«Футболистов по ножке ударят – корчатся, а тут в крови люди лежат». Тиньков – о том, почему велоспорт круче футбола

Владелец велокоманды «Тинькофф-Саксо» впервые в истории привез в Россию Кубок Джиро Д’Италия и дал огнедышащую пресс-конференцию, где вспоминали слова футболиста Шатова, дороги Москвы, Альберто Контадора, миллионы евро и оливковое масло
news

Владелец велокоманды «Тниькофф-Саксо» впервые в истории привез в Россию Кубок Джиро Д’Италия и дал огнедышащую пресс-конференцию, где вспоминали слова футболиста  Шатова, дороги Москвы, Альберто Контадора, миллионы евро и оливковое масло.

3481 километров, разбитые на 21 день одной из самых популярных веломногодневок Джиро Д’Италия, быстрее всех проехал гонщик с российскими флагами на плечах и испанским гражданством в паспорте. Альберто Контадор попал в российскую велокоманду «Тинькофф-Саксо», принадлежащую бизнесмену Олегу Тинькову и выиграл для него в числе прочего Джиро-2015. 31 мая российский миллиардер покрасил волосы в розовый (цвет лидера на веломногодневке), а третьего июня появился в офисе банка с очень необычным Кубком в руках, который впервые оказался в России. Тиньков общался с журналистами.

- Победа важна для вас?

- Победа? Смотря для кого. Для меня значима, для нашей команды тоже, для банка, который эту команду поддерживает - тоже. Для обывателей, наверное, нет, они, наверное, не очень хорошо понимают, что это такое. Но сегодня Кубок впервые приехал в Россию, там есть имена наших ребят: Евгений Березин, Паша Танков и Денис Меньшов, хотя они по-моему сам Кубок не привозили, я забрал у Контадора - привез показать. Все-таки банк зарабатывает на российских клиентах, поэтому можно сказать, что это наш Кубок.

В мае нас критиковали те, кто не совсем много понимает в велоспорте, у нас было вроде не так много побед. Нужно понимать, что профессиональный велоспорт имеет свои определенные законы. Ценятся серьезные гонки. Календарь большой и выигрывать все невозможно. На самом деле существуют 8-10 гонок, которые имеют значение: Милан - Сан-Ремо, Тур Фландрии, Париж-Рубэ, Австрия,  Флеш Валонь, три гранд-тура, Тур Австралии,  тур Калифорнии, чемпионат мира. Все остальное в меньшей степени имеет значение. В мае мы выиграли Калифорнию, Джиро, Норвегию захватили, показали, что мы самая сильная команда.

- Что вас в ней не устраивает сегодня?

- Меня много чего не устраивает, меня не устраивает, что происходит в банке Тинькофф, меня не устраивает, что происходит в велокоманде «Тинькофф-Саксо», меня не устраивает, как учатся мои дети, меня не устраивает моя жена. Это нормальная ситуация.  Если человека все устраивает, он очень странный.

На Джиро моя команда была очень сильной, мы показали себя. Мы долго ехали в розовой майке, а если мы были в ней и выиграли, значит мы были сильнейшими. У нас была достаточно серьезная конкуренция, нас поджимала «Астана». В горах они были сильнее, но это только в горах. Вы должны понимать, что когда включается телевизор уже 4-5 часов гонки позади, а там на равнине «желтые» (команда - «Тинькофф-Саксо») были впереди, мы тянули Контадора вперед, и мы проделали серьезную работу.

Очень горд своей командой, очень счастлив, не нужно забывать, с кем мы соревнуемся. Мы соревнуемся с государством Казахстан, там же приезжали и мэр Астаны, и министр спорта, они же ждали победу. Они неплохо выступили, у них первое и второе место, майка молодого гонщика, командный зачет. Они кстати мне сказали, что было круто, когда я залез с русским флагом на подиум к Контадору - не знаю вошло это в трансляцию или нет.  Когда Контадор выиграл в составе «Астаны», они с казахским флагом не залезли. А тут команда из России, ее спонсирует российский банк, команда принадлежит россиянину - не вижу никаких проблем. Был там протокол или нет, да мне нас...ть. Мне сами представители Джиро сказали «Давай-давай, лезь». Я залез мне протянули российский флаг, мы с Иваном Ровным его растянули, круто.

- Дорого содержать Альберто Контадора и не пытались ли его забрать?

- Он был открыт на рынке этого года. Не знаю, были ли попытки, мы с ним это не обсуждаем, но он подписал контракт с нами в марте еще на год. Следующий год будет для него последним и свою великолепную карьеру он закончит в моей команде. Мне безумно приятно.

Величину его контракта я не могу озвучить, это не принято в велоспорте, что странно, но не могу. Понятно, что счет идет на миллионы евро, да и зачем чужие деньги считать. Можно сказать, что Альберто богатый парень, для Испании точно. Испания ведь бедная страна, в некотором смысле беднее России, так что он нормально себя чувствует.

