Велошоссе. Золотой проблеск Меньшова. Российский велосипедист выиграл первый этап супермногодневки
ВЕЛОШОССЕ
ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ
Первый этап испанской «Вуэльты» принес праздник на улицу российских любителей велоспорта. Денис Меньшов одержал первую в сезоне победу на этапах «Гранд Туров» и стал обладателем золотой майки лидера генеральной классификации. И пусть уже на втором этапе австралиец Брэдли МакГи потеснил нашего гонщика с первой строчки, подобное начало супермногодневки – свидетельство здоровых амбиций россиянина.
Когда чуть менее года назад Денис Меньшов подписал контракт с голландским «Рабобанком» и руководство команды во всеуслышание заявило, что приобретает россиянина с прицелом на генеральную классификацию «Тур де Франс», эта новость скорее встревожила, чем обрадовала. Слишком свежа была в памяти судьба его предшественника – американца Леви Лефаймера. Впечатленные его восхождением на итоговый подиум «Вуэльты-2001», голландцы понадеялись, что миниатюрный «раздельщик» станет той самой палочкой-выручалочкой, ухватившись за которую они сумеют выбраться из трясины скромных результатов на многодневках. Но, перебравшись к ним из «Ю. Эс. Постал», американец как-то сник, груз ожиданий как будто придавил его к полотну шоссе… В итоге в начале нынешнего сезона он очутился в немецком «Герольштайнере», и его карьера сразу пошла в гору – только три года оказались из нее практически выброшенными.
МЕНЬШОВ ВЫЛЕЧИЛСЯ В ОРЛЕ
Как-то совсем не хотелось, чтобы молодой российский талант повторил его судьбу. Ведь в «Балеарских островах» он был почти как дома, руководство, знакомое с Денисом еще со времен его выступлений за молодежный состав «Банесто», верило в его звезду и не собиралось требовать немедленных успехов – но они приходили, и все более внушительные: белая майка «Тур де Франс», победа на «королевском» этапе «Дофине Либере» с восхождением на убийственную Мон Венту, наконец, триумф в общем зачете «Тура Страны Басков».
Судя по началу сезона, в «Рабобанке» осознали, что с дарованиями нужно обращаться бережно. Гоночные нагрузки были невелики, россиянина хотели подвести к «Тур де Франс» по «стратегической схеме Лэнса Армстронга» – не размениваться на промежуточные задачи, все гонки рассматривать как подготовительные к главной.
Репетиция в виде «Тура Романдии» прошла с блеском, принеся третье место. И все старания в итоге пошли прахом, поскольку на «Большой петле» вмешались факторы, повлиять на которые не может даже самый дальновидный спортивный директор. Говорят же: главное – здоровье, остальное приложится. Состояние здоровья Меньшова на «Туре» с самого старта оставляло желать много лучшего. Он все же надеялся выздороветь по ходу гонки и оставить в ней свой след хотя бы поближе к финалу, да только заоблачные перевалы – не лучший курорт для лечения инфекции верхних дыхательных путей.
Многие считали, что мучения, продолжавшиеся до самых Елисейских полей, будут стоить Денису сезона. Но неделя, проведенная на родине, в Орле, возымела магическое действие. Уже на «Классике Сан-Себастьян», самой престижной испанской однодневке, Меньшов пошел вперед на своей территории, то есть в горах. Атаку соперникам удалось нейтрализовать, но стало очевидно: дела у Дениса налаживаются.
Однако чтобы в самом начале «Вуэльты» захватить ни разу до этого не примеренную золотую майку? На это не рассчитывал никто, в том числе и сам орловский гонщик, в чем откровенно и признался в многочисленных субботних интервью. Российские велосипедисты вообще исторически не очень дружат с прологами, но у испанского супертура стартовый отрезок в этом году проложен, мягко говоря, не по канонам жанра. Вместо равнинной короткой разделки по городским улицам, где блещут трековики-преследователи да наиболее выносливые из спринтеров, организаторы осчастливили участников штурмом горы третьей категории с последующим скоростным спуском.
