«Будто в каждый дом пришло горе». Драма велогонщика-чемпиона Комнатова, не дожившего до 30

Первый старт
Гену Комнатова в деревне знали все. Он часто тренировался с братом, мальчишки гоняли наперегонки, мечтали обойти старших ребят и стать первыми на районе. Получалось не всегда. Гена частенько проигрывал, но не бросал тренировки.
Однажды в школе устроили велогонку. У некоторых ребят уже были спортивные велосипеды, а у Гены – самый обычный. Семья была простая: мама работала в детском саду, папа – водителем. К таким покупкам они относились серьёзно – не до роскоши.
Гена взял обычный велосипед и помчался по пыльной деревенской дороге, пытаясь составить конкуренцию ребятам. И… пришёл к финишу вторым. Возможно, именно это соревнование стало главным в его жизни. Для отца это был знак, что сын катается не ради забавы. И он решил подарить ему полугоночный велосипед. Так и началась история спортсмена, которого совсем скоро весь Советский Союз узнал как Геннадия Комнатова.
Для него это просто дорога домой
После окончания школы будущий велогонщик поступил в Омский институт физкультуры. А дома, в родном селе Желанное, остались родители, три брата и сестра. Помощь старшего сына в хозяйстве не помешала бы, поэтому каждую неделю Геннадий возвращался.
Приезжал он всегда на велосипеде. И не важно, дождь на улице, жара или холод. Сколько времени занимала дорога – сказать сложно. Скорее всего, он ехал по грунтовке на полугоночном велосипеде, иногда делая короткие передышки. В таких условиях путь мог занимать 5-6 часов. Сегодня для многих велолюбителей это настоящий спортивный вызов. А для Геннадия – просто дорога домой.

Источник фото: РИА Новости
После такого заезда он сразу брался за дела: помогал в огороде, работал по дому, а к вечеру с братом бежал на танцы. Иногда, когда отец собирался в город, то предлагал сыну поехать вместе на машине. Но Геннадий отказывался. Тогда никто и представить не мог, что этот упёртый парень однажды станет олимпийским чемпионом.
Золото, которого никто не ждал
В 1970 году он стал чемпионом СССР в командной гонке на 100 километров и вскоре получил приглашение в сборную страны. Напарник Борис Шухов вспоминал: «Когда он был студентом, у него был сумасшедший характер, бешеная сила воли. Он тогда был ещё не готов к нашей скорости, но терпел». За короткий срок он набрал необходимую спортивную форму и поехал на Игры в Мюнхен.
Вместе с ним отправились Шухов, Валерий Лихачёв и Валерий Ярды. Команда устроила настоящий перформанс.
На первой и второй части дистанции они держались в числе лидеров, но за 8 км до финиша Комнатов сменился с первой позиции. Он не успел «сесть на колесо» и выпал из строя. Так называют ситуацию, когда гонщик не успевает занять место за спиной напарника, чтобы ехать в одном воздушном потоке. Геннадий сильно отстал, а соперники уже начинали наезжать на пятки. Однако за 2 км до финиша Комнатов в одиночку догнал команду. Они вместе пересекли финишную черту и выиграли золото.
Тот момент Лихачёв вспоминает до сих пор: «Комнатов сидел – плакал, Ярды сидел – плакал, Шухов молчал, а я сказал тренеру Капитонову идти за флагом, потому что его не было. Никто не ожидал, что команда Советского Союза займёт первое место».
Казалось, впереди ещё много стартов. Геннадию было всего 23 года, золотая медаль только-только упала ему на шею, и он готов ехать дальше. Но для него это оказалась последняя Олимпиада.

Победа есть – билета нет
Почему Комнатов больше не поехал на Олимпиаду? На этот вопрос нет единого ответа, но есть несколько версий.
Первая – сборную решили обновить, сделав ставку на высокорослых спортсменов, а Геннадий якобы не подходил для командного заезда. Но если это так, то почему тогда его до последнего готовили к Играм, партнёры сделали его капитаном, и лишь перед самым началом сообщили, что он остаётся дома?
Существует и другая версия. Уже после Олимпиады-1976 главный тренер Виктор Капитонов в своих мемуарах написал: «Отсутствие Комнатова – так называемый психологический приём, который должен был раскрепостить основных конкурентов ещё до старта. Мне до сих пор жаль Геннадия, но тогда ему была уготована роль «подсадной утки».
Шухов вспоминал, что он и раньше догадывался, что команду вряд ли допустят к Играм. По его словам, Капитонов был олимпийским чемпионом только один раз и, пусть и уже давно завершил карьеру спортсмена, оставался очень честолюбивым. А шанс, что команда вновь выиграет золото и ребята станут двукратными олимпийскими чемпионами, был велик.
Лихачёв говорил об этой ситуации ещё более прямо: «Потому что за него лавры получены. Кем? Областным руководством, старшим тренером сборной, старшим тренером ведомства, личным тренером. Это звучит некрасиво, но это так». По его мнению, в спорте часто случалось так, что достигший успеха спортсмен больше никому не был нужен. Ведь за его победу уже нельзя будет получить премии, награды и продвижение.

Источник фото: Минспорта Омской области
Трагический финиш
Для Комнатова это стало серьёзным ударом. Его брат Станислав вспоминал: «Он тогда прилетел из Прибалтики утром. Мы ждали, что он на Олимпиаде, а он заходит весь чёрный. Видно, что на душе такое пережил».
Самое обидное было в том, что за четыре года Комнатов не только не пропустил ни одной тренировки, но и регулярно выигрывал гонки. Никто даже не допускал мысли, что звёздный велогонщик может не попасть на Игры – для всех он был очевидным и надёжным кандидатом. После этого Геннадий оставил профессиональный спорт и перешёл на тренерскую работу.
А 1 апреля 1979 года Комнатов погиб в автокатастрофе. На дороге оказался брошенный грузовик без ограждений. Спортсмен не успел его заметить и врезался на полной скорости. Ему было всего 29 лет.
Одноклассница Геннадия вспоминала тот момент с болью: «Казалось, как будто в каждый дом пришло горе».
Для всего села, для области и даже для страны он оставался своим – мальчишкой из деревни, у которого получилось.







