Атлас Тедди Атласа. На встрече с новым наставником Александра Поветкина мы попытались разобраться, что за человек — бывший тренер Майка Тайсона

Тедди Атлас, воспитавший 17 чемпионов мира, — звезда тренерского цеха в профессиональном боксе. Станет ли Александр Поветкин 18-м чемпионом в послужном списке Атласа? После разговора с американцем корреспондент «Советского спорта» считает, что станет.
news

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БОКС
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ!

Тедди Атлас, воспитавший 17 чемпионов мира, — звезда тренерского цеха в профессиональном боксе. Станет ли Александр Поветкин 18-м чемпионом в послужном списке Атласа? После разговора с американцем корреспондент «Советского спорта» считает, что станет.

Шрам от виска до шеи, немного прищуренный левый глаз, разговаривает с едва заметным чувством превосходства. Тедди Атлас – один из самых интересных персонажей современного бокса. Не зная истории его жизни, сложно понять, кто он – новый тренер Александра Поветкина.

ВЛАСТНЫЙ АТЛАС

Жесткость – одно из главных качеств Атласа-тренера. Тедди был одним из первых наставников Майка Тайсона. Уже в начале 80-х годов учитель Тедди и приемный отец Тайсона легендарный Кас Д’Амато понимал, что воспитывает будущую суперзвезду. Потому Майк быстро стал его любимчиком.

Атлас же был убежден, что никакого особого отношения к Майку быть не может. Тедди считал: Тайсон нуждается в воспитании – причем в большей степени методом кнута, нежели пряника. Конфликт Тайсона и Атласа достиг апогея, когда Майк поцеловал 13-летнюю племянницу Тедди. Разъяренный молодой тренер выстрелил будущей суперзвезде холостым патроном в голову. После этого один из двоих должен был уйти.

Д’Амато выгнал Атласа.

— Обиделись на Д’Амато? – спрашиваю Тедди.

— Конечно! – Атлас опускает свою тяжелую руку на стол с такой силой, что мой диктофон подлетает в воздух. Тедди извиняется. – Но я знал, что Кас так поступит.

— Что вам дала в профессиональном отношении работа с Касом Д’Амато?

— Семь лет мы работали вместе: семь дней в неделю по 9—10 часов в сутки. Я занимался со всеми подопечными Каса. Надо быть очень тупым, чтобы не вырасти как тренер в такой обстановке, — криво улыбается Атлас.

— В чем была сила молодого Майка Тайсона?

— Сейчас, да и всегда, много говорили о том, что Тайсон быстрее или физически сильнее соперников. Ерунда! Побеждал он не поэтому, хотя это тоже имело значение. Майк выигрывал потому, что он был настоящий дока в использовании слабостей соперника: пробелов в технике или некрепкой психики, плохой работы вблизи или, наоборот, на дистанции.

— Жесткость – необходимое качество для тренера?

— Таков наш бизнес. Здесь невозможно дурачить своих партнеров, я имею в виду боксеров. Нельзя говорить: «Эй, парень, все здорово!» (для большей убедительности Атлас стучит меня по плечу), если это не так. Боксер выходит на ринг, и ложь сразу становится очевидной. Жесткость в паре с честностью – лучший способ добиться успеха в нашем деле.

Дисциплина очень важна. Что касается Поветкина, то он сейчас находится в благодушной среде: Александр окружен людьми, которые его любят, с которыми он чувствует себя комфортно. Но в такой обстановке мы теряем возможность объективно воспринимать реальность. И для меня сейчас главное – я вижу, что Саша меня слышит и готов развиваться дальше. Но для этого его надо выдернуть из этой благодушной среды. Мы уезжаем в Америку, где будет меньше отвлекающих моментов. И мы сможем полностью посвятить себя работе.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ АТЛАС

В предстоящем бою Владимира Кличко с Александром Поветкиным Атлас мог бы находиться в углу украинца. Кличко-младший связался с Тедди пять лет назад и предложил американцу стать его тренером. Но Атлас был связан обязательствами с другим боксером. Он попросил перенести начало сотрудничества на пару месяцев. Кличко такой вариант не устроил. Американец отказался от работы, сулившей очень большие доходы.

— Кличко теперь тренирует Эмануэль Стюард. Он делает свою работу очень хорошо, — считает Атлас.

— Вы действительно думаете, что нынешнего Владимира Кличко можно победить?

— Вы допускаете серьезную ошибку – смотрите на сильные стороны Кличко: высокий рост, длинные руки, мощный джеб. Я же вижу его слабости. Он комфортно чувствует себя на дистанции. Но, когда соперник подбирается к нему поближе, он обнимает его, как любимую девушку. Есть вещи, которые он делает очень плохо – ты приближаешься к нему на шесть футов, а он отпрыгивает сразу на 12, — с этими словами Атлас отъезжает на своем кресле метра на три назад. – Наша задача – перехитрить Кличко.

— Как это сделать?

— Все соперники Владимира допускали одну и ту же ошибку – работали на дистанции, которая прежде всего удобна самому Кличко. У меня складывалось такое ощущение, что они вообще работали в одной команде с Кличко. Да, он очень хорошо контролирует дистанцию, и наша задача – заставить его работать в некомфортных условиях, заставить принять ближний бой…

— …и поразить Владимира, как считается, в «стеклянный» подбородок?

