Александр Винокуров: Чувствую себя победителем. Удачный финиш на Елисейских Полях помог казахстанцу забыть о разочарованиях «тура»
ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС
Александр Винокуров после Лэнса Армстронга – самая яркая фигура завершившейся супермногодневки «Тур де Франс». Победитель труднейшего горного этапа и триумфатор гонки на Елисейских Полях в последнюю неделю был востребован не меньше, чем Железный Лэнс. Корреспондент «СС» охотился за Вино три дня кряду и поймал буквально накануне его вылета из Парижа домой в Германию.
В день заключительного этапа «Большой петли» в стартовом городке с утра царила атмосфера праздника. Пусть впереди гонщиков ждали 144 километра дороги, но практически все были настроены на мирное путешествие к Елисейским полям, торжественный проезд по парижским бульварам и автострадам. А потом – праздничный банкет, который каждая из команд устраивает отдельно от общих гуляний: такова неписанная традиция «Тура».
К автобусу немецкой «Т-Мобайл» гонщики команды подъехали всего за час до старта. Это выглядело странным, ведь на подготовку к отправке на предыдущих двадцати этапах у них уходило по два, а то и по три часа (массаж, разминка, проверка техники, процедура регистрации…). Видно, и вправду предстоящая гонка воспринималась ими как дружеская прогулка.
– Ну уж нет! Посмотрим, чья сегодня возьмет, – усмехался один из номинальных лидеров группы Александр Винокуров. – Быть первым в Париже – особый шик. И все этого очень хотят. Впрочем, не знаю, как остальные, а я сегодня буду ехать на победу.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Примечательно, что шедшего третьим в генеральной классификации Яна Ульриха, с которым Александр дружен, – он даже приглашал немца на охоту к себе в Казахстан, – при прохождении микст-зоны не потревожил ни один журналист. Зато Винокуров выдержал форменную атаку СМИ и провел в живом коридоре около 15 минут, раздавая автографы и общаясь с прессой. Оно и понятно – страсти вокруг его разрыва с немецкой группой и поиска новой команды стали главной темой последней недели «Тура». Шансов обстоятельно поговорить с ним мало даже у телевизионщиков. Что уж говорить о пишущей братии.
– Саша, – умоляю я, – поговорим хотя бы после финиша?
– Конечно, побеседуем. Правда…не знаю, получится ли. Сегодня ведь награждение, вечеринка, другие мероприятия…
– Победы! – желаю я Вино в унисон с моими французскими коллегами.
– Мерси, – благодарит Алекс и скрывается за затемненными окнами «базового» автобуса.
Редкий случай, но в этот воскресный день в победу Вино, похоже, верили все.
Свой второй этап на «Туре» Александр выиграл фирменным затяжным ускорением, противопоставить которому соперники в очередной раз ничего не смогли.
После своего феерического финиша на Елисейских Полях он скажет: «Я не мог поверить в то, что преодолел финишную линию первым. Испытал невероятное чувство. Наверное, именно это и называется человеческим счастьем, когда есть возможность вот так утолить жажду и амбиции.
ВИНО ВМЕСТО КАЙЗЕРА
Наутро французские газеты вышли с заголовками: «Винокуров своей атакой посмеялся над спринтерами», «Вино – рожденный атаковать», «Вино вместо Кайзера» (имеется в виду Ульрих, который так и не показал на «Большой петле» что-нибудь запоминающееся).
На замечание журналиста «Либерасьон», какой, дескать, будет «Тур» после ухода Армстронга, ответный хор газет уже прочит в короли именно Винокурова. Вот только в чьей майке будет выступать Алекс, вопрос пока открытый. И здесь у всех могут быть только предположения.
…В день своего триумфа Александр был нарасхват. Интервью с телевизионщиками, фуршет в компании мэра Парижа, князя Монако Альберта и других высоких особ. В конце вечера его доставили в посольство Казахстана, а оттуда – в новое место дислокации «Т-Мобайл». Наша с ним короткая беседа состоялась глубокой ночью, если не на рассвете.
– Знаете, после финиша на Елисейских Полях прошло 8 часов, но эмоции до сих пор переполняют меня. Даже чувствую себя настоящим победителем «Тура». Не зря все-таки говорят, что триумф на этапе в Париже стоит победы во всей многодневке. А ведь я до последнего метра не верил, что меня не «накроют». Ехал-то на одних эмоциях – физических сил было маловато для серьезного рывка.
«МНЕ НЕ СТЫДНО ЗА СВОЮ РАБОТУ»
– 20 бонусных секунд, заработанных на Елисейских Полях, помогли вам обойти в генеральной классификации Леви Лейфеймера. Вас это радует?
– Про это мне уже в третий раз говорят, но я всякий раз слышу: это будто впервые. Честно говоря, для меня это не имеет никакого значения. Особенно сейчас, когда «Тур» закончился, 6-е или 7-е место – какая разница? Гораздо важнее для меня то, что я выиграл этап, который за десять последних лет разыгрывали между собой исключительно спринтеры. А я сумел обойти их.
– На этом «Туре» вы предпринимали немыслимое количество атак. Иногда они казались авантюрными и неоправданными. Вы готовите их или решение приходит к вам в голову спонтанно?
– Решение атаковать я принимаю, когда чувствую в себе силы. Да и обстановка должна быть подходящей. В этом году эти обстоятельства совпадали чаще, чем в прошлом. Сыграли свою роль и амбиции. После прошлогодней победы на этапе хотелось сделать шаг наверх. В какой-то мере это удалось. Как бы то ни было, за работу в прошедшие две недели мне не стыдно.
– Вы уже думаете о том, за что будете бороться в следующем году? Вас прочат в наследники Армстронга.
– Я рассчитываю подняться на итоговый подиум «Тура». Впрочем, такой взгляд на гонки в целом характерен для меня. Выходя на старт, всегда рассматриваю победу как программу-максимум. Так уж меня воспитали с детства. Помню, на финише горного этапа в Куршевеле я был вторым. Многие подходили ко мне, поздравляли, но сам я не чувствовал никакого удовлетворения. Так и на следующий «Тур» поеду для того, чтобы победить.
– В составе какой команды вы собираетесь бороться за желтую майку короля «Большой петли»?
– Уже в сто первый раз за сегодняшние сутки отвечаю: этого я пока не знаю.