Что и требовалось доказать!
РОССИЙСКИЙ БОКС
В 15-м и 16-м выпусках «Российского бокса» (31 августа и 28 сентября 2002 года) мы подробно рассказали о скандале, случившемся на юношеском первенстве Европы во Львове. Напомним, что там руководители российской делегации сняли команду с соревнований в день финалов в знак протеста против неприкрытого судейского произвола. В итоге пять решающих боев с участием юных россиян зрители не увидели…
КАИРСКАЯ ТОЧКА ПОСЛЕ ЛЬВОВСКОГО МНОГОТОЧИЯ
Беспрецедентный в истории европейских юношеских первенств скандал получил огромный общественный резонанс. После тщательного анализа ситуации Федерация бокса России пришла к выводу, что главная вина за случившееся лежит на председателе судейской комиссии Европейской ассоциации бокса, вице-президенте ЕАБА украинце Игоре Гайдамаке, и обратилась к высшему руководству международного любительского бокса с просьбой рассмотреть вопрос о служебном несоответствии Гайдамаки на посту главы судейской комиссии ЕАБА.
Этот вопрос начали обсуждать в конце сентября на заседании бюро вице-президентов АИБА в Гаване, где была создана специальная комиссия. Российская сторона предоставила ей видеозаписи всех спорных боев, переводы статей антироссийской направленности, распространявшихся среди болельщиков во время соревнований, отчет технического делегата ЕАБА и прочие материалы, убедительно доказывающие, что вся ответственность за случившееся во Львове лежит на организаторах первенства, и прежде всего на Игоре Гайдамаке.
Президент АИБА Анвар Чаудри негативно оценил действия украинской федерации, проводившей соревнования во Львове, а точку в этой истории поставил ноябрьский исполком ЕАБА в Каире, решением которого Гайдамака снят с должности председателя судейской комиссии Европейской ассоциации бокса. Об этом президент ЕАБА Эмиль Жечев и доложил делегатам XV Конгресса АИБА, прошедшего там же, в Каире. За подробностями мы обратились к президенту Федерации бокса России Эдуарду Хусаинову, возглавлявшему нашу делегацию в столице Египта.
ИЗВИНЕНИЯ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ
— Эдуард Ришатович, понятно, что решение руководителей нашей делегации во Львове снять команду с соревнований спровоцировали необъективные действия судей во главе с председателем судейской комиссии ЕАБА Игорем Гайдамакой. В то же время известно, что ни одна международная федерация не поощряет подобные срывы официальных соревнований, пусть даже в благородном эмоциональном порыве. Как в этой связи расценили поступок российской команды делегаты каирского Конгресса АИБА?
— Этот вопрос Конгресс вообще не обсуждал. Мы пришли туда с уже готовым решением исполкома Европейской ассоциации бокса о снятии Игоря Ивановича Гайдамаки с должности председателя судейской комиссии ЕАБА, о чем лишь вскользь упомянул в своем докладе президент ЕАБА Эмиль Жечев. Тем не менее ранее в официальных письмах на имя президента АИБА Анвара Чаудри во время заседаний бюро вице-президентов АИБА в Гаване и исполкома ЕАБА в Каире мы принесли извинения по поводу действий нашей делегации во Львове, не выдержавшей всех положений, определенных официальными правилами. И эти извинения были приняты без каких-либо негативных последствий для нас. В то же время случай во Львове, а также демарш кубинской «взрослой» команды, досрочно покинувшей три года назад чемпионат мира в Хьюстоне, вынудили участников каирской конференции внести определенные дополнения в Устав АИБА: теперь подобные действия будут наказываться дисквалификацией от одного года до четырех лет.
— Исполком ЕАБА удовлетворил просьбу Федерации бокса России не оставлять без внимания вопиющие факты нарушений (в том числе и судейской этики), допущенных организаторами юношеского первенства Европы во Львове. Какой фактор, на ваш взгляд, оказался решающим, определившим подобное решение членов исполкома?
