Велошоссе. На лихом коне. На этапах «Вуэльты» итальянцы вырабатывают тактику своей победы на чемпионате мира
ВЕЛОШОССЕ
«ВУЭЛЬТ ИСПАНИЯ»
СОБЫТИЕ ДНЯ
После бескомпромиссных «горных сражений» пелотон словно успокоился. Пока лидеры переводят дух в ожидании субботней разделки, на первый план вновь вышли мастера финишного спурта. На равнинных этапах они не просто бьются за победу – спринтеры готовятся к чемпионату мира, который уже не за горами.
На нынешней «Вуэльте» ничто не происходит по принципу «просто так, чтобы было красиво». Все увязано в единую сюжетную линию, возможные повороты которой планировались еще до официальной презентации гонки. Большая часть маршрута (о чем мы уже рассказывали в предыдущих номерах), посвящена Рыцарю печального образа и его автору. Но организаторы не забыли и о героях, живущих ныне. Скажем, о спринтерах, которым уже менее чем через две недели разыгрывать медали мадридского чемпионата мира. На завершающей неделе им предоставлено несколько возможностей проверить себя, в том числе и на трассе мирового первенства. Только дистанция завершающего этапа «Тура Испании» будет вдвое короче, чем гонка неделю спустя. Впрочем, до двадцатого отрезка «Вуэльты-2005» еще, как говорится, дожить надо.
МУЧЕНИЯ СПРИНТЕРОВ
Проблема выживания спринтеров на супермногодневке актуальна всегда. Как не посочувствовать крепким, увесистым ребятам, которые мало того, что совершают подвиг, с пыхтением взбираясь на двадцатикилометровый перевал, так еще и вынуждены помнить о лимите времени. Это итальянцы на своей «Джиро» могли на ходу переписывать регламент ради того, чтобы застрявший в дальнем отвале Марио Чиполлини все-таки остался в гонке — так было выгоднее и болельщикам, и спонсорам, и в конечном итоге самим рефери. В нынешнем туре Испании все намного суровее — если на финише даже самого сложного этапа гонщик показал время, более чем на 18 процентов превосходящее результат победителя, его принудительно отправят отдыхать, будь он хоть трижды коронованный король спринта. Того же не в меру экспансивного Чипо жители Пиренеев раз и навсегда поставили на место, выгнав с гонки 2000 года за драку с Франсиско Сересо, — видите ли, Супермарио показалось, что испанец помешал ему накануне выиграть спринт.
Наследник славы Чиполлини Алессандро Петакки, объективно лучший на сегодня мастер финишного рывка, гораздо более положительный персонаж. С соперниками и организаторами не конфликтует, гонку на середине не бросает. На убийственных горных этапах держится молодцом: на лавры, разумеется, не претендует, но на секундомер посматривает периодически — и прибывает в «группетто» вместе с коллегами по специализации задолго до наступления «часа икс». Когда спрашивают, как работалось в горе, вместо стонов и проклятий слышат следующее: «Полезную работу сделал, потерпел, хорошо потренировался». В день отдыха окончательно привел себя в порядок — и снова в бой.
ВУЭЛЬТУ ЕДЕМ – МАДРИД В УМЕ
Три из шести заключительных этапов тура скроены под спринтеров — по крайней мере, так это выглядит на бумаге. При переносе чертежей в реальность появляются некоторые шероховатости. Те, кто внимательно рассматривал профиль 16-го этапа, заметили, что на последнем километре вдруг вырастает подъемчик. Конечно, не Пахарес и не Лагос де Ковадонга, но для «чистого» спринтера крутоват. С другой стороны, альтиметрия грядущего чемпионата в Мадриде ассоциаций с крышкой стола тоже не вызывает — стало быть, есть резон проверить себя в более сложном, пусть и менее скоростном, спурте.
Проверили. Выяснилось, что, помимо Петакки, достаточной широтой специализации обладает только будущий его «раскатчик» в «Домина Ваканце» Эрик Цабель. Эти двое, хотя и не смогли сразу среагировать на ускорение легковесов, все же успели раскочегариться. Для того чтобы разыграть между собой победу, не хватило десятка метров дистанции. К счастью для олимпийского чемпиона Паоло Беттини,. Малыш-Сверчок пометил на карте этот этап заранее, долго ждал звездного часа, потому и начал свой знаменитый спурт в гору чуть раньше, чем стоило в идеале. Петакки накатывал на него с медленной неотвратимостью оторвавшейся от тепловоза цистерны, но остался вторым. В Мадриде они будут союзниками, и олимпионик, снова набравший ход, Але-джету будет как нельзя кстати. В общем, у итальянцев все превосходно — не проскочили бы только пик формы.
