У сборной России по треку — немецкий главный тренер

Серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр 1996 г. в командной гонке и 2000 г. в гонке по очкам, а также обладатель «бронзы» Олимпиады 2008-го года в мэдисоне 31-летний Алексей Марков

Серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр 1996 г. в командной гонке и 2000 г. в гонке по очкам, а также обладатель «бронзы» Олимпиады 2008-го года в мэдисоне 31-летний Алексей Марков, который недавно выиграл серебро чемпионата Европы в Польше, в интервью журналу «Провело» объяснил причины ухода из российской профессиональной команды «Катюша».

У нас новый главный тренер сборной России по велоспорту на треке - немецкий специалист Хайко Зальцведель, - сообщил Алексей Марков. - Насколько мне известно, прежде он работал с самыми передовыми сборными мира, в том числе Австралии, Великобритании и Дании. Мы познакомились с ним в Китае, на предварявшей трековый чемпионат Европы шоссейной гонке «Тур Хайнаня», командный зачет которой мы выиграли, а я стал третьим в личной классификации. Хайко начал заниматься с нами на треке на сборе в Минске всего лишь дней за десять до старта чемпионата Европы, однако мы почти мгновенно ощутили положительную динамику. В Польше эта динамика трансформировалась в результат, и тут же перед нами замаячили перспективы. Конечно, о победе в Играх 2012 года мы даже мечтать не смеем - в командной гонке пока что олимпийские чемпионы и мировые рекордсмены англичане (3.53,314) вне конкуренции. Однако при определенных условиях за бронзовую медаль команда России поспорить, считаю, сможет. А в прежние годы нас просто не умели готовить.

- В чем, по-вашему, суть методики немецкого специалиста?

 - Раньше нас подводили к высоким скоростям очень медленно, постепенно увеличивая передачи. Хайко в корне поменял подход, предложив отрабатывать короткие отрезки сразу на максимальной скорости. Казалось бы за десять дней, остававшихся у нас до чемпионата Европы, мы в таком режиме провели всего лишь восемь тренировок. Это по спортивным меркам - ничто. Конечно, перед стартом все ребята мандражировали. Главным для нас было, признаюсь, зарплату себе на будущий год на чемпионате обеспечить. А перед Хайко стоит совсем иная цель - подвести нас к максимальному результату на Олимпийских играх в Лондоне, отсюда, и стратегия соответствующая. Он объявил нам, что даже чемпионаты мира, не говоря уже о чемпионатах Европы, соревнования для него проходные. Однако результат 4 мин. 03,690 сек., которые мы после тех самых восьми тренировок показали в квалификационном заезде в Польше, приятно удивил. Так быстро мы давно не ездили. На самом деле, российский темп не продвинулся ни на йоту вперед с тех самых пор, как на чемпионате России 2000-го года питерцы выиграли у москвичей с результатом 4.00,9, что было всего лишь на 0,2 сек. медленнее тогдашнего мирового рекорда. Но самый большой плюс немецкого специалиста, на мой взгляд, в том, что в олимпийскую команду он соберет объективно сильнейших на тот момент российских темповиков. Ведь ему, иностранцу, абсолютно наплевать на подковерные игры и течения, на то, какие гонщики представляют города и общества, кто за ними стоит, сколько они имеют очков во всевозможных классификациях и так далее.

 - Что для вас было в Польше важнее - добиться прогресса собственно в результате или стать вторыми вслед за олимпийскими чемпионами-англичанами?

- Стать вторыми. Хотя я, например, считаю, что мы добились в Прушкуве сразу двух целей, приблизившись к лидерам и по результату, и по занятому месту.

- Считаете ли вы, что именно тот состав, который выступал на чемпионате Европы, выступит и через два года в Лондоне?

