Он писал историю бокса

null
news

БОКС

Скончался Николай Николаевич Тараторин. Закаленные в боях на фронте и на ринге мужчины на похоронах плакали. Он был одним из нас и одновременно особенным. Вечная память о нем — в его вечных книгах.

председатель комиссии бокса Всемирной ассоциации спортивной прессы (AIPS), мастер спорта

Представьте себе картину: война, 23 февраля. На фронте отмечают День Красной Армии. И в танковом батальоне, который зарылся в землю отдельно от полка, семеро офицеров собрались в землянке отметить попутно день рождения командира первой роты. Выпили по полкружки, и тут из-за стола поднимается с благодарностью именинник — ему нужно на пост: один танк врыт в мерзлую землю до башни и стоит в засаде, его очередь заступать. Никаких атак не ждут, однако дежурство…

И говорит этому имениннику друг его, который отмечен Золотой Звездой и по негласным правилам в любом полку отстраненный по возможности от всякого риска: «Посиди, старик, я схожу в засаду…» А через полчаса бомба с немецкого самолета врезалась точно в тот самый зарытый танк.

И с тех пор, спасенный самой судьбой, этот человек, уже в 25 лет в освобожденной Праге назначенный на должность начальника штаба полка, всю жизнь трудился за двоих. Окончил после победы разведфакультет военной академии, пожил вместе с молодой женой и крохотной дочкой в землянке в Забайкалье, куда прибыл уже командиром полка, пропадал за письменным столом по 20 часов в сутки, когда служил после в Главном штабе Сухопутных войск у маршала Чуйкова, легендарно известного своей требовательностью. С нагрузкой служил — у Чуйкова не прохлаждались… Впрочем, с трудностями этот человек был на короткой ноге.

Оставшись сиротой после ареста отца «без права переписки», он и сам побывал после на нарах. Но повезло — вернулся в Институт физкультуры. Редко такое случалось в те времена, но из песни слова не выкинешь. Он вообще жил не как все: будучи начштабом полка, стал чемпионом дивизии, а потом и армии по боксу (единственный случай в истории нашего спорта), после — молодым и перспективным полковником, начальником штаба дивизии. Потом оставил блестящую карьеру и стал военным журналистом, причем не спецом, а обычным корреспондентом. Целых четыре года все свободное время проводил в архивах и подготовил-таки справочник «Бокс» — уникальное издание 1976 года с результатами международных и всесоюзных соревнований по боксу, рассказами о выдающихся боксерах и тренерах. Только у этого вида спорта в нашей стране долгие годы имелась такая книга. Видно, в других подобных энтузиастов не было.

Читатели, естественно, уже догадались, о ком идет речь. Именно Николай Николаевич Тараторин мог сделать и сделал вышедшую в 1998-м «Энциклопедию бокса». Заместитель председателя Федерации бокса СССР и глава московской федерации в славные годы выступлений Попенченко, Лагутина, Никанорова, Степашкина, Агеева и их друзей в команде легендарного Виктора Ивановича Огуренкова, журналист Тараторин увековечил историю бокса в книгах, к которым не раз будут обращаться новые поколения мастеров ринга и их поклонники. Хватило усидчивости, настойчивости, трудолюбия.