ЭТАП В ЧЕСТЬ «ДОН КИХОТА»
Спору нет, декорации для спортивного спектакля были выбраны потрясающие – самое сердце Гранады, под сенью великолепного архитектурного комплекса Альхамбра, дворцы и крепостные стены некогда поражавшие Сальвадора Дали и Федерико Гарсия Лорку (простые же смертные готовы выстаивать в кассы очереди, подобные тем, что в советские времена выстраивались в Мавзолей). Не так давно я изучал окрестности Альхамбры в седле велосипеда и должен заметить, что к вершине огромного холма ведут даже еще более сложные серпантины с не слишком качественным покрытием, но если бы гонка отправилась по ним (не забудьте и об удушающей 35-градусной жаре, единственно возможной погоде для Андалусии в это время года) – пролог, скорее всего, выиграл бы самый худосочный из «горняков». А так был предоставлен шанс и специалистам самых коротких состязаний на шоссе – они, к слову, не подкачали: бельгиец Рик Вербрюгге и австралиец Брэдли Мак Ги оказались рядом с Денисом, но минимальное преимущество осталось за ним.
Не успели мы как следует погоревать по поводу замен последнего дня в составах «Т-Мобайл» и «Си-Эс-Си», из-за чего Россия потеряла двух из пятерых своих представителей – Сергея Иванова и Владимира Гусева, как уже, забыв все печали, с оптимизмом смотрим в будущее. Но смелые прогнозы делать рановато, не случайно и сам Меньшов говорит, что не склонен опережать события. «Рабобанк» прислал загадочный, довольно пестрый состав – неведомо, насколько эффективно сможет команда защищать своего капитана. Для начала надо миновать без злоключений холмистую равнину Ла Манчи (к слову, организаторы посвятили один из этапов 400-летию выхода в свет первого издания «Дон Кихота»). Там, как и почти полвека назад, гуляют сильнейшие боковые суховеи, они рвут группу на несколько больших кусков, которые часто так и не воссоединяются до финиша этапа; стоит только зазеваться – и окажешься в окружении попутчиков, на многое не претендующих. В общем, продолжаем стучать по дереву – однажды на нынешней «Вуэльте» это нам уже помогло.
ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ
60-я Супермногодневка серии «Про Тур» (21 этап)
1-й этап. Гранада (гонка с раздельным стартом на 7 км). 1. Меньшов (Россия, Рабобанк) – 9.45. 2. Вербрюгге (Бельгия, Квик Степ) – отставание 0.01. 3. МакГи (Австралия, Франсез де Же) – 0.03. 4. Састре (Испания, Си-эс-си) – 0.07. 5. Даниэльсон (США, Дискавери) – 0.12. 6. Молина (Испания, Комунидад Валенсиана) – 0.13. 7. Эрас Эрнандес (Испания, Либерти Сегурос) – 0.15…10. Симони (Италия, Лямпре-Каффита) – 0.20…19. Азаведу (Португалия, Дискавери) – 0.24. 20. Гонсалес Хименес (Испания, Эускалетль-Эускади) – 0.26. 21. Мансебо (Испания, Ильс Балеарс) – то же время…38. Беттини (Италия, Квик Степ) – 0.33…44. Севилья (Испания, Т-Мобайл) – 0.36…82. Цабель (Германия, Т-Мобайл) – 0.46…101. Петакки (Италия, Фасса Бортоло) – 0.51…138. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – 1.02…170. Хусховд (Норвегия, Креди Агриколь) – 1.16…193. Колобнев (Россия, Рабобанк) – 1.37.
2-й этап. Гранада – Кордоба (189,3 км). 1. Бертаньолли (Италия) - 4:52.27. 2. МакГи. 3. Флеша (Испания, Фасса Бортоло). 4. Вмла Эррандонеа (Испания, Лямпре-Каффита). 5. Аркос (Испания, Либерти Сегурос). 6. Карехета (Испания, Боувояж Телеком) – у всех время победителя…11. Цабель – отставание 0.44. 12. Хусховд (Норвегия)…44. Беттини…46. Мансебо…48. Меньшов…66. Симони – у всех то же время…78. Бочаров - 1.19…
Общий зачет. 1. МакГи – 5:02.01. 2. Бертаньолли – отставание 0.22. 3. Флеша - 0.31. 4. Аркос – то же время. 5. Эррандонеа - 0.32….9. Меньшов - 0.55…16. Симони - 1.15…21. Мансебо – 1.21…28. Беттини - 1.28…74. Бочаров - 2.32…150. Колобнев - 10.38