— Думаю, что на него существенно повлияло решение судейской комиссии Международной ассоциации бокса дисквалифицировать четырех судей, обслуживавших европейское первенство во Львове. Изучив предоставленные нами видеозаписи, комиссия АИБА вынесла заключение, которое, в общем-то и должна была вынести: предвзятое судейство в финальных боях с участием наших ребят видно невооруженным глазом. Кроме того, беспристрастная пленка четко зафиксировала моменты, когда Гайдамака и его помощник, заместитель председателя технической комиссии ЕАБА Анатолий Пацатый находились за судейским столом во время боев. А ведь согласно правилам вице-президенты и члены исполкома международных федераций не должны этого делать…
С ПОЗИЦИЙ ЧИСТОТЫ СУДЕЙСТВА
— Несмотря на убедительность доказательных материалов, Федерация бокса России решила все-таки подстраховаться, организовав накануне исполкома ЕАБА рабочее совещание в Москве с участием представителей федераций бокса Армении, Азербайджана, Белоруссии, Молдавии, Латвии и Румынии. О чем, если не секрет, там шла речь?
— Никакого секрета мы из этой встречи не делали. Более того, было даже предложение вице-президента молдавской федерации подготовить письменный проект нашего совещания и направить его в ЕАБА и АИБА. Не сделали мы этого только потому, что встреча носила неофициальный характер. Главной ее темой стали, естественно, события во Львове, которые еще раз подтвердили, что необъективное судейство остается проблемой номер один в олимпийском боксе. Мы просмотрели видеозаписи спорных боев юношеского первенства, европейского чемпионата в Перми, обсудили их, вспомнили некоторые другие соревнования и предложили коллегам поддержать на исполкоме ЕАБА нашу позицию в том, что Игорь Иванович Гайдамака не справляется с обязанностями председателя судейской комиссии ЕАБА, что это не та персона, которая способна искоренить обозначенную проблему. Определенную работу в этом направлении провели также с представителями других федераций уже непосредственно в Каире, накануне заседания, и в итоге Гайдамака был снят подавляющим большинством голосов.
Хочу особенно подчеркнуть: это была не навязчивая идея сместить Игоря Ивановича во что бы то ни стало только потому, что он не устраивает Федерацию бокса России. Вопрос стоял намного шире: мы подходили к нему с позиций чистоты судейства, чтобы не было таких боев, когда все видят, что выигрывает один боксер, а победу отдают другому.
— Кто заменил Гайдамаку на посту председателя судейской комиссии ЕАБА?
— Член исполкома АИБА Агаджан Абиев из Азербайджана. Федерация бокса России поддержала его кандидатуру.
ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А РУКИ МЫТЬ НУЖНО
– После окончания заседания исполкома ЕАБА общались с Гайдамакой?
—Да. В дружеской беседе я сказал ему, что наши боксеры, тренеры, судьи, команды в целом дружили, дружат и будут дружить, и мы ради этих добрых отношений, ради интересов самого бокса должны подальше спрятать личные амбиции, чтобы оставить за собой право честно смотреть друг другу в глаза. Игорь Иванович нарушил этические нормы, переступил грани дозволенного и в итоге получил то, что получил – лишился поста руководителя европейской судейской комиссии.
— Уже более двадцати лет наша страна не имела своих представителей среди вице-президентов Международной ассоциации бокса, и вот наконец в Каире «лед тронулся»: вице-президентом АИБА избран вице-президент Федерации бокса России Рамазан Абачараев…
— Причем практически единогласно. Теперь Рамазан Абачараев и президент ЕАБА Эмиль Жечев представляют Европу в бюро вице-президентов АИБА. Всего, как известно, их девять – по два от Европы, Азии, Америки, Африки и один — от Океании.
— Круг конкретных обязанностей Абачараева в АИБА уже определен?
— Этот вопрос сейчас решается.
— Эдуард Ришатович, в Каире, как известно, и вы принимали поздравления, поскольку члены исполкома ЕАБА избрали вас вице-президентом Европейской ассоциации бокса.
