Топалов отдохнул на сеансе

На крупном турнире VTEL-MASTERS гроссмейстеры получили день отдыха
news

ШАХМАТЫ

 На крупном турнире VTEL-MASTERS гроссмейстеры получили день отдыха

После своей третьей подряд победы американец Гата Камский, ни на йоту не потерявший свой отличный русский язык, даже не столько сказал, сколько подумал вслух: «Во втором круге на меня все навалятся». И – оказался прав, даже «с опережением». Ни во втором круге, а на финише первого ему пришлось испытать не «навал», а натиск и штурм Веселина Топалова.

Маленькое отступление: я хорошо знаком или был знаком со многими чемпионами мира, и практически все они, имея в коротком турнире полтора очка из четырех без единой победы, не без труда несли бы такой груз. Топалов в этом ряду стоит несколько наособицу: природный и благоприобретенный оптимизм плюс нажитый опыт шахматных битв позволяют ему не столь уж угнетенно реагировать на происходящее. Хотя, конечно же, слова Анатолия Карпова, что поражение в шахматах сродни удару, пропущенному в голову на ринге, касаются и его.

Так вот, именно с упомянутым очковым балансом чемпион мира в пятом туре играл белыми против лидера, и надо сказать, что впервые в этом турнире Камский «не вышел из дебюта» – есть такое профессиональное выражение у шахматистов. То есть решить черными все дебютные проблемы не смог, а когда ослабил пешечную структуру своего королевского фланга, Топалов поступил по завету великого мастера атаки Михаила Таля, всерьез рекомендовавшего сначала интуитивно жертвовать, а затем считать варианты. Прорывом в центре белые отдали пешку, затем качество, и все их оставшиеся фигуры – ферзь, ладья и два слона – неторопливо начали неумолимую охоту за черным королем. Тот попытался убежать в центр, но и это не помогло. Длилась охота 16 ходов, потом нашли какие-то возможности защиты для черных, впрочем, не совсем достаточные. Но вот именно подобный подход к шахматному искусству, какой продемонстрировал Топалов, – это и есть высшая аттестация мастерства.

Две остальные партии завершились вничью. Петр Свидлер получил против Виши Ананда пространственный перевес, но слабостей у черных не наблюдалось, и где ломать их оборону, было не видно.

Руслан Пономарев также стоял активнее, но… «Здесь в каждой партии я допускаю одну серьезную ошибку, против Руслана – тоже, однако удалось удержаться» – так оценил этот поединок Этьен Бакро.

Перед вторым кругом участники получили день отдыха. Единственный. Топалов провел его, на мой взгляд, далеко не лучшим образом: дал сеанс одновременной игры болгарским журналистам. Богатый исторический опыт Михаила Чигорина, Хоcе Рауля Капабланки, Анатолия Карпова показывает, что это не самое подходящее средство отдыха для гроссмейстеров. Правда, длился сеанс всего лишь один час. Для того, кто выиграет у Топалова, был установлен приз. Не выиграл никто. Ничью тоже никто не сделал. И тогда нашли оригинальное решение: мобильный телефон вручили тому участнику, который последним проиграл Топалову.

Для Камского отдых, как и ранее, сводится к свиданию с компьютером и подготовке, подготовке, подготовке. Правда, он и в церковь съездил – по просьбе жены поставить свечку.

Бакро тоже собрался вместе со своим секундантом швейцарским гроссмейстером Яником Пелетье, к слову, недурно говорящим по-русски, поискать: как же выиграть в Софии хоть одну партию? А Пономарев, выступающий под желто-голубым украинским флагом, в шутку сказал, что, кажется, пора по-русски напиться: ведь у него побед пока еще тоже нет.

А вдруг в этой шутке есть эдак граммов 150–200 правды? Не знаю и утверждать не берусь.

Новости. Шахматы