Наш человек – революция в Европе. Президентом Европейской ассоциации любительского (олимпийского) бокса избран президент Федерации бокса России, вице-президент международной ассоциации бокса (АИБА) Эдуард Хусаинов
БОКС
Ровно 30 лет назад представитель нашей страны Николай Никифоров-Денисов сложил свои полномочия на посту президента Европейской ассоциации любительского бокса (ЕАБА). Теперь Европейскую ассоциацию олимпийского бокса снова возглавил представитель России – 46-летний президент Федерации бокса России, вице-президент АИБА Эдуард Хусаинов. Случилось это 14 января в Праге на внеочередном конгрессе ЕАБА.
ПРАГА ПРОТИВ БУХАРЕСТА
Сложилась уникальнейшая ситуация. Одновременно, 14 января 2006 года, в двух европейских столицах состоялось два жизнеутверждающих мероприятия ЕАБА: в Бухаресте – исполком ассоциации, в Праге – ее внеочередной конгресс. Как это получилось?
Да очень просто. Бывает человек-оркестр, есть даже человек дождя. А президент Федерации бокса России Эдуард Хусаинов – это человек-революция. Казалось бы, зачем ему залпы «Авроры», если есть высокие посты вице-президента АИБА и ЕАБА (ни один президент российских спортивных федераций не имеет ничего подобного), а он взял да и бросил «бомбу» в болото, образно говоря, нынешнего европейского боксерского хозяйства.
Зачем? Все просто: не согласен с тем, как развивается сегодня не только европейский, но и мировой бокс. И как он может развиваться, если один судья дает на чемпионате мира десять ударов в одну сторону, а другой – десять в другую? Не верите? Загляните в протоколы боев на чемпионате мира, в частности, с участием российских боксеров. Вывод напрашивается сам собой: значит, кто-то из служителей Фемиды ангажирован. А почему бы и нет?
На Олимпийских играх-88 в Сеуле тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч поднял вопрос об исключении бокса из программы Олимпийских игр, аргументируя это тем, что судейство в этом виде спорта очень уж субъективное. С этим легко мог согласиться любой из тех, кто видел бой Роя Джонса-младшего с хозяином ринга, корейским боксером…
Эдуард Хусаинов, собственно, и пришел в бокс для того, чтобы такие вопросы не возникали. По счастливой случайности наше интервью пришлось на день рождения Эдуарда Ришатовича.
НАША ЦЕЛЬ – ОБЪЕДИНИТЬ ЕВРОПУ!
– Эдуард Ришатович, 14 января представители некоторых национальных федераций приехали на запланированный исполком в Румынию, остальные – на внеочередной конгресс в Чехию. Своими действиями вы, ставя своей целью навести порядок в боксерском хозяйстве, получается, поделили все европейские федерации на два лагеря…
– Делил Европу не я. Это сделали раньше. Поясню. Генеральный секретарь АИБА и теперь уже бывший вице-президент ЕАБА турок Доганели организовал Федерацию бокса ЕЭС. Но в нее вошли Армения, Турция, Болгария – то есть те страны, которые не являются членами ЕЭС! Но Доганели было выгодно сделать именно так, чтобы разделить Европу. У меня же и мысли такой никогда не было. Я, напротив, хочу объединить ее. Сейчас во всех письмах, которые я как новый президент ЕАБА отправляю во все национальные федерации континента, присутствуют призывы объединить Европу. Есть, конечно, и те, кому это не нравится. Они пытаются сопротивляться, и это нормальная ситуация.
Более того, у нас есть планы расширять боксерскую Европу. Мы хотим, чтобы бокс культивировался в большем количестве стран и интерес к нашему виду разгорался даже там, где он стараниями предыдущей власти затух.
– Не было мыслей о том, что в случае неудачного исхода «революции» вы сами рисковали все потерять как вице- президент ЕАБА и АИБА?
Ни о чем подобном не думал. Каким образом человек, который хочет добра и ставит своей целью избавить бокс от махинаторов, может все потерять? Я был уверен в том, что все получится, поскольку меня поддерживали многие люди. Поверьте мне, никому не нравилось, что их засуживают.
– Сопутствовали ли пражскому конгрессу какие-то непредвиденные ситуации?
Мы ожидали представителей 32 стран, а в Чехию прибыли лишь 26 членов национальных федераций – видимо, сказалась «работа» Доганели. Но для кворума нам хватило бы и 23 человек. В итоге за мою кандидатуру было отдано 25 голосов, еще один воздержался.
