Принц датский. Датчанин Ники Соренсен одержал победу в лучших традициях велосипедных джентльменов

Вчера на 12-м этапе «Большой петли», финишировавшем в Виттеле рядом со спорткомплексом имени основателя олимпийского движения барона де Кубертена, Ники Соренсен доказал – дух fair play живет в велоспорте и ныне. За красивой победой датчанина корреспонден
news

СОБЫТИЕ ДНЯ
ВЕЛОШОССЕ

Вчера на 12-м этапе «Большой петли», финишировавшем в Виттеле рядом со спорткомплексом имени основателя олимпийского движения барона де Кубертена, Ники Соренсен доказал – дух fair play живет в велоспорте и ныне. За красивой победой датчанина корреспондент «Советского спорта» наблюдал в компании знатока велосипедных традиций, спортивного директора «Катюши» Дмитрия Конышева.

Этап протяженностью 211 километров стартовал в небольшом городке Тоннер. Название это мало что скажет российскому обывателю. А раскинувшиеся вокруг него на десятки километров виноградники Шабли и Бургундии? Что? Вспомнились благородные марки французских вин?

День сегодня жаркий. Температура воздуха в момент старта (12.25 местного времени) уже превышает 30 градусов, а день обещает быть еще жарче. Добавьте к этому накал борьбы на узкой трассе, где будут разыграны шесть только горных (пусть и невысокой категории) премий.

— Сколько ж придется выпить воды в такую погоду? – спрашиваю я Сергея Иванова.

— В такой гонке рекомендуется выпивать по пол-литра каждые десять километров. Притом желательно солевых растворов. Общий объем подсчитайте сами…

ИНДУРАЙН – ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РЫЦАРЕЙ

Выезжаем из Тоннера в техничке Дмитрия Конышева. Сегодня многоопытный Дими (так по привычке зовут бывшего велосипедиста европейские болельщики) уверенно прогнозирует отрыв, и значит, надо держать ухо востро – ведь именно его техничка отправится вслед за беглецами, если там будет кто-то из «Катюши». Вдоль длинной улицы, ведущей из города, на фонарных столбах местные энтузиасты развесили самодельные желтые майки с фамилиями победителей «Тура». От 1903 года (Морис Гарен) и до наших дней.

— О! – улыбается Конышев, завидев надпись «1989 – Грег Лемонд». – Эту гонку я уже ехал.

Вслед за экспансивным американцем начинается длинная серия «Мигель Индурайн». Улыбка Дмитрия становится чуть печальной.

— Последний хранитель традиций, — произносит он. – Настоящий пример благородства в велоспорте.

— А как изменились традиции велосипедных гонок за последнее время? Чем хуже стал профессиональный велоспорт со времен Индурайна?

— Изменилось очень многое. Острее стала конкуренция, и это сразу сказалось на действиях неписаных правил пелотона. Вот, скажем, во времена Эдди Меркса в каждой команде был один-единственный лидер. Это значило, что первые два-три часа гонки проходили спокойно, и только потом начинались атаки и завязывалась борьба, в которой участвовали вполне определенные лица. А что сейчас? В командах помимо капитана (а то и двух) есть еще пара заместителей, и такой статус обязывает всех держаться в голове группы. Вдруг завал или разрыв пелотона – контакта с конкурентами нельзя терять.

О ХИТРЕЦАХ И ТРУДЯГАХ

Пелотон проехал уже 50 километров. Попытки умчаться в отрыв предпринимаются едва ли не каждые пять минут, но караван хладнокровно (в такую-то жару!) поглощает каждый из побегов. Средняя скорость группы 48 км/ч! Попробуйте-ка просто разогнать велосипед до такой скорости…

— Существуют ли правила поведения в пелотоне и отрывах? Верно ли, например, что в группе побега победу отдают тем, кто больше сделал для того, чтобы этот отрыв выжил?

— Правила, конечно, существуют. Например, если кто-то из лидеров упал или возникли технические сложности – в этот момент из пелотона никто не атакует. Когда сам я гонялся, считалось недостойным атаковать на питательном пункте, когда весь пелотон получает сумки с едой. Но сейчас об этой традиции уже забыли.

