Кирсан Илюмжинов: «Терминатор» подсел на шахматы
ШАХМАТЫ
В предыдущем номере приложения «Шахматы» президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов объявил крестовый поход против так называемых гроссмейстерских ничьих – бессодержательных, подчас договорных партий, в которых борьба заканчивается сразу по выходе из дебюта. Он предложил произвести некую переоценку ценностей – оценивать победу в три очка, а ничью – всего в одно. Ясно, что при такой ситуации ничьи будут просто невыгодны с точки зрения турнирной борьбы.
Как отреагировал на эту идею Илюмжинова шахматный мир?
Каждый день в «Советский спорт» и в элистинский офис ФИДЕ приходят письма, в которых любители и профессиональные шахматисты выражают свое отношение к идее Илюмжинова. Абсолютное большинство полагает, что изменения необходимы.
— Ничейный вирус тормозит развитие шахмат и резко ограничивает коммерческий потенциал нашего вида спорта, — говорит Кирсан Николаевич. – Мы живем в XXI веке с его динамикой, скоростями и правилами. И не имеем права отставать.
Реалии таковы, что спонсоры готовы вкладывать деньги только в зрелищные проекты, вызывающие живой интерес у большой аудитории зрителей. Они не готовы оплачивать 10-ходовые ничьи, благодаря которым игроки решают какие-то свои сиюминутные задачи. То же самое можно сказать и о болельщиках. Отсюда – необходимость дальнейших изменений, призванных повысить зрелищность шахмат.
— Главная цель остается прежней – сделать шахматы олимпийским видом спорта?
— Выделю два приоритетных направления: включение шахмат в олимпийскую программу и окончательное признание нашего вида спорта телевидением. Любопытно, что эти две вещи взаимосвязаны. Шахматы будут включены в программу Игр, если твердо займут свое место в телевизионной сетке. И наоборот, шахматы обязательно будут показывать по телевидению, как только они войдут в программу Олимпиады. Разорвать этот замкнутый круг непросто, но мы делаем все, чтобы это произошло, и, на мой взгляд, добились определенных успехов.
Вот вам пример. Невиданное доселе дело: ведущий американский спортивный телеканал ESPN транслировал в прямом эфире решающую партию недавнего матча Гарри Каспарова против компьютера. И знаете, телевизионщики остались довольны как рейтингом трансляции, так и ее коммерческой окупаемостью. Для них был откровением тот факт, что шахматы – это зрелищный даже с телевизионной точки зрения вид спорта.
— В целом считается, что США – в какой-то степени гиблая для шахмат страна. На ваш взгляд, ФИДЕ способна занять свою нишу на американском спортивном рынке?
— Для этого есть определенные предпосылки. На деле многие американские компании проявляют сейчас заинтересованность в шахматах и ФИДЕ как партнере. На днях, например, график основных соревнований был отправлен руководителям компании «Даймлер-Крайслер», которые задумываются о партнерстве с нашей организацией. А американская компания «X-3D» уже спонсировала матч Каспарова против компьютера.
Радует и то, что многие знаменитости увлекаются нашей игрой. Речь идет о звездах первой величины – Мадонне и Арнольде Шварценеггере, например. Последний, как известно, планирует баллотироваться на пост губернатора Калифорнии. Знаете, каков один из лозунгов предвыборной компании «терминатора»? Шахматы против наркотиков. Мы, кстати, целиком и полностью разделяем этот постулат.
В целом в США происходят интересные в шахматном отношении процессы, важно только грамотно их использовать. Нужно учитывать множество моментов. Ясно, например, что изменение контроля времени в сторону уменьшения делают шахматы более динамичными и интересными для зрителей. А вот имидж, внешний облик некоторых игроков, наоборот, отпугивает зрителей и инвесторов. Не совсем, согласитесь, правильно, когда участник чемпионата мира приходит на матч в тренировочном костюме и кроссовках. Так быть не должно.
— На этой неделе исполняется год со дня подписания знаменитых пражских соглашений. Удалось ли реализовать все, что было задумано год назад?
— Выше головы не прыгнешь, но уже сейчас понятно, сколь важный документ был подписан в мае 2002 года. Шахматный мир объединился, и сейчас у всех нас есть общее понимание того, каким путем мы должны двигаться дальше. Пражские соглашения были одобрены на Генеральной ассамблее в Бледе. Скоро пройдут два матча: Каспаров – Пономарев и Крамник — Леко, победители которых будут сражаться за звание абсолютного чемпиона мира. Сейчас верстается календарь ФИДЕ с мероприятиями на ближайшие несколько лет. То есть мы стараемся выстроить четкую систему менеджмента, благодаря которой шахматы медленно, но верно станут преуспевающим видом спорта. Продолжаются активные контакты с МОК, и меньше чем через месяц состоится важное совещание, которое окажет влияние на дальнейшую судьбу шахмат. В общем, ФИДЕ не стоит на месте и находится в процессе эволюции. Цель очевидна – шахматы должны занять подобающее им место в XXI веке и стать самой популярной игрой на планете.