В целом же конгресс прошел без неожиданностей. Мы нашли общий язык с представителями всех федераций. Сошлись в одном главном вопросе: мы занимаемся спортом, а не подковерными интригами. Стараниями Доганели многие западные страны раньше держались вместе и были против наших стремлений изменить нездоровую ситуацию. А теперь все идет к тому, что многие из них, например, Великобритания, Германия, Бельгия, Австрия, Исландия, Португалия, – с нами. В скором времени ожидается визит в Москву представителей еще нескольких стран, с которыми мы будем обсуждать направления совместной работы.
– Известно ли вам о том, как параллельно развивались события в Бухаресте?
Есть информация о том, что туда прибыли представители 20 федераций, но по моим сведениям их не могло быть более 16. Причем двое из них проголосовали за меня. Думаю, что решение своего исполкома они вскоре обнародуют. Но это уже агония, с юридической точки зрения наш конгресс был созван правомерно.
– Кто поддерживал вас в этом вопросе?
Международная юридическая фирма «Росспортконсалтинг», которая уже давно сотрудничает с Федерацией бокса России, и юридическая комиссия ОКР.
МЕДАЛЬ ДЛЯ БЕЛЬГИЙЦА
– Уже решили, какие первые шаги предпримете в новом статусе?
Самое главное, как я уже говорил, объединить боксерскую Европу. Оживить ее. Чтобы никто из членов ЕАБА не думал, что вопросы решаются за них. В процессе по мере своих возможностей должны принимать участие все. Вместе мы будем пытаться делать соревнования более зрелищными. В частности, уже на ближайших турнирах планируем оживить программу какими-то концертными номерами, лазерными шоу. Постараемся организовать структуру комиссий, чтобы направления их работы не пересекались. Ну и самое главное – это судейский вопрос. Если кто-то из судей будет замечен в нечистоплотности, санкции последуют немедленно. Но, надеюсь, до этого не дойдет. Судьи у нас понятливые. Если чувствуют твердую руку, то и ведут себя правильно. Ну и, конечно, стоит добавить, что «зажимать» мы никого ни в коем случае не намерены. Так что ни туркам, ни кому-либо еще беспокоиться по этому поводу не следует. Мы – за честную игру.
– Как получилось, что болгарина Эмиля Жечева, который возглавлял организацию ЕАБА, удалось сместить с этого поста, невзирая на его отсутствие на конгрессе?
Стоит пояснить, что фактически бразды правления в последнее время перешли в руки Доганели. А Жечев уже давно не появлялся на конгрессах, так что в его смещении нет ничего удивительного. Мы приняли это решение большинством голосов. Но при этом по моему предложению в знак уважения за его прошлые заслуги он был назначен на пост почетного президента ЕАБА. Правда, поздравить его с этим даже по телефону мне пока не удалось. Возможно, он сам избегает контактов.
– Произошли ли какие-то изменения в исполкоме ЕАБА?
За исключением нескольких человек, мы обновили его состав. В числе вице-президентов – представители Армении, Венгрии, Ирландии, Украины, Чехии, Грузии, Германии, Голландии и Азербайджана. Еще два места пока вакантны.
– Какова реакция руководства АИБА на решение конгресса в Праге?
– Президент этой организации Анвар Чаудри передал свои поздравления по телефону. Он полностью на нашей стороне.
– Вернемся к уже упомянутой теме Федерации бокса ЕЭС. Вы будете поддерживать эту идею?
– Конечно, поскольку вижу в ней ярко выраженное здравое зерно. Здесь нужно думать о том, чтобы поддерживать представителей тех стран, которые имеют очень мало шансов на то, чтобы попасть «в призы» на чемпионате Европы. А если, например, бельгийский боксер станет победителем или медалистом чемпионата ЕЭС? Ведь это останется с ним на всю жизнь! Он будет своим внукам показывать эту медаль, которую завоевал на крупных соревнованиях. Кроме того, проведение таких турниров может благоприятно сказаться на финансировании бокса в тех странах, где наш вид спорта пока не слишком популярен. Так что я как президент ЕАБА целиком и полностью поддерживаю эту идею. Но важно тщательнее подойти к организации процесса. В частности, я не уверен, что в чемпионате ЕЭС должны участвовать те страны, которые на самом деле членами Европейского экономического союза не являются. Другими словами, с этим вопросом еще предстоит поработать.
– Многих интересует вопрос: останетесь ли вы на посту президента Федерации бокса России?
– Сначала нужно до конца решить вопросы с моей новой должностью, разобраться с документами, провести всю процессуальную часть до конца. А потом будем смотреть, смогу ли я полноценно совмещать оба поста. Но, как показывает практика, ничего невозможного в этом нет.