Трек делали под латышей? Александр Зубков выиграл хрустальный глобус и общий зачет кубка мира, а также устроил производственный скандал
Олимпийский трек для Александра Зубкова остался непокоренным. «Злее и стремительнее буду!» – обещает 38‑летний россиянин, узревший в неудачах происки конкурентов. В заездах двоек Зубков стал четвертым, в любимых четверках разделил бронзу с экипажем тезки Касьянова. В герои же уик-энда выбился 24‑летний латыш Оскарс Мелбардис, взяв за два дня золото и бронзу.
НА СКЕЛЕТОНЕ С ЗОНТИКОМ
После всех предтурнирных мучений с испорченным аномальной жарой льдом на организаторов свалилась новая напасть. С вечера пятницы включился беспощадный тропический ливень.
– Под зонтиками, наверное, поедем, – очарована капелью с крыши стартового городка наша скелетонистка Елена Никитина.
– Да нет, сейчас санки с крышей и лобовым стеклом привезут, – шутят стюарды.
Заезды для девушек специально перенесли с 17.00 на 9.30 утра в надежде на хорошую погоду. 20‑летняя белокурая красавица Никитина напугала всех фавориток, пролетев первые три контрольных участка в обеих попытках с лучшим временем! Увы, финиш неизменно проваливала, дотянулась лишь до пятой строчки. Но и ее с учетом -дцатых мест на тренировках посчитали подвигом. Ведь ночь перед гонкой тренеры и механики Лены провели в гараже. Где, как герои телешоу «Тачка на прокачку», колдовали над скелетоном, разбирая и собирая его вновь.
– Они никак не могли понять, отчего я еду на 5 км/ч медленнее лидеров, – рассказала Лена. – И вот результат – пятое место сконструировали.
«А У ВАС ШИПОВКИ НЕ ТОЙ СИСТЕМЫ»
Бобслеист всея Руси Александр Зубков прибыл в Сочи мстить немцам за козни на январском чемпионате мира. Тогда в битве двоек Зубкова дисквалифицировали. А в четверках заклятые конкуренты применили тайное оружие.
– Они придумали напыление для коньков, увеличивающее скорость, – раскрывает компромат разгоняющий Дмитрий Труненков. – Мы подали протест. В международной федерации промолчали. Более того, в ответ на нас прилетела кляуза, мол, на конечки наши не пеняйте, у вас самих шиповки не той системы.
– Нескольким разгоняющим экипировщик – между прочим, немецкий – выдал облегченные шиповки, – продолжает Труненков. – Немцы прочухали и сразу протест накатали, который моментально удовлетворили. Обидно.
В субботу двойка Зубков/Труненков открывает трассу – 57,02. Неплохо. Следом немцы во главе с Флоршюцем на зеленом бобе: два отрезка идут хуже на одну сотую, а потом словно турбонаддув включают, привозя нам 13 сотых. Отодвигает россиян и канадский экипаж лидера общего зачета Линдона Раша. Быстрее и латыш Оскарс Мелбардис. В апогее невезухи видим фантастический заезд швейцарцев: дуэт Хефти/Лампартер делает всю братию на 0,16!
Для разрядки конец первой сессии украшает акробатическо-аварийный этюд бобслеистов из Лихтенштейна. На повороте их боб валится на бок, пускаясь в ледовый гопак. Пилот Михаэль Клинглер теряет разгоняющего Юргена Бергинза, как ребенок погремушку. Тот докатывает по желобу на спине. Клингер финиширует в одиночестве, а друга Юргена вылавливают волонтеры.
«ЛАТЫШИ ПЕРЕДЕЛАЛИ ТРЕК»
Не удается Зубкову и второй заезд: до мегастарта латышей не дотянуться, как и до фирменного спурта немцев. Ну а швейцарцы недосягаемы ни для кого. Мы только четвертые.
– Своей работой доволен, местом – нет, – чеканит Зубков.
– Погода мешала?
– Нет. Трек-то закрытый, очень безопасный. Хотелось бы больше скорости. Тут мастерство и раздумья пилотов уходят на второй план. И вообще организаторы должны понимать, что мы тут хозяева.
– Это вы к чему?
– Ошибок-то у нас не было, но есть нюансы по треку.
– Какие?
– Изначально его сделали в другом направлении. После чего перед Кубком мира пригласили латышей. И они перекроили всю схему, нами отработанную.
– Это после жалоб иностранцев на лед?
