Обыкновенная магия. Наш спецкор пытался понять, что прижимает миллионы болельщиков к обочинам великой гонки

Неугомонный Марк Кавендиш выиграл второй этап подряд, перетерпев почти километровый финишный подъем с крутизной до 8%. Четвертый на нынешнем «Туре» успех позволил британцу отнять зеленую майку лучшего спринтера у норвежца Тора Хушовда. Лучшим из россиян
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ КОНСТАНТИН БОЙЦОВ ПЕРЕДАЕТ С «ТУР ДЕ ФРАНС»

Неугомонный Марк Кавендиш выиграл второй этап подряд, перетерпев почти километровый финишный подъем с крутизной до 8%. Четвертый на нынешнем «Туре» успех позволил британцу отнять зеленую майку лучшего спринтера у норвежца Тора Хушовда. Лучшим из россиян стал Николай Трусов, закончивший этап впереди записных финишеров «Катюши» – Сергея Иванова и Филиппо Поццатто, которые, подобно Кавендишу, также сменили гардероб.

СЕЛЯ ВИ: КРАСНЫЕ ТРУСЕЛЯ

Памятуя о драматичной 190-километровой борьбе Михаила Игнатьева со стихией пелотона на предыдущем этапе, случившейся днем раньше, подхожу к Конышеву (спортивный босс команды «Катюша») – может, нынче к нему в техничку подсесть.

– Сегодня никто из наших отъезжать не будет, – машет рукой спортивный директор. – Да и на финише вряд ли… Поезжай туда, оцени крутизну последнего километра и позвони…

Зная уже не первый год характер Конышева, в его «на финише вряд ли…» верится с большим трудом, тем более после такого задания.

Кто ж знает, шутит Конышев или нет. Смутные сомнения усиливаются после того, как в стартовом городке я становлюсь невольным свидетелем «производственного совещания» двух национальных чемпионов – Иванова и Поццатто. Финишный километр сегодня – в подъем (если верить толстому справочнику – под 3%). Для Сергея и Филиппо – самая родная стихия.

Кстати, Иванов в день отдыха заметно изменил свой гардероб. Его оформленную под российский триколор велосипедную майку дополняют не синие, как у всех, а красные трусы. Реплики на предмет «красных труселей» он за эти дни услышал, наверное, от всей русскоязычной части пелотона. Стоит отдать должное чувству юмора Сергея – он активно подыгрывает своему новому образу.

– Стоит, значится… в красных труселях и манит!

«ВСЕ РАВНО КАВЕНДИША ВЫВЕЗУТ»

Вспоминая все эти забавные эпизоды, спешу к финишу в компании пресс-атташе команды Виталия Абрамова. Гонщикам до Сан-Фарго 192 километра околицей, нам по прямой – и сотни нет. А вы думали – как журналисты и многочисленные почетные гости успевают и на старте покрутиться, и на финиш загодя поспеть?

И вот мы уже на месте, в небольшом городке, чьи достопримечательности исчерпываются старинным замком (но кого во Франции этим удивишь?) да железнодорожным музеем. Однако сегодня о них никто не вспоминает. Сегодня жизнь французской провинции бьет ключом, и понаехавшей публике разойтись нет места даже на проезжей части – не то что на тротуарах. Пелотону до финиша ехать еще 115 километров, а к железному бордюру финишного коридора (протяженность полтора километра) не протолкнуться. С большим трудом пробиваюсь на трибуну для прессы и замираю в недоумении. Где же тут 3%? Вниз от финишной черты шоссе уходит так круто, что невольно задаешься вопросом – отчего этому подъему не присвоено никакой категории? Набираю Конышева.

– Тут не три, а все десять процентов – как под нас делали…

– Ну, значит, жди финиша, – отвечает Дмитрий. – Хотя… все равно Кавендиша вывезут.

ТУР ДЕ ФРАНС КАК СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ

Наблюдая за тем, сколько зрителей скапливается на обочинах дорог во время какого-нибудь легендарного этапа Гранд-тура, я часто задавался вопросом – а пытался ли кто-нибудь подсчитать их общее количество.

Оказавшись впервые на «Большой петле» и попытав некоторое время организаторов, я выяснил: есть и такая статистика. В 2007 году на этапе из Страсбурга в немецкий Карлсруэ вдоль шоссе выстроилось более… миллиона (!!!) человек. Эта цифра считается неофициальным рекордом «Большой петли». Горные этапы притягивают в среднем 250 тысяч.

В чем секрет феномена?

Что заставляет обычных в массе своей граждан (доля фанатов, колесящих за Туром с этапа на этап, едва переваливает за 5–7%) срываться с места, приезжать на какую-то точку, расположенную нередко посреди чистого поля или на безлюдной горной дороге? И много часов ждать, пока мимо в течение 10–15 минут с шумом промчится пестрый пелотон. Не ради же десятка сувениров, щедро рассыпаемых едущим впереди рекламным караваном…

Бродя средь гудящей в финишном коридоре Сен-Фарго толпы (многие из них к гонщикам сегодня даже близко подойти не сумеют) я начинаю наугад расспрашивать: «Как вы здесь оказались?».