У нас банк зарабатывает 80-90 миллионов в год, а мы конкурируем с бесконечными бюджетами: «Астана», у них же нет бюджета. Они кого хотят того и покупают. Это государство Казахстан и Назарбаев лично смотрит гонки, как можно с ним конкурировать, когда ты представляешь частный банк. Мы конкурируем с командой Sky, которая принадлежит Руперту Мердоку, человеку с 30-миллиардным состоянием, и с командой Movistar, где у компании чистая прибыль несколько миллиардов долларов в год. «Катюша», где тоже полугосударственный, полунепонятно какой бюджет, почти безграничный. А мы не только конкурируем и выигрываем у них. Это еще раз доказывает, что решают не деньги, а эффективность, менеджмент и страстью.

- Нет желания убедить Контадора не завершать карьеру?

- Нет. Я вижу как, он тренируется, он же видит жену 150 дней в году, он очень много работает. Мы тренировались на Тенерифе, на Тейде, и это впечатляет. Человек ест, спит, ездит на велосипеде по 8 часов, читает и делает массаж. Так он живет по 4 недели. Он взвешивается утром и вечером. Он приехал на сборы был 63 килограмма, уехал был 61 килограмм при росте 178 сантиметров.  Когда он упал и у него вылетело плечо, он пришел, у него были слезы на глазах, он сказал: «Олег, я не могу просто так уехать, я так готовился». Последний бокал вина он выпил 31 декабря. Последний раз он добавил оливковое масло в салат 31 декабря.

Это очень тяжелая жизнь, и я думаю, он правильно сделает, что закончит в следующем году, в таком режиме жить тяжело. Представьте ездить по горам по 7-8 часов, набор высоту 4-5 километров за день. Если кого-то здесь заставить проехать 100 метров в гору, вы уже не сядете на велосипед, бросите его. Думаю, Альберто нужно завязать и я его поддерживаю в этом. Заканчивать нужно всегда наверху.

- Вы платите бонусы за победу?

- Ну мы же не Советские люди, конечно, у нас есть система бонусов, это в Советском союзе и в Советском спорте, наверное, нет системы бонусов. В мировом спорте и в российском, гонщики за победу получают хорошие премии.

- Не боялись, что траты, которые вы понесете, на зарплату Контадору не оправдают себя?

- Это спорт, рулетка. Волнение всегда есть. Вот Сагану мы заплатили кучу денег, а он не поехал. Представляете, как волнуется команда Астана, они тратят сейчас кучу денег и ничего не выигрывает.

- Думали, кем заменить Альберто, когда он уйдет?

- Пока нет, еще два сезона, посмотрим. Проблема в том, что все молодые звезды и все потенциальные звезды - их скупает на корню «Астана» и Sky. У них денег очень много и как только человек что-то может сделать, показывает результат, его покупают. Для Альберто Контадора деньги вторичны, он мог бы получать не меньше в другой команде, но ему комфортно работать с нами. Мне трудно покупать, потому что у меня конкуренты с такими бюджетами.

- Сам Альберто не советовал на кого-то обратить внимание?

- Нет, он пока гоняется. Он справедливо считает, что он самый сильный. Вы же понимаете гонщики очень тщеславные люди, чтобы так тренироваться нужно быть тщеславным. Они все друг с другом конкурируют, не любят друг друга, они все считают, что они сильнее друг друга. В следующем году, может быть, поговорим, хотя мы и так видим, кто как едет.

Хорошо себя показал Микель Ланда - молодой баск, который в горку поднимался быстрее Контадора. Но в следующей гонке мы можем увидеть, что он проиграл 20 минут. Чем отличается Контадор, Фрум, Нибали - это многодневщики, это другая история. Это другого уровня люди и другой менталитет. Они много не разговаривают, они всегда сосредоточены. Черные очки - они в себе. Они даже на разговоры не тратят энергии. Представляете, три неделе каждый день по 5-7 тысяч килокалорий. Они думают только как правильно спать, кушать, массаж. Ты каждый день можешь потерять, каждый день можешь проиграть.

- Футболист Шатов говорит, что они тренируются по пять часов в день, велогонщики получается вдвое больше?

- Примерно, да, и получают думаю, раза в три меньше. Велоспорт ведь один из самых сложных и неблагодарных видов спорта. Я был на этапе, где за день сломалось четыре ключицы.

 Я сам из машины видел - парень падает  и через майку заметно как ключица сломалась. Это опасный вид спорта, там гибнут, разбивается. Футболисты в сравнении с велосипедистами просто лентяи и ничего не делают. По ножке ударят - они корчатся лежат, а здесь люди падают на асфальт, лежат в крови, встают и едут дальше, ждать-то никто не будет.