– Да. Латыши все заточили под своих. Это просто ужасно. Любой олимпийский трек должен работать под руководством специалистов из той страны, которая проводит соревнования.
Организаторов и строителей слова Зубкова возмутили до глубины души: «Как можно переделать трассу за день? Два поворота, что ли, новых добавить? Бред!».
– Как вы себе представляете перестройку давным-давно готового и сертифицированного трека накануне Кубка мира?! – ошарашен руководитель комплекса «Санки» Александр Коваленко. – Лед приводили в норму не только латыши, но и четыре российских айсмейкера из комплекса в Парамонове плюс мастера с французской трассы «Ла Плань». Все спортсмены тестировали трассу в равных условиях.
О недовольстве Зубкова узнал и Дайнис Дукурс, директор трассы в Сигулде и отец скелетонистов братьев Дукурсов. Именно он по просьбе российских коллег срочно отправил спасать разрушавшийся лед в Сочи двух своих лучших ледоваров – Яниса Скрастиньша и Мартиньша Саурайса.
– Грустно это слышать, ведь парни реально помогли провести турнир при ужасной погоде, – признался Дайнис. – Перед отлетом в Россию я строго-настрого наказал Янису с Мартиньшем: «Не дай бог наморозите неподходящий лед!». И они справились.
Независимое мнение по трассе и ее «переделке» высказал бывший партнер Зубкова, разгоняющий Алексей Воевода, ныне выступающий в четверке с пилотом Дмитрием Абрамовичем.
– Погорячился, наверное, Александр, – размышляет Воевода. – Трасса в Сочи нормальная, только в пятом повороте трясет. Никто ее не переделывал. Это невозможно.
– Зубков считает, что трек слишком безопасный?
– Это из серии «бабка надвое гадала» – везде риска много. Вот немец Фридрих пару раз тут падал, лихтенштейнцы. Хотя в Ванкувере, помню, как в русской рулетке, каждый второй переворачивался. В Сочи трек проще, продуманней. Однако, притом что он самый длинный в мире, мы его неприлично быстро проходим. Вот в Швейцарии трек по длине меньше, но едем на 10 секунд дольше. Так что скорости и перегрузки в Сочи будь здоров!
ЗОЛОТО – ОСКАРСУ, ГЛОБУС – ЗУБКОВУ
В ночь на воскресенье гремела гроза. Как будто Зевс-громовержец в преддверии Олимпиады оставил греческое небо и перебрался к вершинам Кавказских гор. С собой древний бог принес снежный ураган. В момент начала соревнований четверок он только проклевывался сквозь сливочный туман, а с середины заезда устроил захват власти.
В сражении четверок у нас самые высокие шансы на золото. В активе Зубкова в нынешнем сезоне пять побед на семи этапах Кубка мира. К тому же в Сочи не приехал лидер общего зачета немец Максимилиан Арндт. И все равно ориентир в первой сессии на пока еще просматриваемой трассе ставят немцы во главе с Томасом Флоршюцем – 56,01. И это с 14‑м по времени стартовым отрезком! Зубковцы, несмотря на отменный разгон и лучший четвертый сектор, отстают на семь сотых.
– Да откуда я знаю, как так вышло?! – ругается, вылезая из боба Зубков, видя немой укор одного из своих разгоняющих. За нами в тех же семи сотых финишируют короли трех первых секторов латыши. В четверке и второй российский экипаж Александра Касьянова.
Последние минуты второго заезда решают всё. Латвийская четверка Оскарса Мелбардиса летит со скоростью метеорита, устанавливая рекорды на всех пяти отрезках трассы. Фантастика! Чем ответит Зубков? Эх, хуже на 14 сотых. Что скажут немцы? На две сотых медленнее Оскарса, но быстрее россиян.
– Только бронза, – качает головой Зубков, разделяя медаль с экипажем Касьянова. Несмотря на относительную неудачу, 38‑летний россиянин забирает Хрустальный глобус, выигрывая общий зачет Кубка мира.
– Впервые в карьере я победил на пяти этапах из девяти, поэтому сезоном доволен, – не унывает Александр. – Все заезды отработали великолепно. Небольшие ошибочки были – к Олимпиаде исправим.
– До Игр наизусть выучите трассу?
– Хотелось бы почаще сюда заглядывать. Технику с коньками адаптировать. Пока наката не хватает…
Александр Зубков: В сборной созданы все условия, чтобы хорошо подготовиться к Сочи
Александр Зубков: Латыши переделали трассу в Сочи под своих бобслеистов