– Мы из Орлеана, – отвечает молодая мамаша, приехавшая с мужем и двухлетней девочкой. – Специально запланировали эту поездку. От нас тут недалеко – километров 120…

– Мы собрались компанией из разных городов на эту неделю. Купили билеты на три этапа, но думаем постоять еще и в пятницу где-нибудь на трассе…

– Меня внуки затянули, – кивает головой на брата и сестру бодрая бабушка, а те нарядились в фирменные желтые майки.

На мой взгляд, в сознании большинства зрителей Тур – что-то вроде уникального природного явления, ради которого не грех и на природу на денек-другой выехать.

Вот вы, уважаемые читатели, проделали бы километров 100–200, чтобы понаблюдать, например, за солнечным затмением?

А французы с большой охотой, семьями и компаниями выезжают в сезон отпусков в поля и горы и, раскинувшись лагерем на обочине (устроив пикник), наблюдают, как мимо промчится инопланетный корабль – пелотон, который в следующий раз они смогут увидеть лишь через год, а то и через несколько лет.

В этом – магия «Большой петли».

МОРСКАЯ ВОЛНА ПЕЛОТОНА

Между тем пелотон уже близко. Гул нарастает – зрители самозабвенно колотят по рекламным щитам рекламными же надувными трубками и нечеловечески вытягивают шеи. Вокруг множество телеэкранов, но взгляды большинства людей устремлены на дорогу, где вот-вот появится караван, в голове которого уже десяток километров без устали работают гонщики «Коламбии».

Неужели они всерьез рассчитывают, что их неистовый Кавендиш профиниширует даже в такую горку? Не из железа же он в самом деле!

За спинами поезда «Коламбии» (пять гонщиков один за другим) пристраиваются те, кто намерен украсть у них победу. Иванов с Поццатто среди них.

Три километра до финиша. Два… Построение прежнее. Последний километр – гора началась, а с «острием» пелотона по-прежнему ничего не происходит. Гонщиков видно уже с трибун – трое «колумбийцев» упрямо разгоняют Кавендиша. И вот, наконец!

Из-за их спин начинают вставать из седла конкуренты. Поняв, что ждать более нельзя, они выплескивают остаток собственных сил, чтобы хоть в собственных глазах оправдать свое многочасовое ожидание.

Их миг настал! Подобно морской волне, пенящейся в момент накатывания на берег, пелотон рассыпается на всю ширину финишного коридора и…

Из пестроты первой шеренги выныривают двое – американец Тайлер Фаррар и… все тот же Кавендиш. Миг – и американец в ярости потрясает кулаком. Британец «непроходим» даже на таком крутом финише.

На финиширующих следом никто уже не обращает внимания. Лучший из россиян – Николай Трусов. Поццатто заезжает во втором десятке.

– Передачей ошибся, – развел руками чемпион Италии.

Я ВИДЕЛ АРМСТРОНГА!

Командный лагерь «Тура» не идет ни в какое сравнение с теми, что мне доводилось видеть за 10 лет, что я пишу репортажи с велосипедных соревнований.

Сравнивать, поверьте, есть с чем. Чемпионаты мира, классические гонки «Про Тур», Олимпийские игры и даже «Джиро д’Италия» в сравнении с «Большой петлей» — торжество народной демократии. Путь к командным автобусам, а значит и гонщикам, на вышеназванных турнирах открыт порой даже праздной публике – не говоря уже о журналистах. Герои и неудачники, звезды и грегарри велоспорта – все они находятся перед стартом в шаговой доступности всегда и везде… кроме «Тур де Франс».

И тем не менее на огороженной железными бордюрами стоянке яблоку негде упасть. Это гости команд, спонсоры, VIP-персоны, журналисты…

В общем стартовый городок производит впечатление муравейника, а уж про то, что происходит сразу за ограждением, лучше и вовсе не говорить. Любой из вас, погляди он на это впервые, уверен, дорого бы отдал, чтобы никогда в жизни не оказаться в таком столпотворении. А люди стоят! Вытягивают шеи, приветственно машут каждому проезжающему мимо велосипедисту, тянут открытки с их фото и просто листки бумаги, фотоаппараты разных калибров. Все, чтобы увидеть и запечатлеть «инопланетных звезд»: Фабиана Канчеллару, Марка Кавендиша, Тома Бонена, Сильвана Шаванеля… И, конечно, Армстронга.

Лагерь «Астаны» обнесен дополнительным железным забором, технички выстроены вокруг автобуса на манер оборонительных редутов – все тщетно. «Рафинированная» публика из числа допущенных виснет на фонарных столбах, фанаты садятся друг другу на голову и устраивают форменную давку. Все с единственной целью – увидеть ЕГО!

Мне несказанно повезло. В тот момент, когда я сумел пробиться во вторые ряды (о первых речи идти не могло – там, кажется, занимали с ночи), из автобуса появляется САМ в окружении двух крепких охранников. Ох! В этот же момент толпа сдавливает меня со всех сторон и словно по взмаху дирижера выдыхает – «Лэ-э-э-энс!».

