах у тренеров «Illes Balears», бывшей «Banesto».
Руководство команды было поражено похожестью Владимира на величайшего из гонщиков этой команды за всю долгую историю ее существования – Мигеля Индурайна. Рослый, мощный, но при этом прекрасно едет в горах, а уж в «разделке» и вовсе чувствует себя как рыба в воде. Менеджеры испанской группы успокоились, лишь когда Карпец оказался связан с нею контрактными обязательствами. Уже в прошлом году, в возрасте неполных 24 лет, Владимир становится известен не только специалистам, едва не победив на многодневке высшей категории «Тур Каталонии» и завоевав белую майку лучшего молодого гонщика «Тур де Франс». В этом сезоне – знакомство с коварными трассами «Джиро». Промежуточный итог – шестое место во флорентийском раздельном старте и девятое – в общем зачете, после преодоления тяжелейших этапов в Трентино-Альто-Адидже и Ломбардии. Эксперты награждают Карпеца 6,5 балла – за дебютный старт на «Джиро» подобную оценку получали немногие, например, Марко Пантани.
Еще одной возможностью удивить видавших виды итальянцев для Карпеца стала вторая на «Джиро» «разделка». Владимир реализовал ее практически на сто процентов.
info@sovietsport.ru