В футболе одни носилки принесут, другие носилки принесут,  такой цирк разводят, я не хочу сказать, что все футболисты такие, они тоже тренируются, но элемент шоу-бизнеса там присутствует больше. Можно полежать, покривляться, наколки красивые себе наколоть, прически сделать. Три копейки заработают и женятся на моделях - сходятся с ними, расходятся.

- Вы вот тоже покрасили голову в розовый, когда выиграли, краска отмылась?

- В наше время технологий много, тем более для моих белых волос, это не проблема, покрасил, смыл. В душ сходил - цвет ушел, немножко осталось.

- Вы сами хотели проехать Джиро полностью, получилось?

- Нет, в том году я проехал 2000 километров, это около 70%. В этом хотел проехать все 100, но мне, во-первых, в команде сказали, что важно, если я буду ехать в машине часть этапов, во-вторых, у меня обострились старые проблемы с коленом, я делал операцию. Так что у меня сезон пропал, два месяца теперь нельзя спортом заниматься, но на Тур де Франс потихоньку поеду.

- По Москве катаетесь на велосипеде?

- Нет, здесь неудобно кататься, опасно. За границей лучше. В Москве на велосипеде кататься - кроме Крылатского я не вижу возможности. Если мы понимаем под велосипедным катанием - спортивное катание,  если мы минимум два часа едем, меньше смысла нет. Но куда я поеду в Москве два часа на велосипеде. Дышать грязным воздухом, вероятность, что тебя машина собьет - 50%, а зачем мне это, у меня и так с коленом проблемы. В России неуважение к велосипедистам. В Италии, в любой Европейской стране совсем иначе относятся к велосипедистам, а у нас чем больше машина, тем у тебя больше прав. А если КамАЗ - это вообще! Куда едет, туда и едет.

Мне хотелось бы, чтобы мэр Москвы сделал в Крылатском полноценную велосипедную трассу. Нужно ее огородить, почистить, убрать оттуда транспорт, коляски, и это была бы одна из лучших трасс в Москве, в России. Там же можно в середине сделать прогулочную зону, если продумать подземные и надземные переходы. Тем более так растет велодвижение в стране. Можно внутри построить коттеджный поселок и продать дома богатым людям.

- Проблема с болельщиками, которые выходят на трассу, действительно так остро стоит?

- Почему завал произошел, когда у Альберто плечо выскочило? На скорости 64 километра в час произошел завал. Идет спринт - какое-то чудо вытащило фотоаппарат. Человек на такой скорости не может биться о фотоаппарат, дает правее, следующий тоже и так образуется завал. Какой смысл делать такую фотографию - все транслируется, куча профессионального фото, зачем это делать? На самом деле если велогонщик на такой скорости врежется в человека он и его может  покалечить.

- Накрыли поляну после Джиро?

- А когда я ее не накрывал? С полянами вопросов нет, главное, чтобы выигрывали. Альберто бокалы поднимал, но, думаю, что не пил. Хотя гонщики пили. Один вообще у нас там выдал - как дорвался и давай все подряд: и вино, и пиво, и водку. Есть у нас такой молодой парень Крис Жуль. Я говорю: «Крис, завязывай», а все уже. Унесли. Закончил Джиро достойно.

- Велоспорт становится популярнее?

- Мне кажется, велогонки показывать очень удобно, они же идут в дневное время, которое нужно чем-то заполнять, тем более интереса все больше. Если в России действительно сделают спортивный канал, то на это стоит обратить внимание.

Когда только начинал заниматься этим проектом, получал 2-3 SMS,  сейчас 20-30, причем многие известные люди, олигархи, не побоюсь этого слова - все чаще и чаще звонят. То спрашивают насчет профессионального велосипеда, то еще что-то. Поздравляют, следят за командой, смотрят. Знаю, что Ваня Ургант катается на велосипеде, мы разговариваем. Взять ТОП-30 Forbes, 3-4 человека точно обращалось, просили велосипед. Причем спортивный, на котором они катаются.

- Люди из «Катюши» Игорь Макаров, Вячеслав Екимов поздравили вас?

- Нет, но я не расстроился сильно. Не знаю, не сказать, что я их поздравляю с их победами, правда они и ничего не выиграли. С Димой Конышевым (спортивный директор «Катюши» - прим. Sovsport.ru) мы больше общаемся, поздравляем друг друга. А так... ко дню рождения они мне всегда присылают официальные такие... правительственные телеграммы.

- Согласились бы поработать комментатором?

- А зачем мне это нужно? Курдюков есть - пусть комментирует. У него есть свои любимчики, он про них рассказывает. А так мы выиграем - все равно скажет.

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
Новый бонус
12 дн. 2 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
4 дн. 2 ч.
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
1 дн. 2 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
9 дн. 2 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
1 дн. 2 ч.
Новости. Велоспорт