Велошоссе. Реконкиста Эраса. Объединившись на ключевом этапе, испанцы отняли у Дениса Меньшова золотую майку лидера
ВЕЛОШОССЕ
«ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ»
СОБЫТИЕ ДНЯ
То, чего так опасались российские специалисты и все, кто симпатизировал Денису Меньшову, произошло на 15-м этапе в холодный сентябрьский ливень на изматывающем, почти 40-километровом подъеме на Вальгранде Пахарес. «Либерти Сегурос», объединившись с другими испанскими группами, сумела-таки «отцепить» лидировавшего до вчерашнего дня в общем зачете Дениса Меньшова от трехкратного победителя «Вуэльты» Роберто Эраса. Лишенный командной поддержки, Меньшов потерял и шансы на общую победу.
Суровые пики Северной Астурии подпирают хмурое небо, напоминая о тяжелых и славных днях в истории Испании. Ковадонга — святые места, еще в средние века сюда толпами шли паломники — именно здесь начиналась Реконкиста, именно здесь испанские войска под предводительством Пелайо разгромили мавров, так и не дав им продвинуться дальше на север.
С 1983 года эти горы успела запечатлеть и велосипедная история. Имена покорителей Лагос де Ковадонга испанские болельщики помнят назубок: Лехаретта, Дельгадо, Жалабер, Тонков, Зинченко. Наши ребята выиграли в 1997-м и 2000-м — оба раза в великолепном стиле («вымучить» здесь победу невозможно, не позволит профиль главного перевала, кто «встал» на крутом участке, того настигнут мгновенно). Примерить традиционную черную астурийскую «пилотку» на заоблачном пьедестале — мечта многих. Но еще более желанная цель — надеть желтую майку или хотя бы подняться на подиум в Мадриде.
УРОК ИНДУРАЙНА
В минувший уик-энд, когда сюда пришла «Вуэльта»-2005, в аналогичном положении оказался российский армеец Денис Меньшов, который, и мы много раз это видели в прошлые годы, способен выигрывать такие этапы. Но сегодня в свои 27 лет (для профессионального велоспорта — возраст, когда еще только приближаются к главным достижениям) наш гонщик умеет жертвовать возможностью устроить яркое шоу ради великой цели.
Он уже очень давно колесит по этим дорогам и стал отменным стратегом. Строго дозируя затраты сил, Денис тенью следует за самым грозным конкурентом, Роберто Эрасом. Оруженосцы испанца разгоняют группу в подъем до нереальных 40 км/ч, капитан «Либерти Сегурос» постоянно варьирует темп — не помогает. При каждом взгляде из-под согнутых локтей назад он видит рядом золотую майку лидера. И пусть некоторые местные журналисты недовольно морщатся даже не от обиды за Эраса, а от того, что, по их мнению, тактика Меньшова так же «скучна», как в свое время тактика Мигеля Индурайна.
Выходец все из той же «Банесто», россиянин с юниорских лет выучил, как выживать на шоссе, если ситуация превращает тебя в «одинокого волка».
Думаю, спортивный директор «Рабобанка» за эти дни не раз вспоминал, какие опытные универсалы-многодневщики вписаны в зарплатную ведомость команды: Деккер, Богерт… Сейчас теоретики спорят: не стоило ли дать им возможность восстановиться в августе после трехнедельных баталий на «Тур де Франс» и выйти на «Вуэльту» во всеоружии рядом с Денисом? Но тогда бы пришлось выставлять второй эшелон на принципиально важный для спонсора «Тур Бенилюкса». Вряд ли бы менеджмент пошел на такой риск, да и кто мог гарантировать, что ставка на Меньшова сыграет в Испании? Создается впечатление, что на способность Дениса сражаться за первое место не рассчитывал никто — ни свои, ни соперники.
ЭРАС ВОЗРОЖДАЕТСЯ
Теперь приходится проявлять изобретательность. Приняв во внимание, что в пелотоне до решающих событий никто, кроме Меньшова, не доживает, руководство «Рабо» решило попробовать в горах Астурии несложный, но зачастую действенный тактический ход. Голландец Брам де Грот успел зацепиться за ранний перспективный отрыв, сел за последним колесом и стал выжидать.
Отрыв, как и предполагалось, держался до последней горы, рассыпался на трудном уклоне; когда его настигли главные действующие лица гонки, задачей голландца было встать рядом с Меньшовым и подстраховывать его. Все было сделано в полном согласии с теорией, но на практике темп фаворитов де Грот поддерживал лишь несколько мгновений. Как раз перед этим начал свою атаку Карлос Састре, и было бы идеальным вариантом, если бы грегари «Рабобанка» повис мертвым грузом за одним из главных соперников Меньшова, пока Денис следил за Эрасом. Только де Гроту было не до Састре — очередной поворот серпантина окончательно скрыл от его взгляда лидеров.
Чувствуя себя гораздо лучше, чем на куда более высоких, хотя менее крутых перевалах Пиренеев, дон Карлос сразу ринулся в бой. Он все же несколько поспешил, атаковав от подножия перевала, и темпа на всю огромную гору не хватило. Меньшов даже не думал бросаться за ним в погоню. Он видел гонку насквозь (вспомните интервью): Састре почувствовал слабость идущего третьим в «генерале» Франсиско Мансебо, и главной задачей было убежать как можно дальше именно от него. Это удалось, и Карлос вновь вышел на третью строчку.
Но если Меньшов выигрывал у гонщика из «Си-эс-си» почти две минуты, то Роберто Эрас вдвое меньше, поэтому трехкратный чемпион просто вынужден был возглавить преследование, иначе недолго и второе место потерять. Несмотря на боль в травмированном на 12-м этапе колене, он почти настиг Састре, от чего косвенно выиграл и Денис.