- Не факт. Я вижу, что у нас подрастает и весьма сильная молодежь. Например, Виктор Манаков - младший, сын олимпийского чемпиона Виктора Манакова и известной литовской гонщицы Иоланты Поликавичуте. Он - рекордсмен мира среди юниоров, так что потенциал у парня громадный. Другое дело, что личные тренеры делают все, чтобы никому не отдавать своих талантливых учеников. Мне, например, даже страшно представить, что будет, если Хайко приглянется кто-нибудь из воспитанников Александра Кузнецова...
Но так или иначе, в этом году господин Зальцведель прежде, чем отобрать команду на мартовский чемпионат мира, просмотрит абсолютно всех претендентов на четырех предстоящих этапах розыгрыша Кубка мира - в Австралии, Колумбии, Китае и Великобритании. На предшествующем чемпионату мира сборе на Майорке он по своим тестам и критериям отберет лучших из лучших, и затем они отправятся на главный старт сезона в Голландию (22-27 марта, Абельдорн).

- Почему в отличие от всех других ваших коллег по команде вы не полетели 12 ноября на сбор в Австралию, а отправились готовиться к первому декабрьскому этапу Кубка мира в Испанию?

- Дело в том, что в Испании, в Тортосе, давно уже живет моя семья - жена и двое детей. Мы договорились с тренером, что некоторое время я проведу дома, где у меня накопились неотложные дела, а присоединюсь к команде за десять дней до начала австралийского кубкового этапа. Это не значит, что, решая свои проблемы, я не буду в Испании тренироваться. Александр Анатольевич Кузнецов мне поможет...

- В свое время у вас с вашим прежним наставником были, мягко говоря, непростые отношения....

- Серьезно мы с Александром Анатольевичем не ссорились, разошлись вполне интеллигентно, а теперь, как мне кажется, нас связывают весьма дружеские отношения. Скажу больше: он мне и сейчас во многом помогает. И в плане обмена разного рода информацией, и возможностью тренироваться совместно с его ребятами, и даже в бытовых вопросах. Ведь мой дом расположен всего в полутора километрах от его испанской базы. Я попал в питерский ЦОП «Локомотив» в 1992 году и готовился в нем вплоть до 2003-го года. А потом ушел в одну из шоссейных польских команд. Но, даже перейдя на шоссе, я продолжал сотрудничать с «Локомотивом» на треке. Первые две свои олимпийские медали «серебро» образца 1996 года в командной гонке и «бронзу» 2000-го в гонке по очкам я завоевал, исключительно благодаря подготовке с Кузнецовым. Да, и за третью олимпийскую «бронзу», которую в 2008 году в Пекине мы получили в паре с Михаилом Игнатьевым в мэдисоне, я благодарен именно ему. Он научил меня главному - умению трудиться и ставить перед собой большие цели.

 - На шоссе, однако, заметных успехов у вас пока что не было.

- Шоссейный велоспорт в отличие от камерного трекового, где сразу видно - кто способен показывать высокие результаты, а кто - нет, гораздо более многогранный. Только в одной Европе на рынке - порядка двух тысяч гонщиков достаточно высокого уровня. И в таких условиях без грамотного менеджера, который бы решал массу твоих проблем, не относящихся непосредственно к спортивной деятельности, не обойтись. Был бы со мной рядом такой человек, возможно, в «Катюше» у меня сложилась иная ситуация, и меня бы из нее не выгнали.

- Что именно не заладилось у вас в «Катюше»?

 - Отсутствие реализации - такова была официальная причина, по которой в ноябре прошлого года двухлетний вплоть до 2010 года контракт между мной и командой был разорван.

- Выходит, ваше возвращение на трек - в какой-то мере шаг вынужденный?

- Честно признаюсь, без шоссе мне грустно. Но таких, как я, безработных шоссейников, сейчас после закрытия сразу нескольких команд, в том числе протуровской «Милрам», на рынке образовалась целая армия. Но я готов гоняться в любой шоссейной группе даже за копейки.


Новости. Велоспорт