— У него стеклянные мозги, а не стеклянный подбородок!

— Почему вы так говорите? Он же считается лучшим супертяжем! Побеждал Рахмана, Ибрагимова, Чагаева…

— Я не видел его боя против Чагаева. И не заплатил бы и доллара, чтобы его посмотреть. Бесплатно, может быть, и сходил бы, а так — нет. Мне неинтересно смотреть на такой жалкий бокс. Владимир – молодец: он отлично использует свои козыри, благодаря этому стал миллионером. Но деньги не сделали его интересным боксером. Что касается Чагаева, то он просто сотрудничал с Кличко на ринге.

ИМПУЛЬСИВНЫЙ АТЛАС

Самый яркий эпизод тренерской карьеры Атласа пришелся на 22 апреля 1994 года. Его подопечный Майкл Мурер пытался отобрать титул чемпиона мира в супертяжелом весе по версиям IBF и WBA у Эвандера Холифилда. Эвандер проводил явно не лучший свой бой, но и Мурер боксировал слишком осторожно, чем привел тренера в бешенство. После гонга, возвестившего об окончании очередного раунда, Тедди сам уселся на стул в углу: «Если ты не возьмешься за ум, я сам его побью» — таков был лейтмотив речи Атласа. Выслушав тренера стоя, Мурер прибавил и победил Холифилда по очкам.

— Каковы шансы Поветкина на победу в бою с Кличко?

— Моя задача не считать шансы Александра на победу, а заставить моего боксера понять, какое испытание ему предстоит в ближайшее время.

— В чем сильные и слабые стороны Поветкина?

— Желание учиться, уверенность в себе и огромная воля к победе – в этом сила Александра. Слабых сторон не меньше, но все они могут быть исправлены. Саша, например, иногда ведет себя пассивно: не знает, что делать, и выжидает, что предпримет соперник. Это неправильно. Он должен измениться, стать менее предсказуемым.

— Как вы собираетесь исправлять слабости в подготовке Александра?

— Эй, сколько у тебя там еще вопросов?! – вырывает собеседник блокнот у меня из рук. Пробежавшись глазами по незнакомой кириллице, Атлас успокаивается так же быстро, как и вспыхнул. — Мне еще предстоит много поработать, чтобы понять характер Поветкина, его склад ума, изучить физические возможности. Наша цель номер один – сделать его гораздо сильнее как боксера. Цель номер два – вместе понять, как он сможет использовать свои преимущества и слабости Кличко. Я сказал Александру: следующий год станет историческим – тебе исполнится 30 лет, а этот год определит твою судьбу на следующие 30 лет.

УВЛЕКАЮЩИЙСЯ АТЛАС

В жизни Тедди Атлас не ограничивается квадратом ринга. В 1997 году он создал благотворительный фонд имени доктора Теодора Атласа, своего отца. Три года назад Тедди издал автобиографию «С улиц на ринг: борьба за то, чтобы стать мужчиной». С 1998 года Атлас комментирует бокс на телевидении, в том числе ведет репортажи с Олимпийских игр. Пять лет назад он вел репортаж с финального боя в супертяжелом весе из Афин, в котором победил Поветкин.

— Александр с тех пор значительно вырос как боксер, — говорит Атлас. – Он пополнил свой технический арсенал: ведь теперь ему приходится проводить не 3—4 раунда, а намного больше. Да и вообще профессиональный бокс сильно отличается от любительского. И соперники здесь тоже другие.

— Какие бои Поветкина в профи вы видели?

— Посмотрел пару-тройку записей, — почему-то морщится американец. – Точно бой с Чамберсом, еще…

— С Сайксом?..

— Да бросьте, это был не бой, а цирк (Сайкс не вышел на третий раунд якобы из-за травмы руки. – Прим. ред.). Вспомнил, видел еще поединок с Эстрадой.

— Поветкина мало знают в Америке. Работа с вами поможет российскому боксеру прибавить популярности за океаном?

— Наверное, вы знаете, что я комментирую бокс и веду программы на ESPN (крупнейшем спортивном канале США. – Прим. ред.). Могу вас заверить, что теперь в этих передачах будут показывать Поветкина.

— Всё, мне надо идти, — резко встает из-за стола Атлас и уходит, предварительно стукнув в своем стиле меня по плечу.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Теодор АТЛАС-младший (Тедди АТЛАС)

Родился 29 июля 1956 года в Нью-Йорке.

Рано закончил карьеру боксера из-за травмы спины.

В качестве тренера работал с Майком Тайсоном, Майклом Мурером, Трэйси Паттерсоном, Джоуи Гамашем, Симоном Брауном, Уилфредо Бенитесом, Донни Лалонде, Барри Макгиганом, Шенноном Бриггзом, Майклом Грантом и другими.

В 1980 году тренировал сборную Швеции по боксу, а также готовил актера Уильяма Дефо к роли боксера в фильме «Триумф воли».

Комментирует бокс на телеканале ESPN.

Жена Элейн, имеет двоих детей.