Тот, кого прочат Петакки в главные соперники на чемпионате, еще до астурийских перевалов отправился тренироваться в более спокойной обстановке — что, собственно, было запланировано еще до Гранады и шока в рядах руководства гонки не вызвало. Бельгиец Том Бонен так ничего вразумительного на «Вуэльте» не показал, чему может быть две причины: либо он не торопился форсировать форму и раскрывать карты, либо форсировать и раскрывать по большому счету было нечего. Возможность сделать выводы представится нам скоро.
ПОМНИ ВЕРОНУ!
В принципиальном противостоянии Италия – Испания грядущий чемпионат мира будет иметь особый подтекст. Год назад в Вероне испанец Оскар Фрейре победил в групповой гонке. Больнее уязвить самолюбие жителей Апеннин испанцы просто не могли. Верона неспроста зазвала к себе чемпионат мира. Пятью годами ранее, там же, в Вероне, в 1999-м, Фрейре уже становился чемпионом мира, обманув пелотон «преждевременным» финишным рывком, ставшим в итоге победным.
Трассу прошлогоднего чемпионата мира хозяева проложили таким образом, чтобы исключить повторение грустной истории – многочисленные подъемы должны были исключить массовый финиш, а в отрыв должны были убегать Ди Лука или Кунего. Сценарий всех предшествующих групповых гонок как будто подтверждал правильность избранной тактики – и у женщин, и у юниоров, и у «андеров» (гонщиков до 23 лет) судьбу первого места решали отрывы. Но в судный день колесо фортуны вновь повернулось не в сторону Италии. Намеренно отказавшийся от услуг Петакки тренер сборной Франко Балеррини наверняка кусал локти, глядя на робкие попытки Бассо, Паолини и Кунего что-либо противопоставить испанской когорте, вывезшей Фрейре к третьему в его карьере званию чемпиона мира.
В Мадрид итальянцы едут с жаждой реванша. По сведениям из штаба сборной, карт-бланш будет предоставлен Беттини, который попытается уехать в отрыв, ну а если не удастся – слово возьмет Але-джет.
60-Я ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ
Супермногодневка серии «Про Тур» (21 этап)
16-й этап. Леон – Вальядолид (162,5 км).
1. Беттини (Италия, Квик Степ) – 3:40.56. 2. Петакки (Италия, Фасса Бортоло). 3. Пердигуэро (Испания, Фонак). 4. Родригес Оливер (Испания, Сонье Дюваль). 5. Санчес (Испания, Эускалтель). 6. Кано (Колумбия, Давитамон-Лотто). 7. Цабель (Германия, Т-Мобайл)…10. Эрас (Испания, Либерти Сегурос). 11. Састре (Испания, Си-эс-си)…15. Мансебо (Испания, Ильс Балеарс). 16. Куэсада (Испания, Комунидад Валенсиана). 17. Севилья (Испания, Т-Мобайл). 18. Меньшов (Россия, Рабобанк) – у всех время победителя… 28. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – отставание 0.10… 89. Колобнев (Россия, Рабобанк) – 1.03.
17-й этап. Эль Эспинар – Ла Гранха де Сан Ильдефонсо (165,6 км).
1. Куэсада – 3:51.00. 2. Мансебо – отставание 0.46. 3. Гонсалес (Испания, Фонак) – 0.48. 4. Кано – 1.37. 5. Молина (Испания, Комунидад Валенсиана). 6. Севилья – у всех то же время. 7. Меньшов – 1.40. 8. Састре. 9. Эрас – у обоих то же время…25. Бочаров – 5.04…88. Колобнев – 22.34
Общий зачет. 1. Эрас – 69:21.16. 2. Меньшов – отставание 4.30. 3. Састре – 4.50. 4. Мансебо – 5.51. 5. Куэсада – 6.22. 6. Севилья – 11.13…21. Бочаров – 38.21…65. Колобнев – 1.43.33