В джунглях городских
Вячеслав Устинович, главный тренер по маунтинбайку Федерации велосипедного спорта России.
Прежде чем пересесть в седло навороченного «байка», любому человеку – будь он ребенком или пенсионером — стоит научиться как следует управляться со стандартной техникой. Поэтому сразу приобретать дорогой велосипед я бы не советовал. Во-первых, вы еще не научились полноценно использовать все его ресурсы, а во-вторых, подросток, заполучивший дорогую машину, рискует тем, что ее у него попросту отберут.
Итак, стоимость первого велосипеда не должна превышать 5000 – 6000 рублей.
В современных городах кататься на велосипеде сложно. Лучшим местом для катания является парк, а также загородные лес, поле… Опасность травм там значительно ниже, а простор для фантазии просто безграничен. Каким требованиям должен отвечать ваш первый велосипед?
Колеса должны застегиваться на эксцентрики, а не крепиться на гайках. Такая конструкция обеспечит велосипедисту возможность быстро и качественно осуществить срочный ремонт в дороге, что бывает нередко.
Колеса должны обладать жестким («агрессивным») протектором. Для езды по пересеченной местности это имеет очень важное значение.
Система переключения передач на велосипеде должна быть максимально простой и надежной. Появившиеся в последнее время переключатели, устроенные прямо на ручке руля, позволяющие переключать передачу, не меняя положения рук, возможно, и удобны, но дороги. Переключатели-«монетки», изобретенные более 100 лет назад, – как раз то, что нужно начинающему велосипедисту. Их, кстати, активно используют и многие профессионалы.
Очень желательна подрессоренная передняя вилка. Небольшие бугорки, бордюры, ямы… Мягкий ход в таких условиях — важная составляющая безопасной езды.
Позаботьтесь о хороших колесных крыльях, иначе настроение от катания будет испорчено первой же непогодой, после которой вам придется долго стирать одежду.
Правильно подберите ростовку рамы. Она должна быть рассчитана на ваш рост и, главное, вес.
Обратите внимание на вынос руля. Он должен обеспечивать устойчивость и не дать вам перелететь через себя в самый неожиданный момент.
Не пожалейте средств (это не будет вам стоить дорого) на приобретение подседельных маячков. Велосипед – транспортное средство, и любой транспорт, следующий сзади, должен еще издали это видеть.
Кстати, о седле… Оно должно быть широким и удобным. Особенно это касается детей. После того как будут сделаны первые шаги и вы определитесь с тем, будет велосипед для вас увлечением всей жизни или просто хобби, вы сможете выбрать себе седло, соответствующее специфике вашего катания.
Положение седла на вашем первом велосипеде может регулироваться исходя из удобства. Классической считается высота, при которой максимальный разгиб колена составляет 120 градусов во внутренней части. Однако этим тонкостям вы успеете обучиться, если придете в спортивную школу. Тем же, кто хочет кататься лишь для собственного удовольствия, я дам несколько советов, касающихся их собственной безопасности.
Катайтесь в специальном шлеме и в перчатках. Если позволяют средства, приобретите также специальные туфли и очки, но шлем и перчатки надевайте в обязательном порядке.
Еще одно правило касается падений, без которых у начинающих велосипедистов, к сожалению, редко обходится. Ни в коем случае не выпускайте руль из рук. Этим вы значительно снизите вероятность получения не только травм, но даже ссадин и серьезных ушибов.
Покупая велосипед, многие обращают повышенное внимание на производителя, стараясь игнорировать Китай и Тайвань. Должен сказать, что подобные опасения чаще всего довольно беспочвенны. Практически все известные фирмы – изготовители велосипедов в настоящее время перенесли свое производство в Юго-Восточную Азию, не потеряв при этом в качестве. Так, и «Garry Fisher», на котором выступает сильнейший российский маунтинбайкер Павел Черкасов, и «Merida», на которых ездит наша женская сборная, производятся на Тайване.