— По инициативе бюро вице-президентов Федерации бокса России я сменил на этом посту президента Федерации бокса Пермской области Петра Павлова. Петр Юрьевич – замечательный человек, делающий очень много для развития и популяризации любительского бокса. В частности, он поднял его на должную высоту в Пермской области, что лишний раз доказал хорошо организованный чемпионат Европы-2002 в Перми. Только в последнее время в области открыто пять боксерских залов. Но держать планку на этом же уровне в международной работе Петру Юрьевичу было очень тяжело, поэтому бюро вице-президентов Федерации бокса России приняло решение отозвать Павлова с поста вице-президента ЕАБА и поручить эти обязанности мне. Ни президент ЕАБА, ни члены Исполкома возражать не стали…
— На Конгрессе АИБА произошли давно обещанные изменения весовых категорий. Насколько они существенны и как, на ваш взгляд, они могут отразиться на благополучии российского бокса?
— Изменения коснулись трех весовых категорий. Вместо 63,5 кг теперь будет категория 64 кг, а два веса 67 кг и 71 кг свели в один — 69 кг. Что касается последствий этих новшеств для российского бокса, жизнь, как говорится, покажет. Хотя абсолютно бесследно они, конечно, для нас не пройдут, ведь в весе 67 кг мы имели двукратного олимпийского чемпиона Олега Саитова, чемпиона Европы Тимура Гайдалова, в категории 71 кг – чемпиона Европы Андрея Мишина...
ТАЙЦЫ С ЧЕМПИОНАТОМ НЕ РАССТАЛИСЬ
— Поднимался ли в Каире вопрос о проведении чемпионата мира-2003 в Москве?
— Да, и, честно говоря, мы очень рассчитывали на это. Напомню, что после того, как Бангкок, получивший еще шесть лет назад право на проведение этого чемпионата, решил перенести его сроки с июля на октябрь, у нас появились неплохие шансы заполучить этот чемпионат. Во-первых, октябрь не устраивал европейские страны, поскольку участие в чемпионате мира в эти сроки могло существенно отразиться на подготовке боксеров к квалификационным олимпийским турнирам. А во-вторых, Федерации бокса России получила полную поддержку мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова о проведении чемпионата мира в столице России. Но, к сожалению, на этот раз не получилось: Бангкок согласился принять чемпионат в июле.
Москва может выдвинуть свою кандидатуру на 2007 год, но этот вопрос надо обсуждать и заручаться поддержкой городских властей.
— Известно, что на Конгрессе АИБА в Каире речь шла и о принципиально новых боксерских соревнованиях, так называемых турнирах «Гран-при». Можете ли рассказать о них подробнее?
— По задумке их инициаторов, это должны быть коммерческие соревнования с участием лучших боксеров мира и привлечением ведущих телевизионных компаний в целях популяризации бокса. Однако проект еще настолько сырой, что обсуждать его сейчас преждевременно.
— Возвращаясь к главным для нас решениям каирских заседаний исполкомов ЕАБА и АИБА, наверное, можно смело сказать, что Российской федерацией бокса одержана очень важная победа на дипломатическом, если так можно выразиться, фронте, вне канатов ринга. Факт, согласитесь, очень отрадный, особенно если вспомнить полное фиаско прежнего руководства Федерации бокса России на Конгрессе АИБА 1998 года…
— Мы выступили в Каире с инициативами дружеских и честных взаимоотношений в любительском боксе как в ринге, так и вне его. Это и было оценено по достоинству представителями других стран.
Примечание: на международных соревнованиях среди юниоров и юношей (первенство мира и Европы) возраст определяется по дню рождения.
НАША СПРАВКА
Новые весовые категории, которые станут официальными с 1 января 2003 года.
Мужчины (19–34 года): 48 кг, 51 кг, 54 кг, 60 кг, 64 кг, 69 кг, 75 кг, 81 кг, 91 кг, св.91 кг.
Юниоры (17–18 лет): 48 кг, 51 кг, 54 кг, 57 кг, 60 кг, 64 кг, 69 кг, 75 кг, 81 кг, 91 кг, св.91 кг.
Юноши (15–16 лет): 46 кг, 48 кг, 50 кг, 52 кг, 54 кг, 57 кг, 60 кг, 63 кг, 66 кг, 70 кг, 75 кг, 80 кг, 86 кг.
Женщины: 46 кг, 48 кг, 50 кг, 52 кг, 54 кг, 57 кг, 60 кг, 63 кг, 66 кг, 70 кг, 75 кг, 80 кг, 86 кг.