Тренер Александра Поветкина Костя Цзю: Хочешь стать чемпионом – живи по жесткому уставу
Звездный наставник российского супертяжа рассказал, что в подготовке к бою важнее всего.
- Костя, что в подготовке боксера к бою для вас, как тренера, самое главное? «Физика»? Техника? Тактика? Или, может, что-то еще?
- Физика, техника, тактика, стратегия – все это очень важнно. Но самое главное – добиться доверия ребят. Чтобы они мне доверились. Нужна беспрекословная вера в то, что я требую, что говорю. Чтобы даже то, что я говорю неправильно, воспринималось на сто процентов.
- И как, получилось?
- Думаю, получилось.
- А зачем вообще вам, тренеру, было делать что-то неправильное?
- А я и не делал! Я говорю: «если». И уверен: если бы сделал, ребята не возразили бы.
- Словом, предлагаете своим боксерам жить по армейскому уставу: «Пункт первый: «Командир всегда прав». Пункт второй: «Если командир неправ, читай пункт первый»?
- Именно так. Хочешь стать чемпионом – устав должен быть даже жестче армейского. И вера в правоту наставника должна быть беспрекословной. Это очень важно. Объясняю, для чего. Идет тяжелый бой. Когда я говорю боксеру что-то, у боксера просто нет ни милисекунды, чтобы прокрутить это «что-то» в голове. Он должен вопринять это как данность и выполнять на автомате – сразу. Тогда это даст нужный эффект.
- Если ученик вас вообще услышит. Многие боксеры признавались мне, что советы тренера во время боя чаще всего просто пролетают у них мимо ушей. Даже те советы, которые звучат в перерывах между раундами.
- Все так. Но не совсем так. Когда тебе кричат: «Делай комбинацию в четырехфазовом положении, а потом уклон вправо, а потом выход с ударом», ты действительно не услышишь, а услышишь – ни хрена не поймешь. Чтобы связь тренер-ученик в бою не терялась – я это на своем опыте понял – нужны какие-то установочные сигналы, какие-то короткие слова, который боксер способен в горячке воспринять, как руководство к действию. Такие, чтобы одно слово – и боксер понимал, что в следующее мгновение надо сделать.
- И такое возможно прямо по ходу раунда?
- Лучше, конечно, давать советы в паузе. По ходу боя стараюсь молчать – разьве что на эмоциях что-нибудь вылетит. Потому что толку от этого... Хотя мы на треировках стараемся специально наработать вот что: чтобы ребята научились выделять из хора звучащих из зала «советов» друзей и болельщиков выделять именно мой голос – а остальное просто не слышать.
- И как, Поветкин уже выделяет ваш голос из общего фонового шума?
- Надеюсь, да. Это ведь тоже то самое, о чем мы уже говорили: вопрос безоговорочного доверия тренеру. Если это доверие есть – все будет работать, как надо.
Александр Поветкин: Тревожит, какой результат принесет подготовка с новым тренером