Профессионал это не боксер без майки
БОКС
Понятие «профессионал» всегда было одним из самых уважаемых в нашем спорте даже в те времена, когда мы упорно делали вид, что профессионального спорта у нас не существует. Профессионалы с точки зрения отношения к делу ценятся везде, даже в юношеском и юниорском спорте.
Но вот нужны ли профессиональные по статусу боксеры в юниорском возрасте? Вопрос далеко не праздный, поскольку Всемирный боксерский совет (одна из самых уважаемых версий в мире профессионального бокса) уже начал практиковать чемпионаты мира среди юниоров. Более того, рейтинговый бой среди юниоров по версии WBC с участием российского боксера Дмитрия Кириллова был проведен в Москве два года назад. О том, насколько это оправдано и целесообразно, мы решили поговорить с президентом Федерации бокса России, вице-президентом Европейской ассоциации бокса Эдуардом Хусаиновым.
ПРОФЕССИОНАЛ-ЮНИОР. ЭТО ЗВУЧИТ НАДУМАННО
— Итак, Эдуард Ришатович, профессиональные бои с участием боксеров юниорского возраста — это удачная идея?
— Я ничего не имею против профессионального бокса, более того, восхищаюсь действиями на ринге таких непревзойденных мастеров, как Рой Джонс, Костя Цзю, Леннокс Льюис, Оскар де Ла Хойя и многих других. Бои в их исполнении — это шедевры бокса, но любое профессиональное дело должно иметь, на мой взгляд, разумное начало, сроки которого должны быть строго определены. В общечеловеческом понятии статус профессионала подразумевает, прежде всего, богатейший опыт, который, как известно, накапливается с годами, после многолетних тренировок. Все, кого я назвал выше, прежде чем стать теми, кем они сейчас являются, прошли великолепную школу олимпийского бокса. И в этом смысле само понятие «профессионал-юниор» звучит несколько надуманно, как, например, мастер-подмастерье.
По моему твердому убеждению, профессиональный бокс не должен начинаться с юниорского возраста, туда надо приходить несколько позже, иначе мы обесценим высокое звание профессионала. Статус профессионального боя определяется мастерством его участников, а не внешними атрибутами, как-то: 12-раундовый регламент, голые торсы бойцов, 3-минутные раунды, отсутствие масок, красивые девицы с номерами раундов и так далее.
Но самое главное, почему я против того, чтобы ребята в юниорском возрасте получали статус профессионалов, заключается в том, что мы тем самым лишаем их счастливого шанса выступить на Олимпийских играх. Понятно, что из десяти тысяч мальчишек, пришедших в секцию бокса, олимпийцем может стать только один, но шанс участвовать в Играх должны, на мой взгляд, иметь все. А вы знаете, что по существующим нынче правилам тот, кто провел хоть один профессиональный бой, может навсегда забыть об Олимпиадах. Об этом важно знать, потому что в юниорском возрасте не всегда принимаются самостоятельные решения: посоветует тренер своему юному талантливому ученику уйти в профессионалы, и тот, не задумываясь, уйдет. Не задумываясь о последствиях. На Кубе, например, профессиональный бокс запрещен Конституцией страны. Я бы сделал то же самое у нас по отношению к юниорскому профессиональному боксу.
ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ ХОРОША ТОЛЬКО В МАТЕМАТИКЕ
— А что руководит тренерами, предлагающими своим юным ученикам попробовать свои силы в профессиональном боксе? Финансовые интересы?
— Не думаю. Деньги сегодня можно зарабатывать на таких именах, как Цзю, Рой Джонс, Льюис, а на юниорах много не заработаешь. Но если все-таки те тренеры, которые мечтают сделать из своих учеников ранних профессионалов, озабочены материальными интересами, то назвать их педагогами я никак не могу. Поскольку они не могут не знать, что, начав профессиональную боксерскую деятельность в 19 лет и получив в этом возрасте сумасшедшие физические нагрузки, их ученики рискуют очень быстро ее закончить.
— Значит, проблема здоровья тут тоже существует?
— Этот вопрос лучше адресовать врачам. Что касается моего мнения, думаю, что все зависит от индивидуальных возможностей человека. В свое время я тоже боксировал без маски, и правила были не такими щадящими, как сейчас, но никаких проблем со здоровьем у меня нет. Опять же я уверен, что боец, прошедший школу олимпийского бокса и выработавший там систему защитных действий, чувствует себя гораздо увереннее на профессиональном ринге. Примеры Роя Джонса, Леннокса Льюиса, Ласло Паппа, Кости Цзю, Оскара де Ла Хойи и многих других лишний раз это доказывают. И в этой связи хочу сказать вот о чем. Недавно посмотрел по первому телевизионному каналу профессиональный бой вчерашнего «любителя» Дениса Иткина с бразильским боксером. В одном из эпизодов комментировавший этот поединок известный тележурналист Владимир Гендлин со свойственной ему категоричностью заявил буквально следующее: «Отклонения назад, присущие любительскому боксу, являются дурным тоном для профессионалов». Услышав эту фразу, я, честно говоря, не понял уважаемого журналиста. В силу своих профессиональных интересов мне доводилось видеть много боев с участием тех, кто делал и делает сегодня славу профессиональному боксу, и все они с большим успехом использовали (и используют сейчас) такой прием, как отклонение корпуса назад (как, впрочем, влево и вправо), поскольку бокс — это игра, и тупая упертость (только вперед!) говорит только об ограниченном техническом арсенале бойца.
ДЕЛО НЕ В НАЗВАНИИ, А В СУТИ
— Юниорский профессиональный бокс, факт существования которого все-таки надо признать, является проблемой для олимпийского, с точки зрения его интересов?
— Нет. Я не наблюдаю большого оттока наших молодежных перспективных кадров в профессиональный бокс, и вообще юниорский матч боксеров-профессионалов под эгидой WBC, состоявшийся два года назад в Москве, был первым, который я увидел за всю свою боксерскую карьеру, сначала боксера, потом чиновника от бокса.
— Наряду с хоккеем и баскетболом, бокс, как известно, имеет своего заокеанского собрата с приставкой «профессиональный». Но в отличие от баскетбола и хоккея, до сих пор не может объединить любительские и профессиональные силы на олимпийском ринге. В свое время в интервью «Российскому боксу» президент АИБА Анвар Чаудри сказал, что рассматривается вопрос о том, чтобы боксеры, потерпевшие неудачу на профессиональном ринге, имели шанс вернуться в олимпийский бокс. Как сейчас обстоят с этим дела?
— Никак. Конечно, если бы «заблудшим в профессионалах сынам» дали возможность вернуться в олимпийский бокс, последний бы только от этого выиграл. Но пока таких договоренностей нет. Профессиональный и олимпийский бокс существуют сами по себе, но я бы не стал их разъединять, поскольку основа ведь у них общая.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
В связи с днем рождения председатель Попечительского совета подольского спортивного клуб «Витязь» Сергей Лалакин награжден Почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» Госкомспорта РФ по физической культуре и спорту и Почетным знаком «За заслуги в развитии олимпийского движения в России» Олимпийского комитета России.
Федерация бокса России присоединяется к этим поздравлениям и желает Сергею Николаевичу крепкого здоровья и творческих успехов на благо российского спорта.