НЕПОБЕДИМАЯ АРМАДА
Увы, этот локальный успех стал последним, на что хватило россиянина в астурийских горах. В воскресенье «Либерти Сегурос», в очередной раз взвинтив темп и объединившись с другими испанскими командами, сумела найти средство в борьбе с лидером.
Скрытый сговор «против Меньшова» в воскресенье заметил бы и дилетант. Все было расписано как по нотам. В отрыв уехала большая группа из почти 40 гонщиков. Ехавшие в ней не могли рассчитывать на что-то серьезное в генеральной классификации. Они и не рассчитывали.
На верхней точке перевала Альто Де Ла Колладелла их преимущество над пелотоном составляло почти три минуты. Именно в этот момент от основной группы отделились Эрас, Меньшов, Састре, Мансебо. Стало очевидно, что лидеры начинают действовать.
Немногочисленная свита Меньшова (на сегодняшний день гонку продолжают лишь четверо гонщиков «Рабобанка») к тому времени осталась уже далеко позади. Денису оставалось лишь придерживаться той тактики, что приносила ему успех на протяжении двух минувших недель: садиться за спину Эрасу и терпеть.
Понимавший, что «в горе» россиянин его не отпустит, Эрас предпринял рискованную атаку на длинном спуске и сумел добиться пока небольшого, 20-секундного просвета.
В компании с Меньшовым остаются Састре и Мансебо, которым нет будто бы никакого резона отпускать знаменитого соотечественника, но… Они словно соглашаются с этим побегом.
Меньшов раз за разом встает во главе этой звездной группы и начинает раскручивать передачу. Но делать это бесконечно он не может – впереди тяжелейшая гора, где угол подъема местами составляет 17 процентов.
Просвет между ним и Эрасом увеличивается до минуты, а группа, которая начинает карабкаться на последнюю вершину, в эти секунды стремительно рассыпается. Один за другим от нее отваливаются «случайные» попутчики. Но все (!) грегари из «Либерти Сегурос» продолжают держаться в голове группы, «притормаживая» ее и дожидаясь, когда подъедет их лидер.
И вот Эрас «добирает» отрыв. Разрыв между ним и Меньшовым составляет уже две минуты. Становится очевидно, что с золотой майкой лидера россиянину придется расстаться. Дождавшаяся своего капитана команда снова взвинчивает темп, а временные союзники Меньшова, напротив, начинают «дергать», сбивая темп.
Састре, понимая, что россиянин остается без какой бы то ни было поддержки, начинает решать собственные задачи и убегает от него. Эрас же, разгоняемый своими грегари, все увеличивает отрыв.
Подобно непобедимой армаде, он в сопровождении своих доместиков несется вперед, насколько позволяют это делать 15-процентные подъемы. Меньшов остался один. Одного за другим он добирает отвалившихся от лидирующей группы гонщиков. Но разве это «попутчики» для нашего велосипедиста?! Максимум, что удается сделать Денису, не пропустить вперед Састре в общем зачете.
Теперь наши надежды связаны с заключительной разделкой и с тем, что Меньшову хватит сил сохранить за собой вторую строчку общего зачета. Ну а победы… Они у нашего велосипедиста еще впереди.
60-Я ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ
Супермногодневка серии «Про Тур» (21 этап)
13-й этап. Бургос – Ла Бьен Аперсида (196 км). 1. Санчес (Испания, Эускалтель) – 4:03.40. 2. Перейро Сио (Испания, Фонак) – отставание 0.04. 3. Ардилья Кано (Колумбия, Давитамон-Лотто) – 0.08. 4. Севилья (Испания, Т-Мобайл) – то же время. 5. Хоррач (Испания, Ильс Балеарс) – 0.25. 6. Ластрас (Испания, Ильс Балеарс) – 0.31…9. Куэсада (Испания, Комунидад Валенсиана) – 0.49. 10. Састре (Испания, Си-эс-си). 11. Эрас (Испания, Либерти Сегурос). 12. Мансебо (Испания, Ильс Балеарс). 13. Меньшов (Россия, Рабобанк)…53. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – 2.49…64. Колобнев (Россия, Рабобанк) – то же время.
14-й этап. Нестле Ла Пенилла – Лагос де Ковадонга (172,3 км). 1. Хименес (Испания, Комунидад Валенсиана) – 4:25.36. 2. Куэста (Испания, Сонье Дюваль) – отставание 1.20. 3. Симони (Италия, Лямпре Каффита) – 1.32. 4. Састре – 1.37. 5. Меньшов – 1.44. 6. Эрас – то же время... 8. Севилья – 2.11. то же время…10. Мансебо – 2.36…16. Дэниэлсон – 3.46…45. Бочаров – 7.20…63. Колобнев – 9.29.
15-й этап. Кангас де Онис – Вальгранде Пахарес (191 км). 1. Эрас – 4:53.53. 2. Санчес – отставание 0.32. 3. Паскуаль Родригес (Испания, Комунидад Валенсиана) – 0.46. 4. Скарпони (Италия, Либерти Сегурос) – 2.28. 5. Кано (Колумбия, Давитамон-Лотто) – 3.11. 6. Куэсада – 3.12…9. Састре – 3.47…12. Севилья – 4.45…13. Мансебо – 4.47… 18. Меньшов – 5.17.
Общий зачет. 1. Эрас – 61:47.40. 2. Меньшов – отставание 4.30. 3. Састре – 4.50. 4. Мансебо – 6.45. 5. Куэсада – 8.02. 6. Севилья – 11.16.