В программе выхода семикратного победителя «Тура» к публике несколько заранее оговоренных флеш-интервью и краткая автограф-сессия. Получение автографа заранее не оговаривается – оттого и давка. У журналистов своя свадьба, а у фанатов (пусть даже и VIP) своя.

Что отвечает Армстронг в протянутые микрофоны, расслышать за гулом толпы невозможно. Барак Обама, окажись он в этот момент поблизости, едва ли сумел отвлечь внимание от своего соотечественника. Семь минут общения с массами, и король скрывается в автобусе.

Лагерь «Катюши» в сравнении с «Астаной» не укреплен вовсе – хотя публики хватает и здесь. «Дими, фото!» — просят болельщики сфотографироваться с Дмитрием Конышевым. Нарасхват и автографы Михаила Игнатьева, Сергея Иванова, Владимира Карпеца и Филиппо Поццатто. Все они проделывают путь сквозь живой коридор к раскрашенной в желто-черный цвет сцене – там происходит традиционная для всех велогонок регистрация участников.

Каждого поднимающегося на сцену представляет диктор. Если успевает. Денис Меньшов, например, «проскочил», пока шло представление братьев Шлеков.

— И слава богу, — подмигнул мне Денис. – Чем меньше внимания – тем проще жить во время гонок.

Армстронг, чье появление в зоне регистрации ждет без преувеличения вся площадь – охотно согласился бы с этим утверждением. Не правда ли, Лэнс? Очередной рев толпы – он приближается. 200 метров от автобуса до сцены Армстронг охотно преодолел бы на велосипеде, да куда там. Энергичные действия охранников позволяют ему предпринимать короткие рывки (метров по 10–15), которые снова и снова вязнут в толпе.

— Лэнс! Лэнс!!!

Какой-то молодой мамаше удается уговорить Короля сфотографироваться с ее маленькой дочуркой. Компанию «Армстронг и неизвестные» снимают сразу десятки профессиональных фотокамер. Мамаша счастлива – 2009 год отныне будет считаться одним из самых счастливых в жизни. Дочка еще не вполне понимает, в чем она поучаствовала.

Следующий за Армстронгом Альберто Контадор должен был чувствовать себя законченным неудачником и серой мышкой. Победителю всех трех «Гран туров» (для справки – Лэнс, кроме «Тур де Франс», никаких супермногодневок не выигрывал) достаются жидкие аплодисменты. Сил на большее у публики уже нет – они Армстронга видели!

КСТАТИ

Российская велогруппа «Катюша» выиграла одиннадцатый этап «Тур де Франс» в командном зачете благодаря удачному выступлению Николая Трусова, Сергея Иванова и Филиппо Поццатто. Этот зачет составляют результаты трех лучших гонщиков команды на этапе.

СТАТИСТИКА

ТУР ДЕ ФРАНС

Супермногодневка (21 этап)

11-й этап. Ватан – Сент-Фарго (192 км). 1. Кавендиш (Великобритания, Коламбия) – 4:17.55. 2. Фаррар (США, Гармин-Слипстрим). 3. Хутарович (Белоруссия, Франсез-де-Жо). 4. Фрейре (Испания, Рабобанк). 5. Хушовд (Норвегия, Сервело Тест Тим). 6. Дуке (Колумбия, Кофидис)… 10. Трусов (Россия, Катюша)… 12. Иванов (Россия, Катюша)… 17. Кледен (Германия, Астана)… 30. Бочаров (Россия, Катюша)… 33. Карпец (Россия, Катюша). 34. Ночентини (Италия, 2Г2Р)… 38. Виггинз (Великобритания, Гармин-Слипстрим)… 43. Контадор (Испания, Астана)… 47. Мартин (Германия, Коламбия)… 52. Эванс (Австралия, Сайленс-Лотто)… 54. Армстронг (США, Астана)… 63. Састре (Испания, Сервело Тест Тим)… 69. Э.Шлек (Люксембург, Саксо Банк). 70. Лейфаймер (США, Астана)… 85. Ф.Шлек (Люксембург, Саксо Банк). 86. Меньшов (Россия, Рабобанк)… 96. В.Ефимкин (Россия, 2Г2Р)… 129. Трофимов (Россия, Буж Телеком) – у всех время победителя… 151. Игнатьев (Россия, Катюша) – отставание 0.24.

Генеральная классификация. 1. Ночентини – 43:28.59. 2. Контадор – отставание 0.06. 3. Армстронг – 0.08. 4. Лейфаймер – 0.39. 5. Виггинз – 0.46. 6. Кледен – 0.54. 7. Мартин – 1.00… 9. Э.Шлек – 1.49… 13. Ф.Шлек – 2.25… 15. В.Ефимкин – 2.45. 16. Састре – 2.52. 18. Эванс – 3.07… 20. Карпец – 3.49. 26. Бочаров – 5.00. 27. Меньшов – 5.02… 53. Трофимов – 18.40… 74. Иванов – 33.23… 124. Трусов – 1:08.57… 132. Игнатьев – 1:13.13.

Новости. Велоспорт