А что касается побега, то, во-первых, каждый едет в группе отрыва с какой-то целью. Либо ты беглец, который мчится за победой, либо ты полицейский, который «пасет» отрыв в интересах своего лидера. Ну с последними все понятно – их цель, чтобы отрыв побыстрее догнали. А вот среди беглецов также есть два типа – трудяги и хитрецы. Трудяги честно отрабатывают смены. А хитрецы постоянно делают вид, что они вот-вот помрут. Впереди работают мало, кривят лицо словно в смертных судорогах… А на финише, глядишь – и был таков. Правда, проходят такие фокусы не системно. Тот, кто сделал это несколько раз, зарабатывает себе определенную репутацию, и за ним уже следят.

— За что Индурайна считают последним из джентльменов?

— За широту души. Он часто уезжал в отрыв, но ни на «Туре», ни на «Вуэльте» его нет в списках рекордсменов по победам на этапе. Потому что он делился славой с теми, кто работал рядом с ним, из какой бы команды ни был попутчик. «Работал вместе, не ленился – бери себе победу на этапе, я решаю турнирные задачи». За это ему охотно помогали. Те, кто работал рядом с Мигелем, знали – он не обидит.

— Но ведь во все времена существовали гонщики, не признававшие традиций…

— Конечно, существовали. Латиноамериканцы, например. Помните хронику – несколько лет назад на «Джиро» прямо на шоссе подрались два гонца. Один из них был венесуэлец, другой — колумбиец… Да и велосипедисты США лишь в последние 15 лет начали жить по общим правилам. А во времена того же Лемонда для них правил не существовало. Победа любой ценой! Шишек они на этом набили множество – оттого и влились наконец в велосипедную семью…

В этот момент (позади уже 66 км) пелотон начал уставать и в отрыв уехали шесть человек. Среди них обладатель майки горного короля Эгои Мартинес, многоопытный Пелицотти

— Поехали серьезно, — Конышеву обидно, что никто из «Катюши» не зацепился за этот побег, но виду он не подает.

— По правилам сыграют?

— Эти – да.

Участник множества «Туров» не ошибся. В этой шестерке все работали на совесть. И победа была разыграна честно. За 25 километров до финиша проводивший самые мощные смены датчанин Ники Соренсен предпринял длинное ускорение и, сбросив всех с колеса, финишировал в гордом одиночестве. Впрочем, в окрестностях стадиона имени барона де Кубертена другой сценарий был бы, наверное, невозможен.

СТАТИСТИКА

ТУР ДЕ ФРАНС

Супермногодневка (21 этап)

12-й этап. Тоннер – Виттель (211,5 км). 1. Соренсен (Дания, Саксо Банк) – 4:52.24. 2. Лефевр (Франция, Буж Телеком) – отставание 0.48. 3. Пелицотти (Италия, Ликигаз). 4. Фотен (Германия, Мильрам). 5. Мартинес (Испания, Эускалтель-Эускади). 6. Кальзати (Франция, Агритубель) – у всех то же отставание… 14. Трусов (Россия, Катюша) – 5.58… 16. Армстронг (США, Астана). 17. Виггинз (Великобритания, Гармин-Слипстрим)… 21. Контадор (Испания, Астана). 22. Кледен (Германия, Астана). 23. Иванов (Россия, Катюша). 24. Карпец (Россия, Катюша)… 36. Э.Шлек (Люксембург, Саксо Банк). 37. Мартин (Германия, Коламбия)… 47. Ф.Шлек (Люксембург, Саксо Банк). 48. Ночентини (Италия, АГ2Р)… 53. Меньшов (Россия, Рабобанк)… 56. Бочаров (Россия, Катюша)… 58. В.Ефимкин (Россия, АГ2Р)… 66. Састре (Испания, Сервело Тест Тим)… 117. Игнатьев (Россия, Катюша). 118. Трофимов (Россия, Буж Телеком)… 160. Эванс (Австралия, Сайленс-Лотто)… 162. Лейфаймер (США, Астана) – у всех то же отставание.

Генеральная классификация. 1. Ночентини – 18:27.21. 2. Контадор – отставание 0.06. 3. Армстронг – 0.08. 4. Лейфаймер – 0.39. 5. Виггинз – 0.46. 6. Кледен – 0.54. 7. Мартин – 1.00… 9. Э.Шлек – 1.49… 13. Ф.Шлек – 2.25… 15. В.Ефимкин – 2.45. 16. Састре – 2.52… 18. Эванс – 3.07… 20. Карпец – 3.49… 27. Бочаров – 5.00. 28. Меньшов – 5.02… 53. Трофимов – 18.40… 73. Иванов – 33.23… 122. Трусов – 1:08.57… 130. Игнатьев – 1:13.13.

Новости. Велоспорт